Особенности организации и планирования дистанционного обучения в вузах РК на период пандемии Covid–19 (Сатова Раушан Кулмагамбетовна, доктор экономических наук, профессор, Член корреспондент НИА РК, Почетный работник образования РК) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.23)

Особенности организации и планирования
дистанционного обучения в вузах РК на период пандемии Covid-19

 

Сатова Раушан Кулмагамбетовна

доктор экономических наук, профессор,

Член корреспондент НИА РК,

Почетный работник образования РК

 

Особенности организации и планирования дистанционного обучения в вузах РК на период пандемии Covid–19 (Сатова Раушан Кулмагамбетовна, доктор экономических наук, профессор, Член корреспондент НИА РК, Почетный работник образования РК)В период пандемии коронавируса вузы нашей республики перешли на дистанционную технологию обучения путем создания электронной информационной образовательной среды, включающей широкий спектр средств: лекции с обратной связью, вебинары, видеолекции, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, интернет-консультации, синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательного процесса и формирование электронного портфолио обучающихся. Доступ к электронным образовательным ресурсам осуществляется через «Личный кабинет» студента на сайте и в автоматизированной информационной системе Платонус.

Системы дистанционного образования в настоящее время активно исследуются и развиваются в вузах Казахстана и уже успели пройти путь в пять поколений, начиная от системы заочного обучения и кончая системами интеллектуального гибкого обучения, определяющим настоящее и будущее дистанционного образования и базирующимися на Web-технологиях с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (ИТС).

Дистанционное образование, телеобучение, основанные на Интернет-технологиях, выполняют ряд новых функций и предполагают реализацию определенных принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое сообщество.

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие [1]:

- одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;

- изменения в отношениях между преподавателями и студентами;

- изменения отношений между учебными заведениями;

- возникновение устойчивых традиций.

Сейчас можно предсказать появление новых технологий в сфере ДО. Почти все они - цифровые. Они включают в себя программы гипермедиа, что позволяет студенту самому контролировать порядок освоения информационного массива, а также базы данных, доступные через Internet и другие сети, и даже интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, базами данных и другим программным обеспечением прямо из дома или с места работы.

Дистанционное обучение стало как никогда многосредовым. Неизбежно подключение все большего количества сред переноса учебной информации в качестве неотъемлемых способов преподавания курсов, как в рамках определенного курса, так и при межпредметных связях. Это, очевидно, скажется на принципах разработки курсов и планировании учебных программ в ДО, что выходит за традиционные рамки «проблемы доставки».

Многосредовость ДО сказывается и на том, как учебные заведения управляют своими ресурсами. Раньше учебные заведения ориентировались на техническую сторону обучения, например, вели курсы, основанные на использовании печатных материалов и телевизионных программ. Сейчас такой подход становится неоправданным. ДО сейчас ориентируется на гибкое удовлетворение потребностей учащихся в учебных курсах. Берет верх смесь технологий.

Начиная с середины 80-х быстро растут разнообразные интерактивные телекоммуникационные среды - спутниковые, микроволновые, сжатое видео, аудиоконференции и т.д. Все это сделало групповое обучение центром внимания в ДО.

Новые пространства позволяют расширить традиционную аудиторию до так называемой «виртуальной». В результате контроль за временем, местом и темпом обучения возвращается к учебному заведению, но студенты получают возможность общаться друг с другом.

Поскольку эти пространства не предполагают одновременного вопроса и ответа, студенты могут снова сами выбирать время, место и темп, сохраняя возможность общения с другими студентами, которые в это время работают с другой частью учебного курса или даже проходят совсем другие курсы в рамках программы. Цели общения в «сообществе студентов» не столь дидактичны, сколь контекстуальны, подразумевая принципиально новый уровень общения помимо предусмотренного учебной программой.

Можно ожидать появление нового типа отношений между обучающимися. По мере того, как студенты получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью компьютерных сетей, появляется новый тип студента - великолепно оснащенного для учебы, а лучше сказать, целого «сообщества молодых ученых». Студенты сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

Учебным заведениям можно указать несколько возможных стратегий развития ДО:

- следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.

- следует продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере развития ДО от односредового к многосредовому.

- необходимо определиться с целями и перспективами ДО определить учебные, технические и административные цели ДО и ответить на вопросы:

- какие учебные программы выиграют от внедрения ДО?

- насколько глубоко следует внедрять ДО?

1. Учебным заведениям следует разработать модель своего взаимодействия, Она должны отражать потенциальные отношения со средней школой, колледжами, с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.

2. ДО будет эффективно использоваться для реализации программ двухдипломного образования при подготовке высококвалифицированных специалистов казахстанскими вузами совместно с ведущими зарубежными вузами.

ДО вышло из прошлого десятилетия как серьезный претендент на изменение всего высшего образования. Глубина этого изменения определяется тенденциями в использовании технологий, в пересмотре отношений между учебными заведениями, между учебными заведениями и студентами, в появлении новых видов деятельности внутри учебных заведений. В настоящее время наиболее полно реализуется одна из центральных идей ДО - «открытое образование». Толкование термина «открытое образование» приведено в таблице 1.

 

Таблица 1 - Суть термина «открытое образование»

Смысл термина «открытое образование»

Комментарий

Открытое в смысле доступное

Обучение с любого уровня, возраста, на расстоянии, без отрыва от основной деятельности

Открытое в территориальном смысле

Построено на широкомасштабных в географическом отношении образовательных сетях

Открытое в смысле саморазвития

Ориентировано на изменение вслед за изменением образовательных потребностей

Открытое в личностном смысле

Учитывает индивидуальные возможности обучающихся

Открытое в коммуникативном смысле

Построено на основе коммуникации между всеми субъектами образовательной системы

Открытое в смысле разнообразия форм взаимодействия

Допускает и развивает разнообразные формы общения

Открытое в смысле выбора образовательного пути

Создает условия для самоактуализации за счет выбора «траектории» обучения

 

Подобное представление об «открытом образовании» порождает много следствий для организации системы ДО. Одно из них состоит в необходимости воплощения в ДО сетевого принципа. Сеть образовательных центров одного образовательного учреждения является обязательным условием осуществления образовательной деятельности в широком географическом пространстве. [4]

С учетом этого образовательное учреждение ДО представляет собой следующую систему (рис. 1).

Особенности организации и планирования дистанционного обучения в вузах РК на период пандемии Covid–19 (Сатова Раушан Кулмагамбетовна, доктор экономических наук, профессор, Член корреспондент НИА РК, Почетный работник образования РК)

Рисунок 1. Ключевые элементы современной системы дистанционного обучения

 

Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании. Существующие возможности аппаратно-программного обеспечения современных компьютеров и Web-серверов позволяют разрабатывать интерактивные программы для получения образования посредством глобальной сети. Базируясь на Интернет-технологиях, дистанционное обучение расширяет свои возможности и рассматривается как перспективная система обучения, представляющая собой синтез технологий конкретного обучения, телевидения и международной сети Интернет. Данный новый вид обучения не только способствует интенсификации распространения знаний для широкого круга потенциальных обучаемых, но и активно формирует рыночную среду обучения из потенциальных потребителей новых знаний и технологий.

В качестве примера внедрения ДО в образовательном процессе с учетом накопленного опыта в других вузах республики можно привести Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева.

Администрирование учебного процесса осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы Платонус.

Она предполагает:

• информационное сопровождение и контроль обучения каждого студента с момента поступления до выдачи диплома;

•электронную идентификацию студентов при проведении аттестации и академическое администрирование.

 

Особенности организации и планирования дистанционного обучения в вузах РК на период пандемии Covid–19 (Сатова Раушан Кулмагамбетовна, доктор экономических наук, профессор, Член корреспондент НИА РК, Почетный работник образования РК)

 

Онлайн-обучение в АУЭС создаются и осуществляются преподавателями и используются студентами в виртуальной обучающей среде, такие как Moodle, Google Classroom, Zoom, Google Hangouts Meet, Cisco Webex Meetings, Skype, Microsoft Teems и другие средства информации. Также для обучающихся доступны обширные электронные библиотечные ресурсы.

В АУЭС также используется технология прокторинга:

- обеспечивает технические условия проведения контрольно-оценочных мероприятий, предполагающих удалённое участие обучающихся АУЭС и лиц поступающих на обучение в АУЭС с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, включая промежуточную аттестацию обучающихся, итоговую аттестацию обучающихся, вступительные испытания во взаимодействии со структурными подразделениями АУЭС, реализующими образовательные программы;

- осуществляет организационное сопровождение процедур по идентификации личности обучающихся АУЭС и лиц, поступающих на обучение в АУЭС, при проведении контрольно-оценочных мероприятий, предполагающих удалённое участие с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, включая промежуточную аттестацию обучающихся, итоговую аттестацию обучающихся, вступительные испытания;

- организует взаимодействие по вопросам проведения контрольно-оценочных мероприятий с использованием информационно-телекоммуникационных сетей со структурными подразделениями АУЭС, а также внешними партнёрами АУЭС.

 

Особенности организации и планирования дистанционного обучения в вузах РК на период пандемии Covid–19 (Сатова Раушан Кулмагамбетовна, доктор экономических наук, профессор, Член корреспондент НИА РК, Почетный работник образования РК)

 

 

Интернет очень успешно используется при таком системном, смешанном подходе к дистанционному образованию, соединяя в себе все достоинства вышеперечисленных средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение.

Использование Интернета для дистанционного образования требует большего планирования и подготовки, чем все другие виды образования. Подготовка материалов и программ, использующих эти материалы, становится важнейшим компонентом образования.

При ДО используются различные программные средства учебного назначения, создающие электронные образовательные комплексы.

Обучающие программы - это учебное пособия, которые используются слушателями при изучении материала самостоятельно. Обучающие программы позволяют регулировать учебную деятельность, и повысить качество усвояемого материала. Разработанные обучающие программы, должны быть основаны на учебной программе и отвечать всем требованиям к их содержанию. Данный вид программ используется учащимися для расширения всего кругозора, и ознакомлением нового материала.

Электронный учебник - это обучающая система, которая основана на дидактических и методических материалах по предмету. Электронный учебник подходит, как для самостоятельного изучения материала, так и как основа изложения лекционного материала. Электронный учебник содержит в себе все темы, которые предусмотрены учебным планом. Там же имеется блок, где ученик, студент может проверить и закрепить свои знания. Основным преимуществом данного вида учебника является его графическое изображение материала и гиперссылки, т.е. учебный материал имеет ссылки на другой материал.

Мультимедиа - еще один из плюсов электронного учебника. Использование звуковых файлов, анимация рисунков, видеоролики позволяют повысить качество усвоения материала.

По оценкам экспертов, организация индивидуальной работы с электронными учебниками обеспечивает более глубокое понимание и освоение материала. Использование электронных учебников в образовании, кроме улучшения восприятия, решает также вопрос обеспеченности обучаемых как основной, так и вспомогательной литературой.

Наиболее эффективно применение электронных образовательных комплексов при создании следующих условий:

• обеспечение диалогового режима в процессе решений различных познавательных и исследовательских задач. Здесь затрагивается сразу два вопроса - общение с преподавателем и наличие познавательной информации, например, использование интересных формулировок задач, желательно имеющих практическое применение.

• создание встроенных справочников или организация доступа к таким ресурсам в коммуникационной среде. Это позволяет обучающимся самостоятельно получить дополнительную информацию по изучаемому материалу.

• обеспечение моделирования данных (предпочтительно в наглядной форме). С этой целью могут пригодиться системы графического представления данных, также пакеты математических расчетов, предлагающих мощное средство для моделирования и отслеживания процесса проведения исследований.

• возможность проведения оперативного и текущего тестирования на основе специального сформированного банка тестов. Также могут предлагаться индивидуальные задания и рекомендации по их выполнению. В результате с помощью электронного образовательного комплекса рекомендуется провести анализ результатов тестирования и разработать рекомендации по более глубокому изучению отдельных вопросов или разделов.

