Об амнистии лиц, за совершенные уголовные правонарушения по статьям 379, подпункту 9 части 3 статьи 380, подпункта 2 части 4 статьи 274 УК РК в период чрезвычайного положения (Данияр Нурланулы, Магистр юридических наук, Кожахмет Руслан Маликович, Адвокат АК «International Major Lawyers», Магистр международного права) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.23)

Об амнистии лиц, за совершенные уголовные правонарушения по статьям 379, подпункту 9 части 3 статьи 380,
подпункта 2 части 4 статьи 274 УК РК в период чрезвычайного положения

  

Данияр Нурланулы,

Магистр юридических наук,

 

Кожахмет Руслан Маликович,

Адвокат АК «International Major Lawyers»,

Магистр международного права

Kozhakhmetruslan@gmail.com

 

«Да, в работе государственных органов имеются упущения, в том числе системного характера. Мы их видим, извлекаем уроки, в посткарантинный период примем необходимые меры».

Токаев К.К., 27.04.2020 г.

 

«Нам сегодня, как никогда, нужен серьезный взвешенный разговор о приоритетах госполитики, гласное и публичное обсуждение проблем и планов исполнительной власти»

Д.Н. Назарбаева, 30.04.2020 г.

 

В соответствии с указами Президента РК «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» от 15 марта 2020 года № 285, «О продлении действия чрезвычайного положения» от 14 апреля 2020 г. № 306, «О продлении действия чрезвычайного положения» от 29 апреля 2020 г. чрезвычайное положение действует на всей территории Республики Казахстан до 11 мая 2020 г.

Чрезвычайное положение было введено в связи с объявленной ВОЗ пандемией нового коронавируса в целях защиты жизни и здоровья граждан, как высшей ценности согласно статье 1 Конституции РК от 30 августа 1995 г.

Со дня его введения правовое регулирование общественных отношений, ограничения прав, свобод и законных интересов базируется на Законе РК «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 г.

Для современного Казахстана угроза эпидемии и введение чрезвычайного положения на всей территории стало первым опытом практического применения норм указанного закона.

К сожалению, первая практика применения и новые обстоятельства выявили несовершенство, связанное как с недостатками норм закона, так и многих отраслей законодательства РК в части регулирования трудовых отношений, социальной поддержки и других. Также допущены правовые деликты при ограничении конституционных прав, свобод граждан и возложения на них обязанностей.

Необходимо отметить, что и граждане впервые столкнулись с угрозой эпидемии и длительными по времени ограничениями их прав и свобод.

Разный уровень восприятия гражданами возникшей ситуации повлиял на их поведение. Наряду с этим негативное влияние оказали правовые отступления государственных органов, оперативных штабов и должностных лиц от норм Конституции РК, ЗРК «О чрезвычайном положении» и Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г.

Государственной комиссией РК по обеспечению чрезвычайного положения, оперативными штабами регионов и соответствующими главными государственными санитарными врачами были приняты меры, возложены обязанности на граждан и юридических лиц, а также изданы акты, не предусмотренные в большей части указанным законом и законодательством РК, и в определенной мере должностные лица вышли за пределы предоставленных полномочий.

В частности, передвижения граждан были ограничены без указания на то, в вышеперечисленных указах Президента РК и без создания комендатур местности, как это регламентировано в соответствии с ЗРК «О чрезвычайном положении».

Ни один из действующих законов не предусматривает возложение таких обязанностей и ограничительные меры как самоизоляция в жилище, ношения медицинских масок, социального дистанцирования и других подобных.

Единственное законное основание для ограничения передвижения граждан - комендантский час, который не был установлен данными Указами Президента РК.

Вытекает вывод о том, что нарушен пункт 1 статьи 39 Конституции РК установившей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Небезупречное правовое регулирование, неоднозначная правоприменительная практика со стороны государственных органов и должностных лиц уже официально признаны как Президентом РК, так и Председателем Сената РК.

И по их заявлениям допущенные ошибки и упущения будут устраняться.

В этой связи считаем, что необходимо внести корректировку в складывающуюся практику работы органов уголовного преследования и судов при привлечении к уголовной ответственности лиц, за отдельные уголовные правонарушения в период действия чрезвычайного положения.

В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 54 Уголовного кодекса РК совершение уголовного правонарушения в условиях чрезвычайного положения является отягчающим вину обстоятельством.

Ряд уголовных правонарушений, предусмотренных УК РК, содержат квалифицированные составы, когда правонарушение совершено в местности, где объявлено чрезвычайное положение или в условиях чрезвычайного положения.

В период чрезвычайного положения значительное количество уголовных правонарушений пришлось на неповиновение представителю власти (статья 379 УК РК), применение насилия в отношении представителя власти (статья 380 УК РК) и распространение заведомо ложной информации (статья 274 УК РК).

На примерах статей 380 и 274 УК РК ярко видны различия в наказаниях при совершении ими в условиях или в местности, где объявлено чрезвычайное положение.

Санкция статьи 380 УК РК (применении насилия в отношении представителя власти) репрезентирует, что правонарушение, по части 1 данной статьи, относится к категории преступлений средней тяжести. Она предусматривает максимальное наказание в виде 3 лет лишения свободы, тогда как по подпункту 9 части 3 этой же статьи совершении при чрезвычайном положении будет считаться тяжким преступлением и повлечет максимальное наказание в виде 12 лет лишения свободы.

Аналогично выглядит ситуация со статьей 274 УК РК (распространение заведомо ложной информации). В части 1 этой статьи предусмотрено максимальное наказание до 1 года лишения свободы, а по подпункту 2 части 4 в условиях чрезвычайного положения наказание достигает 7 лет лишения свободы.

Анализ публикаций в СМИ, социальных сетях по резонансным событиям неповиновения или применения насилия в отношении представителя власти показал, что они совершены лицами в связи с игнорированием требований представителей власти, а по распространению ложной информации - с принимаемыми мерами государством и распространению болезни.

Причинами и условиями для этого, по мнению авторов публикации, послужили нижеследующие факторы.

В СМИ, социальных сетях не давалась ясная и понятная населению правовая оценка актам Государственной комиссии, оперативных штабов и санитарных врачей регионов по обеспечению карантина, не предоставлялась полная информация об обоснованности ограничительных мер. Имеются факты, когда данные акты не размещались своевременно на общедоступных ресурсах, трансляции по телевидению и радио носили малоинформативный характер и не охватывали все население.

Следовательно, это вызвало разумные сомнения в законности требований представителей власти (сотрудников полиции) об исполнении данных документов и ограничительных мер.

Кроме этого, в этот период граждане также столкнулись с огромным потоком информации различной степени достоверности, противоречивыми интерпретациями ситуации с пандемией коронавируса в мире и в Казахстане. Возникло множество измышлений об экономических, продовольственных трудностях, на фоне этого и по причине самоизоляции, страха перед малоизученной смертельно опасной болезнью и непредсказуемым будущим у части населения обострились психологические реакции.

Вышеприведенное дополнительно с такими факторами как правовой нигилизм, неодинаковый уровень самосознания и ответственности, культуры и воспитания детерминировали неверные способ взаимодействия граждан с представителями власти и реакцию на поступающую информацию.

Вместе с тем, неподготовленность представителей власти к взаимодействию с гражданами в сложных условиях, плохо налаженная праворазъяснительная работа, неуверенное поведение и неумелая коммуникация, противоречивые официальные разъяснения по ситуации в Казахстане также послужили провоцирующим фактором для данных уголовных правонарушений.

По-нашему убеждению, все эти причины и факторы теперь должны стать основой для частичной реабилитации лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса РК путем исключения отягчающих признаков как совершенные в местности, где объявлено чрезвычайное положение и в условиях чрезвычайного положения из их обвинительных приговоров.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РК «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение - временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Статья 21 названного закона устанавливает, что нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, применяются только в течение срока, на который введено чрезвычайное положение, и утрачивают силу одновременно с прекращением действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение действия чрезвычайного положения влечет прекращение только административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения, но норм, касающихся смягчения уголовной ответственности за уголовные правонарушения, совершенные в период действия чрезвычайного положения данный закон не содержит.

Действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РК не обладает такими нормами.

Хотя часть 1 статьи 70 УК РК закрепляет, что лицо, совершившее уголовное правонарушение, подлежит освобождению судом от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное им деяние перестало быть общественно опасным, но она не применима в указанных случаях.

Для этого необходимо принять отдельный закон РК об амнистии.

В настоящее время общественностью обсуждается проект Закона РК «Об амнистии в связи 75-летием Победы в Великой отечественной войне». Нам неизвестно является ли данный документ официальным проектом и будет ли принят, но если это не так, то самое время задуматься над тем, чтобы принять такой закон.

Хотя нормы проекта закона об амнистии будут распространяться на лиц, совершивших уголовные правонарушения в период чрезвычайного положения, все же сокращение наказания им на две третьих срока или размера наказания считаем недостаточным для восстановления справедливости.

Предлагаем по лицам, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение уголовных правонарушений по подпункту 9 части 3 статьи 380, подпункта 2 части 4 статьи 274 УК РК следующую формулировку к закону об амнистии.

«Статья 2-1. Особенности освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших уголовные правонарушения в период действия чрезвычайного положения.

1) Лицам, подпадающим под действие признака подпункта 2 части 4 статьи 274 УК РК, подпункта 9 части 3 статьи 380 УК РК, по уголовным делам в отношении, которых еще не вынесен приговор суда, срок или размер основного вида наказания не может превышать срок и размер максимального наказания предусмотренного по частям 1 соответствующих статей УК РК.

2) При наличии иных отягчающих обстоятельств в действиях указанных лиц срок и размер наказания назначается на общих основаниях с учетом пункта 1 статьи 2-1 и статьи 3 настоящего закона».

Как итог указанные граждане будут привлечены к уголовной ответственности на общих основаниях без неоправданного сурового вменения отягчающего признака.

Авторы надеются, что Президент РК, депутаты Парламента РК и Правительство РК проявят в этих целях законодательную инициативу.

И амнистия станет очередным шагом в поступательной политике нашего государства по обеспечению справедливого уголовного законодательства и снижению «тюремного» населения.

 

 

4 мая 2020, 09:30
Источник, интернет-ресурс: Кожахмет Р.М.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript