В столице прошла мировая премьера балета "Бетховен – Бессмертие - Любовь"

17 февраля 2020, 10:22
Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета "Астана Опера"

Мировая премьера балета "Бетховен – Бессмертие - Любовь" о судьбе творца-композитора Л. Бетховена с огромным успехом прошла на сцене Большого зала "Астана Опера" 14 и 15 февраля при содействии Министерства культуры и спорта РК. Столичный театр представил широкой публике новый балетный жанр, передает zakon.kz.

По информации пресс-службы столичного театра, спектакль поставлен немецким хореографом Раймондо Ребеком на музыку Л. Бетховена, И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Д. Хаубриха. "Бетховен – Бессмертие – Любовь" - это масштабное творческое высказывание на тему драматического жизненного пути выдающейся личности.

Балет начинается с похоронной процессии. Люди, одетые в черную одежду, прощаются с гением, провожая в последний путь великого композитора. Они поражены вестью о его смерти и глубоко скорбят о том, что Бетховен покинул их. Эта сцена показывает, насколько сильным было его влияние в музыкальном мире. Черное пианино, символизирующее гроб, создает мрачную картину бытия, утверждая, таким образом, что все в этом мире бренно. Однако немного позже, эпизод Космоса покажет нам, что композитор не умер, а лишь стал частью Вселенной, одной из звезд высокого черного небосвода.

Композицию самого балета можно считать повествовательной, сюжет рассказывает нам о муках и тайнах творчества гения. На сцене мир Бетховена обретает такую силу и мощь, что зритель верит – все так и было. Вот будущий композитор с отцом сидят за роялем, изучая новый материал: снова и снова Людвигу приходится повторять сочинение. С тяжелым трудом помогает справиться Эвтерпа – Вдохновение (Асель Шайкенова, Гаухар Усина), она поддерживает его. Все артисты передают образы очень эмоционально, их движения хореографически выверены. И, несмотря на то, что в этом балете есть ряд абстрактных героев (Болезнь, Вдохновение, Любовь), все же зрителям легко понять линии характеров этих персонажей.

Повзрослевший одаренный Бетховен привлек внимание просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в высокие музыкальные собрания. Примером такого внимания высшего общества к персоне Бетховена в балете можно считать сцену Венского бала. Помимо абсолютно новой современной хореографии, удивило здесь и сценическое оформление. Декорации японского мастера, а также автора концепции светового дизайна Йоко Сеяма, напомнили хрустальный дворец. Такое решение было принято не просто так. Прозрачный хрусталь – символ другого временного измерения, точнее, он указывает нам на то, что действие балета не принадлежит какому-то конкретному времени и месту. Наверное, поэтому хореограф именно в этой сцене вводит в спектакль главную героиню Любовь (ее наряд ярко красного цвета, как символ этого сильного чувства). Первая встреча композитора с возлюбленной происходит в момент, когда все общество застывает, не только бездвижно, но кажется, что и бездыханно, так точно, в самое сердце Бетховену, попадает своими чарами Любовь.

Меняет общий настрой переход музыкального материала от Моцартовской серенады к современной музыке немецкого композитора Д. Хаубриха. И новое восхищение зрительской аудитории: портреты учителей Бетховена – Моцарта и Гайдна – оживают, выходя из своих картинных рамок, и они танцуют трио вместе с Бетховеном, позже, в па-де-куатре, к ним присоединяется Эвтерпа.

Впечатляюще интересен был Бахтияр Адамжан (Бетховен), особенно это касается сцены письма, его пластические и артистические решения показывают творчески зрелую актерскую натуру. В паре с ним танцует прима театра Айгерим Бекетаева (Любовь), свою героиню она сделала драматически правдивой и пронзительно чувственной. Во второй день в этих партиях блистали Далер Запаров и Марико Китамура.

Восхитили по динамике массовые сцены. Хореография Раймондо Ребека пластичная, он знает, как правильно использовать пространство. Яркие сольные и парные номера двух главных действующих лиц отражают накал чувств, однако, Бетховен делает выбор все же не в пользу Любви, он отдает предпочтение Эвтерпе – вдохновению.

Сам Бетховен любил повторять, что музыка — более высокое откровение, чем вся мудрость и философия. - Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей, - говорил он.

Музыкальные номера в этом балете воплощают богатейшую подборку характеров, эмоций, психологической атмосферы. Симфонический оркестр "Астана Опера" под руководством дирижера-постановщика Абзала Мухитдина уверенно справился с поставленной задачей и передал яркие краски такой знакомой и в то же время каждый раз новой музыки. Соло на рояле блестяще исполнила Долорес Умбеталиева.

По сюжету, последние годы жизни Бетховен страдал и боролся со своей глухотой. Очень интересной и глубокой по своему психологическому и хореографическому содержанию оказалась партия Болезни (Олжас Маханбеталиев, Серик Накыспеков). Композитора настигла глухота, которая стала платой за талант. Балетмейстером утверждается мысль о том, что недуги есть в каждом из нас, будь ты человек из знати или из бедного сословья, от своей болезни не убежишь.

Завершающая сцена Рая полностью выдержана в белом цвете, она говорит нам о неподвластном влиянии времени. В музыкальную основу материала легла знаменитая Симфония №9 Бетховена. Посыл этого произведения ясный и современный. Именно сегодня, когда в мире множество конфликтов, он особенно актуален, это произведение об объединении людей.

В этой масштабной сцене был занят весь творческий коллектив театра "Астана Опера". Впервые в истории балета артисты хора стали полноценными участниками балетного спектакля. Фигуры, созданные ими на сцене, завораживали своими четкими линиями. Артисты балета, хора, миманса, солисты оперы, музыканты оркестра создали по-настоящему захватывающее зрелище.

Бетховен стоит один. Он неподвластен времени и пространству – на такой эмоциональной ноте заканчивается мировая премьера балета "Бетховен – Бессмертие – Любовь". Солисты сорвали шквал аплодисментов, крики "Браво" слышались отовсюду, море цветов украсило сцену после выступления, как благодарность артистам за высокое мастерство.

В разные премьерные дни на высоком уровне со своими партиями справились солисты балета (Симфония №9): Олжас Тарланов, Серик Накыспеков, Молдир Шакимова, Марико Китамура, Жанибек Ахмедиев, Далер Запаров, Нурай Нурсафина, Азиза Аймакова.

Солисты оперы: Сопрано – Заслуженные деятели Казахстана Айгуль Ниязова, Бибигуль Жанузак. Меццо-сопрано – Заслуженный деятель Казахстана Дина Хамзина, Татьяна Вицинская. Тенор – Заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин, Рамзат Балакишиев. Бас – Заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев, Талгат Галеев.

Отец – Сунгат Кыдырбаев, Куат Карибаев. Граф – Жанибек Ахмедиев, Олжас Тарланов, В.А. Моцарт – Айбар Токтар, Галымжан Нурмухамет, Й. Гайдн – Серик Накыспеков, Данияр Жуматаев. Мать – Жамал Алтыбасарова, Асель Кенжебекова. Графиня – Анастасия Заклинская, Сэйка Тоносаки.

Во второй премьерный день за дирижерским пультом стоял маэстро Руслан Баймурзин. Сценограф и автор концепции светового дизайна – Йоко Сеяма, Художник по костюмам – Роса Ана Чанза, ассистент художника по костюмам – Арасель Досмуратова, художник по проекциям – Серджио Металли, главный хормейстер – Заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов. Художественный руководитель балетной труппы – Народная артистка России Алтынай Асылмуратова.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?