• наличие возможности прерывания и возобновления работы, что позволяет обучающимся самостоятельно определять интенсивность получения информации.

Технология видеоконференций, которая активно используется в бизнесе для проведения совещаний с филиалами и диалогового режима работы с клиентами, послужила основой для организации дистанционных семинаров - вебинаров.

Как известно, вебинар представляет собой виртуальную лекцию или семинар в синхронном режиме, позволяющий слушателям принимать активное участие в процессе обучения, задавая вопросы, комментируя услышанную информацию, общаясь со всеми участниками [2]. Применение вебинаров позволяет привлекать к процессу обучения и консультирования специалистов самого высокого уровня, что делает более доступным получение качественных знаний студентов, молодых ученых и всех заинтересованных специалистов. К участию в вебинаре предъявляются невысокие технические требования: необходимы компьютер с доступом в сеть Интернет; наличие оборудования для конференц-связи (микрофон, наушники, веб-камера), программное обеспечение для аудио и видеотрансляции.

Опишем процесс проведения вебинара с организационной точки зрения. Администратор назначает время проведения вебинара, осуществив его согласование с преподавателем и слушателями. Также он регистрирует участников и оповещает их в случае каких-либо изменений в режиме проведения вебинара. Преподаватель проводит запланированные лекции и семинары, организует онлайн-тестирование и т.п. Отметим, что у преподавателя есть возможность планировать и создавать свои мероприятия, используя личный кабинет. В личном кабинете размещается расписание мероприятий, список заданий, основные и дополнительные учебные материалы и т.д. Наряду с этим, преподавателю предоставляется возможность ведения статистики проведенных семинаров, сохранения видеозаписей и их правка. Возможно коллегиальное ведение вебинаров, то есть участие нескольких преподавателей.

На основе Интернет-технологий, дистанционного обучения возникает реальная возможность создания единого распределенного онлайнового образовательного сообщества (группы сообществ, сегментированных по профессиональным интересам или другим признакам, например, преподавание экономики) образовательной сферы Казахстана (а в перспективе, и стран ближнего и дальнего зарубежья) и их интеграции в единое образовательное Интернет-пространство (национальное и международное).

В целом smart-технологии, электронные средства коммуникаций позволяют перейти на новый этап развития распределенного сотрудничества и интеграции университетов в организационной, учебно-методической и научно-исследовательской областях как различных регионов РК, так и стран СНГ. В этой связи можно говорить о формировании на локальном, региональном, межрегиональном, национальном и межгосударственном уровнях распределенного образовательного ДО Интернет-сообщества. [5]

В заключение следует отметить, что принципиально новые направления и возможности развития ДО открываются при внедрении у нас в республике беспроводной технологии 5G. 5G (fifthgeneration) - пятое поколение технологий мобильной связи с огромной скоростью передачи данных: до 15 Гбит/сек. Это в 40 раз быстрее действующих беспроводных сетей [3]. Создание в стране инфраструктуры 5G-сетей, распространение смартфонов поколения 5G позволит обучаемому из любой точки земного шара связываться с базовым учебным заведением или региональным образовательным центром и получать в интерактивном режиме любую учебную информацию.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Баймухамедов М.Ф., Аймурзинов М.С. Экспертные системы дистанционного обучения. // Монография, изд-во «MasterReprint», Костанай, 2015. - 296 с.

2. Соколова С. А. Современные инновационно-информационные технологии в образовательном процессе. //Журнал «Педагогические науки».№ 36-1, 2015. - С. 45-53.

3. Моисеева М.В. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Интернет в образовании. Специализированный учебный курс. - М.: Изд.Дом «Обучение Сервис», 2006. 248с.

4. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - № 4. - 2013.- С. 10-12.

5. Баранников А. В. Образование нового поколения. — М.: УЦ «Перспектива», 2013. — 223 с.

 

 

 

6 мая 2020, 09:36
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript