Лента новостей
0

Утверждены Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня (аннотация к документу от 12.11.2019)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.12.2019 19:14 Фото: zakon.kz

Утверждены Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня

Аннотация к документу: Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня» (не введено в действие)

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» Правление Национального Банка Республики Казахстан утверждены Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня.

Целью Правил является определение требований к формированию банком систем управления рисками и внутреннего контроля путем обеспечения:

1) эффективного управления рисками банка посредством своевременного их выявления, измерения, контроля и мониторинга для обеспечения соответствия собственного капитала банка уровню принимаемых им рисков и наличия соответствующего уровня ликвидности;

2) надлежащей практики корпоративного управления и надлежащего уровня деловой этики и риск-культуры;

3) соблюдения банком и его работниками требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, внутренних политик, процедур и иных внутренних документов банка;

4) своевременного обнаружения и устранения недостатков в деятельности банка и его работников;

5) создания в банке адекватных механизмов для решения непредвиденных или чрезвычайных ситуаций.

Совет директоров банка обеспечивает наличие системы управления рисками, соответствующей выбранной бизнес модели, масштабу деятельности, видам и сложности операций и обеспечивает надлежащий процесс выявления, измерения и оценки, мониторинга, контроля и процедур минимизации существенных рисков банка с целью определения банком величины собственного капитала и ликвидности, необходимых для покрытия существенных рисков, присущих деятельности банка.

Система управления рисками представляет собой совокупность компонентов, установленных Правилами, которая обеспечивает механизм взаимодействия разработанных и регламентированных банком внутренних процедур, процессов, политик, структурных подразделений банка с целью своевременного выявления, измерения, контроля и мониторинга рисков банка, а также их минимизации для обеспечения его финансовой устойчивости и стабильного функционирования.

Система управления рисками обеспечивает:

1) оптимальное соотношение между доходностью основных направлений деятельности банка и уровнем принимаемых рисков, основанное на выборе жизнеспособной и устойчивой бизнес модели, эффективном процессе планирования стратегии и бюджета с учетом стратегии риск-аппетита;

2) объективную оценку размера рисков банка, полноту и документирование процессов управления рисками, их превентивного выявления, измерения и оценки, мониторинга и контроля, минимизацию существенных видов рисков на каждом уровне организационной структуры с оптимальным использованием финансовых ресурсов, персонала и информационных систем в целях поддержания достаточного объема собственного капитала банка и ликвидности;

3) охват всех видов деятельности банка, подверженных существенным рискам, на всех уровнях организационной структуры, полноту оценки отдельных существенных видов рисков, их взаимного влияния в целях определения риск-профиля банка и построения стратегии риск-аппетита;

4) наличие уровней риск-аппетита по всем видам существенных рисков и алгоритм действий в случаях нарушения установленных уровней, включая ответственность за принятие рисков, уровень которых определен как высокий, процедуры по информированию совета директоров, комитетов при совете директоров и правления банка в рамках стратегии риск-аппетита;

5) осведомленность уполномоченных коллегиальных органов банка, принимающих решения, несущие за собой риски, посредством построения эффективной системы корпоративного управления, наличия полной, достоверной и своевременной управленческой информации о существенных рисках, присущих деятельности банка;

6) рациональное принятие решений и действие в интересах банка на основании всесторонней оценки предоставляемой информации добросовестно, с должной осмотрительностью и заботливостью (duty of care). Обязанность проявлять осмотрительность и заботливость не распространяется на ошибки в процессе принятия бизнес-решений, если только работники и должностные лица банка не проявили при этом грубую небрежность;

7) принятие решений работниками и должностными лицами банка и действие добросовестно в интересах банка, не учитывая личные выгоды, интересы лиц, связанных с банком особыми отношениями, в ущерб интересов банка (duty of loyalty);

8) четкое распределение функций, обязанностей и полномочий управления рисками между всеми структурными подразделениями и работниками банка, и их ответственности с учетом минимизации конфликта интересов;

9) разделение функции управления рисками и внутреннего контроля от операционной деятельности банка посредством построения системы трех линий защиты, которая включает:

первую линию - на уровне структурных подразделений банка;

вторую линию - на уровне подразделений по управлению рисками и выполняющих контрольные функции;

третью линию - на уровне подразделения внутреннего аудита в части оценки эффективности функционирования системы управления рисками;

10) наличие документов, разработанных в целях регламентирования деятельности банка, создания и функционирования в банке эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля и соответствующих стратегии, организационной структуре, профилю рисков банка и требованиям гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, а также их периодический пересмотр и актуализацию;

11) соблюдение требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах;

12) соблюдение действующих процедур, процессов, политик и иных внутренних документов банка по управлению рисками посредством построения эффективной системы внутреннего контроля.

Уполномоченный орган в рамках оценки эффективности системы управления рисками банка руководствуется следующими принципами:

1) обеспечение финансовой стабильности банков, недопущения ухудшения финансового положения банков и увеличения рисков, связанных с деятельностью банков, защита законных интересов депозиторов, кредиторов, клиентов и корреспондентов банков;

2) преобладание сущности над формой, выражающееся в оценке системы управления рисками банка как механизма измерения и оценки, мониторинга, контроля, и минимизации существенных рисков банка, а не формально регламентированных процедур банка и соблюдения требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, законодательства Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, о платежах и платежных системах, о пенсионном обеспечении, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, о кредитных бюро и формировании кредитных историй, о коллекторской деятельности, об обязательном гарантировании депозитов, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, внутренних документов банка;

3) пропорциональность при осуществлении функций по контролю и надзору, а также при применении по результатам контроля и надзора, мер предусмотренных законами Республики Казахстан, исходя из принятой банком бизнес модели, масштаба деятельности, видов и сложности операций и существенности рисков банка;

4) применение единообразного подхода к оценке системы управления рисками и мерам надзорного реагирования;

5) выявление существенных рисков в деятельности банка.

Уполномоченный орган осуществляет оценку:

1) эффективности системы корпоративного управления;

2) существенных рисков, присущих деятельности банка, с учетом видов и сложности операций банка;

3) соответствия систем управления рисками выбранной бизнес модели, масштабу деятельности, видам и сложности операций банка;

4) финансового состояния крупных участников банка в целях определения возможности поддержания финансовой устойчивости банка;

5) влияния финансового состояния участников банковского конгломерата на финансовую устойчивость банка;

6) эффективности применения превентивных мер с целью недопущения ухудшения финансовой устойчивости банка посредством корректировки систем управления рисками, исходя из масштаба деятельности и уровня принимаемых рисков;

7) применения системы количественных и качественных показателей в рамках оценки деятельности банка и эффективность методов моделирования.

Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: