Совершенствуя уголовное законодательство (Ержан Сабит) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.9)

Совершенствуя уголовное законодательство

 

Ержан Сабит

 

Как известно, 28 декабря 2019 года Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности», вступивший в силу 11 января 2020 года.

Данным Законом внесены поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, законы «О гражданстве Республики Казахстан», «О профилактике правонарушений», «О правоохранительной службе» и другие законы.

Изменения направлены на ужесточение ответственности за скотокрадство; незаконный оборот наркотиков с использованием электронных информационных ресурсов; за браконьерство, а также на усиление защиты инспекторов по охране растительного и животного мира, егерской службы; бытовое насилие против женщин; сексуальное насилие, педофилию; преступления против детей; торговлю людьми.

Закон также предусматривает нормы, направленные на введение первоначальной подготовки лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу.

 

В РЯД ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

В первом блоке поправок ужесточены наказания за изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Закон предусматривает за совершение вышеуказанных преступлений наказание от пяти до восьми лет лишения свободы. Ранее этот срок составлял от трех до пяти лет лишения свободы. Также изнасилование переведено в ряд тяжких преступлений, и теперь насильник не сможет уйти от ответственности, примирившись с потерпевшей стороной, так как примирение по тяжким деяниям запрещено.

Также ужесточены наказания за совершение этих преступлений при отягчающих обстоятельствах. За совершение вышеупомянутых преступлений неоднократно, либо лицом, при выполнении служебных обязанностей, группой лиц, либо с угрозой убийства, насильник получит от девяти до 12 лет лишения свободы. Ранее этот срок составлял от пяти до десяти лет.

За изнасилование малолетних и сексуальные действия в их отношении предусмотрено лишение свободы на срок от 20 лет до пожизненного заключения (ранее - от 17 до 20 лет). Также предусмотрено до шести лет лишения свободы лицам, укрывшим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Стоит отметить, что ранее данное деяние не относилось к тяжкому преступлению.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАКОНЬЕРСТВО

 

Второй блок поправок усиливает ответственность за браконьерство, применение насилия к инспектору по охране животного мира или егерю, а также за посягательство на их жизнь.

Так, за незаконную охоту предусмотрен штраф до трех тысяч МРП либо лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет, с конфискацией имущества (ранее это деяние считалось уголовным проступком и наказывалось штрафом до 160 МРП либо арестом до 40 суток с конфискацией имущества).

Ужесточены также наказания за совершение данного деяния при отягчающих обстоятельствах. К примеру, за незаконную охоту на особо охраняемых природных территориях, в отношении редких животных, лицом с использованием служебного положения, с причинением крупного ущерба предусмотрен штраф до шести тысяч МРП либо лишение свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до семи лет с конфискацией имущества (ранее - штраф до - пяти тысяч МРП, лишение свободы до пяти лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - до трех лет, конфискация имущества).

Если же это деяние совершит преступная группа либо оно причинит особо крупный ущерб, то виновным грозит лишение свободы на срок от шести до десяти лет (ранее - от трех до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до десяти лет (ранее - до пяти лет) с конфискацией имущества.

Аналогично ужесточены наказания за незаконную добычу рыбных ресурсов, других водных животных или растений. Закон выделил в отдельный состав и ужесточил наказание за незаконные добывание, приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылку, перевозку или уничтожение сайгака, его частей или дериватов, в том числе рогов, предусмотрев от трех до пяти лет лишения свободы (ранее - до трех лет) с конфискацией имущества.

Также лицам, применившим насилие в отношении инспектора по охране животных или егеря, грозит от семи до 12 лет лишения свободы, а за посягательство на жизнь - от 15 до 20 лет лишения свободы либо пожизненное лишение свободы (ранее за покушение на их жизнь предусматривалось максимальное наказание до 15 лет лишения свободы).

 

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

 

Третий блок поправок ужесточает ответственность за незаконный оборот наркотиков с использованием электронных информационных ресурсов. Такие деяния отнесены к категории особо тяжких преступлений, а за их совершение предусмотрено лишение свободы на срок от десяти до 15 лет (ранее - от пяти до десяти лет).

Склонение к потреблению наркотиков с использованием этих ресурсов отнесено к категории тяжких преступлений, а за его совершение предусмотрено от трех до восьми лет лишения свободы (ранее был штраф до четырех тысяч МРП либо лишение свободы до четырех лет).

В целях противодействия вовлечению граждан в сферу незаконного оборота наркотиков введена уголовная ответственность за их пропаганду или незаконную рекламу (ранее была административная ответственность). За это деяние предусмотрено до трех лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах - от трех до шести лет лишения свободы.

Четвертый блок поправок дополняет Уголовный кодекс новой статьей, устанавливающей и усиливающей ответственность за скотокрадство (ранее за хищение скота виновные несли ответственность по статье, предусматривающей ответственность за кражу). Теперь за скотокрадство предусмотрен штраф до трех тысяч МРП либо лишение свободы до пяти лет с конфискацией имущества (ранее - штраф до тысячи МРП, лишение свободы до трех лет).

Неоднократное скотокрадство влечет лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ранее - от двух до семи лет) с конфискацией имущества и признано тяжким преступлением, что исключает возможность ухода от ответственности путем примирения с потерпевшим.

За скотокрадство, совершенное преступной группой, в особо крупном размере, предусмотрено лишение свободы на срок от семи до 12 лет (ранее - от пяти до десяти лет) с конфискацией имущества.

 

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

 

Пятый блок поправок ужесточает ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Так, в Уголовный кодекс введена новая статья, устанавливающая ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека (ранее виновные привлекались по общей статье, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения). За это преступление, в случае причинения человеку вреда здоровью средней тяжести, предусмотрен штраф до тысячи МРП либо лишение свободы на срок до года с лишением водительских прав на десять лет, а в случае причинения тяжкого вреда - штраф до трех тысяч МРП либо лишение свободы до трех лет с лишением водительских прав на десять лет.

В случае наступления смерти потерпевшего пьяному водителю грозит лишение свободы на срок до семи лет с лишением водительских прав на десять лет, а за смерть двух или более лиц - от семи до десяти лет лишения свободы с пожизненным лишением водительских прав.

Еще более жесткий подход предусмотрен к лицам, управляющим автомобилем в состоянии опьянения, ранее лишенным водительских прав. К примеру, за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека таким водителем предусмотрено лишение свободы на срок от шести до восьми лет с пожизненным лишением водительских прав (ранее - штраф до трех тысяч МРП, лишение свободы до пяти лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на шесть лет), а в случае наступления смерти потерпевшего - лишение свободы на срок от семи до девяти лет с пожизненным лишением водительских прав (ранее - лишение свободы от пяти до семи лет, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на семь лет).

Наряду с этим закон ужесточил наказания за управление транспортом пьяным водителем, передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, за повторное совершение этих деяний. Также усилена ответственность за управление транспортными средствами лицом, не имеющим права управления, водителем, не имеющим права управления соответствующей категории, лицом, ранее лишенным водительских прав. К примеру, за причинение пьяным водителем вреда здоровью человека, при отсутствии признаков преступления или повреждения транспортного средства, грузов, иного имущества предусмотрен административный арест на 20 суток и лишение права управления транспортом на семь лет (ранее - лишение водительских прав на пять лет).

За управление транспортом пьяным водителем, а равно передачу управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, предусмотрен адмарест на 20 суток с лишением водительских прав на восемь лет (ранее - адмарест на 15 суток, лишение водительских прав на шесть лет).

Одновременно закон усилил ответственность водителей, уклоняющихся от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, предусмотрев адмарест на 15 суток и увеличив срок лишения водительских прав с трех до восьми лет.

 

УЖЕСТОЧЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

 

Шестой блок поправок направлен на обеспечение законности в уголовном процессе и ужесточает наказания за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконные задержание, заключение под стражу, принуждение к даче показаний и др. К примеру, за заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей увеличен размер штрафа с трех до пяти тысяч МРП, срок лишения свободы - с пяти до семи лет, срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - с трех до шести лет.

За привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности увеличен срок лишения свободы с шести до семи лет, а также срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - с трех до пяти лет.

Седьмой блок поправок направлен на ужесточение наказаний за торговлю людьми, бытовое насилие против женщин, преступления против детей и другие преступления против личности. Так, за торговлю людьми предусмотрено лишение свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества (ранее - от трех до пяти лет с конфискацией имущества).

Такая торговля, совершенная преступной группой, повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего, повлечет лишение свободы на срок от 12 до 15 лет с конфискацией имущества (ранее - лишение свободы от десяти до 15 лет с конфискацией имущества).

В то же время за торговлю несовершеннолетними, совершенную преступной группой, повлекшую по неосторожности смерть потерпевшего, предусмотрено лишение свободы на срок от 12 до 18 лет с конфискацией имущества (ранее - лишение свободы от 12 до 15 лет с конфискацией имущества).

Закон в отдельной норме установил и ужесточил ответственность за убийство малолетнего, предусмотрев лишение свободы на 20 лет либо пожизненное лишение свободы (ранее - лишение свободы от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы).

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

За противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений увеличен срок административного ареста с трех до пяти суток.

В отдельной норме установлена административная ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью (адмарест - до 15 суток) и побои (адмарест - до десяти суток), совершенные в отношении лиц, состоящих в семейно-бытовых отношениях.

Восьмой блок поправок направлен на усиление «нулевой» терпимости к правонарушениям. Так, законом установлен запрет на освобождение в связи с примирением лиц, ранее освобождавшихся по этому основанию.

В целях исключения злоупотреблений, в том числе увода от ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления, закон передал рассмотрение вопроса об их освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием в компетенцию суда (ранее такое решение могло быть принято органом уголовного преследования).

Закон в отдельной норме предусмотрел уголовную ответственность за незаконный вывоз культурных ценностей и объектов национального культурного достояния за пределы РК или их невозврат, с наказанием в виде лишения свободы от трех до семи лет (ранее виновные привлекались по статье, предусматривающей ответственность за экономическую контрабанду, которая наказывалась штрафом до 800 МРП либо арестом до 20 суток с конфискацией имущества или без таковой).

Наряду с этим увеличен срок лишения свободы с года до двух лет за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В целях реализации рекомендаций Комитета ООН по насильственным исчезновениям ужесточены наказания за похищение человека и незаконное лишение свободы, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с фальсификацией, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего.

Так, за похищение человека установлено наказание в виде лишения свободы от семи до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой (ранее - лишение свободы от четырех до семи лет), а за незаконное лишение свободы - лишение свободы до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой (ранее - лишение свободы до трех лет).

 

УСТРОЙСТВО В СЕМЬЮ

 

Девятый блок поправок направлен на создание правовых условий для функционирования организаций по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан республики. Такие организации будут создаваться в форме некоммерческих организаций, осуществляющих на безвозмездной основе содействие в устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан республики, постоянно проживающих на территории Казахстана, желающих принять детей на воспитание.

Сотрудниками таких организаций не могут быть работники уполномоченного органа в области защиты прав детей, местных исполнительных органов, организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая их супругов и близких родственников, а также лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Данные организации подлежат обязательной аккредитации в уполномоченном органе в области защиты прав детей. При этом они обязаны сохранять тайну усыновления, информировать уполномоченный орган в области защиты прав детей и правоохранительные органы о фактах смерти, жестокого обращения с ребенком, покушения на их половую неприкосновенность.

Кроме того, данные организации вправе получать информацию в порядке, установленном законодательством, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, с согласия их законных представителей, а также осуществлять подбор граждан, желающих принять таких детей в свои семьи.

Десятый блок поправок предусматривает регламентацию вопросов первоначальной профессиональной подготовки лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу, на базе академий Генпрокуратуры и МВД. Для лиц, поступающих на службу в прокуратуру, такая подготовка будет годичной, а для поступающих в иные правоохранительные органы - шесть месяцев.

Для обучающихся предусмотрена стипендия и обязанность ее возврата в случае отказа от дальнейшего прохождения службы либо отчисления из Академии в связи с неуспеваемостью или нарушением дисциплины, а также по собственному желанию.

Одиннадцатый блок поправок направлен на исключение обязательной регистрации иностранцев в течение пяти суток после прибытия и введение обязанности принимающих лиц (администрации гостиниц, родственников и других) уведомлять органы внутренних дел об их прибытии.

В связи с этим исключена административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства за нарушение сроков регистрации, но при этом они будут нести ответственность за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Казахстана, невыезд из республики после истечения установленного срока, уклонение от выезда, несоответствие осуществляемой деятельности целям, указанным в визе.

Двенадцатый блок поправок направлен на дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства, устранение пробелов и коллизий по итогам мониторинга практики его применения. К примеру, закрепляется право супруга (супруги) возражать против прекращения уголовного дела в отношении умершего.

Исключен шестимесячный срок хранения вещественных доказательств, что позволит избежать значительных финансовых затрат по их хранению, а также минимизировать факты их порчи, утраты либо хищений.

Смягчена ответственность несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, имеющих малолетних детей, лиц, добровольно загладивших вред, а также лиц, совершивших уголовные проступки при наличии иных смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств. Теперь таким лицам за совершение уголовного проступка наказание не будет превышать половины его срока или размера.

Закон расширил перечень дел, рассматриваемых присяжными заседателями, отнеся к их компетенции все дела об особо тяжких преступлениях, за исключением дел об убийствах, совершенных в условиях чрезвычайной ситуации и в ходе массовых беспорядков, преступлениях против мира и безопасности человечества, против основ конституционного строя и безопасности государства, террористических и экстремистских преступлениях, воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке, преступлениях, совершенных в составе преступной группы (ранее за совершение особо тяжких преступлений, предусматривающих смертную казнь или пожизненное лишение свободы).

 

 

 

7 февраля 2020, 12:01
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАЊ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript