Справка по результатам анализа Закона Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. № 254-I «О регистрации залога движимого имущества» (Климкин С.И., к.ю.н., профессор Университета «Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации РК) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.12)

Справка
по результатам анализа
Закона Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. № 254-I
«О регистрации залога движимого имущества»

Климкин С.И., к.ю.н.,

профессор Университета «Нархоз»,

г.н.с. Института законодательства и правовой информации

Республики Казахстан

 

В соответствии с планом работы на 2020 г. Центром правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан проводится, в том числе, анализ действующих законов Республики Казахстан.

Цель правового мониторинга состоит в выявлении противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также комплексном анализе состояния системы законодательства, выработке на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства. Задача правового мониторинга заключается в активизации системы постоянного отслеживания применения, внесения изменений и дополнений в законодательство, а также исполнения НПА в процессе правоприменительной практики.

 

Показатель 1. Общая информация

1.1. Предмет правового мониторинга

Закон Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. № 254-І «О регистрации залога движимого имущества» (далее - Закон, анализируемый Закон).

Закон устанавливает правила регистрации залога движимого имущества в целях реализации и защиты прав физических и юридических лиц, имеющих законные права на данное имущество.

Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан:

от 03 июня 2003 г. № 427-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования»;

от 13 декабря 2004 г. № 11-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»;

от 11 декабря 2006 г. № 201-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»;

от 28 августа 2009 г. № 192-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма»;

от 30 декабря 2009 г. № 234-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного и взаимного страхования, налогообложения»;

от 10 февраля 2011 г. № 406-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов»;

от 27 апреля 2012 г. № 15-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений»;

от 10 июля 2012 г. № 34-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной монополии»;

от 08 января 2013 г. № 64-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации социально значимых государственных услуг»;

от 10 июня 2014 г. № 206-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

от 29 сентября 2014 г. № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»;

от 29 декабря 2014 г. № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»;

от 27 апреля 2015 г. № 311-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования»;

от 29 октября 2015 г. № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства»;

от 17 ноября 2015 г. № 408-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг»;

от 29 марта 2016 г. № 479-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур»;

от 27 февраля 2017 г. № 49-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности»;

от 24 мая 2018 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»;

от 02 апреля 2019 г. № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».

1.2. Отрасль законодательства

В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к институту законодательства 030.002.000. Объекты гражданских правоотношений.

1.3. Соответствие Закона стратегическим целям государства

Анализируемый Закон не направлен на решение стратегических целей Республики Казахстан.

Тем не менее, как отмечает А.Г. Диденко, государственная регистрация залога при надлежащей ее организации позволяет решать несколько задач, способствующих повышению эффективности залога как способа обеспечения исполнения обязательства. Одна из основных функций регистрации - информационная. Регистрация дает кредитору возможность получить сведения об истории долговых обязательств потенциального партнера и, исходя из полученной информации, решить, например, стоит ли заключать с последним договор, когда у того есть уже несколько других кредиторов, в том числе по залоговому обязательству. Полученная информация может также предотвратить заключение договора с ненадежным должником и избежать мошенничеств, связанных с залогом одного и того же имущества разным лицам без соблюдения правил о перезалоге. Возможность для любого лица получить через систему регистрации информацию о залоговых обязательствах должника объективно стимулирует должника к надлежащему исполнению договоров /1/.

При разработке Закона «О регистрации залога движимого имущества» - указывают А.Г. Диденко и С.Ф. Ударцев, учитывались особенности казахстанского законодательства, опыт стран СНГ и Восточной Европы (в частности, Польши), а также хорошо отработанный механизм регистрации залога в США.

Принимая во внимание сложившуюся систему регистрации отдельных видов имущества, разработчики законопроекта признали более приемлемым создание дешевой и простой, частично самоокупаемой системы регистрации залога движимого имущества. На первый взгляд может показаться предпочтительным сразу создать единую всеохватывающую централизованную систему государственных регистрационных органов - с единым центром, куда стекалась бы абсолютно вся информация о регистрации залога всех видов движимого имущества, с единой компьютерной сетью, охватывающей все регистрирующие органы республики, с главным регистратором, возглавляющим эту систему. Но ее создание потребовало бы значительных затрат с неопределенностью в отношении окупаемости. В современных условиях более оптимальной является гибкая децентрализованная система регистрации, приближенная к складывающейся практике, ускоряющая наметившееся развитие, позволяющая использовать плюсы определенной унификации и дифференциации при регистрации различных видов движимого имущества /2/.

 

Показатель 2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан

Пунктом 2 ст. 6 Конституции Республики Казахстан определено, что субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Также пунктом 4 ст. 26 Конституции установлено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.

Таким образом, анализируемый Закон соответствует Конституции Республики Казахстан.

 

Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан

Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.

 

Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан

При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.

 

Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан

Согласно части первой п. 1 ст. 308 ГК РК, залог имущества, подлежащего регистрации, должен быть зарегистрирован в органе, осуществляющем регистрацию данного имущества, если иное не вытекает из настоящего Кодекса.

Таким образом, анализируемый Закон развивает положения ГК РК и соответствует ему.

 

Показатель 6. Соответствие закону подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена во исполнение анализируемого Закона

В развитие и исполнение положений анализируемого Закона приняты и действуют, в том числе, следующие НПА:

Приказ Министра юстиции РК от 22 февраля 1999 г. № 14 «Об утверждении Инструкции по регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации»;

Приказ Министра юстиции РК от 28 апреля 2015 г. № 246 «Об утверждении стандартов государственных услуг по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации»;

Приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 г. «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере железнодорожного транспорта»;

Приказ Министра сельского хозяйства РК от 6 мая 2015 г. «Об утверждении стандартов государственных услуг в области технической инспекции»;

Приказ Министра юстиции РК от 25 января 2016 г. № 32 «Об утверждении Требований к сопровождению информационной системы «Реестр движимого имущества»;

Приказ Министра юстиции РК от 25 января 2016 г. № 33 «Об утверждении Правил доступа к информационной системе «Реестр движимого имущества»;

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26 января 2016 г. № 87 «Об утверждении цен на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые Государственной корпорацией «Правительство для граждан»;

Приказ Министра юстиции РК от 28 января 2016 г. № 47 «Об утверждении Правил предоставления Государственной корпорацией «Правительство для граждан» статистической и иной отчетной информации залога движимого имущества»;

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 22 августа 2019 г. № 661 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Государственная регистрация ипотеки судна, маломерного судна, строящегося судна» и внесении изменений в некоторые приказы Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан»;

Свод правил АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» (утвержден решением Совета директоров АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» (протокол заочного голосования от 14 декабря 2018 г. № 108 (з)).

Показатель 7. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов

Коллизий между анализируемым Законом и иными законами Республики Казахстан не выявлено. Так, рядом законов регулируется вопросы залога отдельных видов движимого имущества:

- статьей 18 Закона РК от 23 декабря 1995 г. № 2723 «Об ипотеке недвижимого имущества» - залог ипотечного свидетельства;

- статьями 41-1, 41-2 Закона РК от 19 января 2001 г. № 143-II «О зерне» - порядок осуществления прав при залоге зерна и реализации заложенного зерна;

- главой 21 Закона РК от 17 января 2002 г. № 284-II «О торговом мореплавании» - морской залог на судно, ипотека судна или строящегося судна;

- статьями 37, 37-1 Закона РК от 2 июля 2003 г. № 461-II «О рынке ценных бумаг» - регистрация залога эмиссионных ценных бумаг, замена предмета залога и регистрация залога прав по акциям при реорганизации банков в форме присоединения;

- статьями 32, 32-1, 32-2 Закона РК от 6 июля 2004 г. № 574-II «О внутреннем водном транспорте» - залог судна, ипотека судна, в том числе маломерного судна, государственная регистрация ипотеки судна, государственная регистрация ипотеки маломерного судна;

- рядом статей Закона РК от 21 июля 2007 г. № 298-III «О развитии хлопковой отрасли» и др.

 

Показатель 8. Наличие устаревших норм закона

Устаревших норм в Законе не обнаружено.

 

Показатель 9. Наличие дублирующих норм закона

9.1. В Законе содержатся отдельные положения, отчасти дублирующие ГК, однако их наличие не представляется критичным, и они соответствуют целевой направленности Закона.

9.2. Тем не менее, обнаружено наличие внутреннего дублирования.

Так, согласно пункту 1-1 ст. 6 Закона, регистрация залога имущества, являющегося обеспечением по ипотечным облигациям, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При этом пунктом 3 ст. 6 Закона также установлено, что залог имущества, являющегося обеспечением по ипотечным облигациям, подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

9.3. Дублирование присутствует в вопросе оплаты услуг Государственной корпорации. Так, в соответствии с пунктом 5 ст. 5 Закона, цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые Государственной корпорацией, устанавливаются уполномоченным органом, определяемым решением Правительства Республики Казахстан из числа центральных государственных органов, по согласованию с антимонопольным органом и уполномоченным органом.

При этом статьей 9-2 Закона установлено, что за предоставление информационных услуг, а также за исправление ошибок в регистрационных документах, допущенных по вине заявителя, регистрирующим органом и (или) Государственной корпорацией взимается плата в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

9.4. В пункте 2 ст. 17 Закона указывается перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении о регистрации внесения изменений и дополнений в зарегистрированный залог.

В этой связи является излишним пункт 3 этой статьи, согласно которому в заявлении должны содержаться сведения о внесении изменений и дополнений в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

9.5. Дублирующие положения содержатся и в самом пункте 2 статьи 17 Закона.

Так, помимо прочих условий, заявление о регистрации внесения изменений и дополнений в зарегистрированный залог должно содержать описание вносимых изменений и дополнений (подпункт 3)).

Однако данное положение уже нашло свое отражение в пункте 1 ст. 17 Закона: В заявлении о регистрации изменений, дополнений и о прекращении зарегистрированного залога движимого имущества должно содержаться указание на первоначально зарегистрированный залог, описание изменений и дополнений к договору о залоге (переход права собственности другому лицу, уступка права требования и т.д.), основания прекращения зарегистрированного залога.

 

Показатель 10. Наличие пробелов в законе

Пробелов в Законе не выявлено.

 

Показатель 11. Наличие бланкетных и отсылочных норм закона

В Законе обнаружено не менее 11 отсылочных и 25 бланкетных норм.

 

Показатель 12. Наличие в законе коррупциогенных норм

Коррупциогенных норм в анализируемом Законе не обнаружено.

 

Показатель 13. Наличие иных недостатков Закона

13.1. Согласно пункту 2 ст. 9-3 Закона, информация о проведенной регистрации хранится в информационных системах банка второго уровня и регистрирующего органа и не требует документального подтверждения.

Указание в данном случае лишь на банки второго уровня является, на наш взгляд, следствием ограничительного подхода к пониманию статуса залогодержателя: им может являться и иное лицо, и не только по банковским договорам.

13.2. Вызывает возражения пункт 4 ст. 13 Закона, в соответствии с которым свидетельство о регистрации может быть признано недействительным в судебном порядке в случае нарушения требований законодательства Республики Казахстан.

Думается, что в таком случае правильнее говорить о признании недействительным не свидетельства о регистрации, а самой регистрации залога.

Данное обстоятельство подтверждается статьей 19 Закона, согласно которой заинтересованное лицо на основании решения суда о признании недействительным залога или его регистрации имеет право подать заявление в регистрирующий орган или Государственную корпорацию об аннулировании регистрации залога.

13.3. Представляется некорректным содержание пункта 1 ст. 21 Закона, который содержит перечень нарушений (из шести позиций), за которые регистрирующий орган или Государственная корпорация несут ответственность.

Перечень возможных составов правонарушений должен располагаться в соответствующем кодифицированном правовом акте (Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе).

_______

 

Сноски

1. Диденко А.Г. Обеспечение исполнения договоров. Научное издание. - Астана: ЗАО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2002. С. 103.

2. Диденко А.Г., Ударцев С.Ф. Регистрация залога движимого имущества / Гражданское законодательство Республики Казахстан - толкование и комментирование. Выпуск 6. - Алматы: Баспа, 1998. С. 75-76.

 

 

17 февраля 2020, 15:19
Источник, интернет-ресурс: Климкин С.И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript