Страницы истории: самые первые шаги по созданию проекта Договора о Союзе Суверенных Государств (август 1991 г.) (Сулейменов М. К., Директор НИИ частного права Каспийского университета, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.26)

Страницы истории: самые первые шаги по созданию проекта Договора о Союзе Суверенных Государств (август 1991 г.)

 

Сулейменов М. К.

Директор НИИ частного права Каспийского

университета, академик НАН РК,

доктор юридических наук, профессор

 

 

Как создавался и почему не был заключен Союзный договор

 

Впервые идея заключения Союзного договора была отражена в резолюции «О Союзном Договоре», принятой Верховным Советом Эстонской ССР 16 ноября 1988 года.

Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принятие декларации стало ключевым событием в процессе распада СССР.

В декабре 1990 года был поднят вопрос о реорганизации СССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М.С. Горбачевым проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР.

24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поименное голосование, постановили считать необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности.

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан, исключая население шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), в которых высшие органы власти отказались проводить референдум, так как ранее объявили о независимости или о переходе к независимости согласно результатам ранее прошедших в них референдумов о независимости.

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т.н. новоогаревского процесса весной-летом 1991 был разработан проект по заключению договора о создании нового союза - Союза Советских Суверенных Республик, Союза ССР, Союза Суверенных Государств как мягкой децентрализованной Федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован (предварительно подписан) - 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе Суверенных Государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа.

Членами нового союза изъявили желание стать одиннадцать из пятнадцати союзных республик СССР: как заявил М.С. Горбачев в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать РСФСР, Казахская ССР и Узбекская ССР, а через некоторое время и представители других республик, для которых предполагался следующий порядок: 3 сентября - Белорусская ССР, 17 сентября - Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября - Туркменская ССР и Киргизская ССР, 22 октября - Украинская ССР, а также предположительно в октябре Армянская ССР и Молдавская ССР. Татарстан согласился подписать договор только непосредственно и самостоятельно, наравне с другими бывшими союзными республиками СССР[1].

В проекте Договора было записано, что «членство государств в Союзе является добровольным», и что «Союз открыт для вступления в него других демократических государств, признающих Договор».

«Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него в порядке, установленном участниками договора и закрепленном в Конституции и законах Союза».

Договор предусматривает, что его участники «признают границы, существующие между ними на момент подписания Договора». Не допускается использование Вооруженных Сил Союза внутри страны, кроме их участия в ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством о режиме чрезвычайного положения».

К полномочиям Союза относится защита суверенитета и территориальной целостности Союза, обеспечение обороны и государственной безопасности Союза, осуществление внешней политики и координация внешнеполитической деятельности республик, заключение международных договоров и внешнеэкономических соглашений. К сфере ведения Союза относится также утверждение и исполнение Союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии, хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза.

К сфере совместного ведения Союза и республик относится определение военной политики Союза: установление единого порядка призыва и прохождения воинской службы, деятельность войск и дислокация военных объектов на территории республик, а также управление предприятиями оборонного комплекса.

К совместным сферам отнесено определение внешнеполитического курса СССР, регулирование внешнего государственного долга Союза, а также создание условий для формирования общесоюзного рынка, проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой, страховой и ценовой политики, основанной на общей валюте, разработка единой политики в области топливно- энергетических ресурсов.

Участники Договора исходят из того, что «по мере становления общесоюзного рынка сокращается сфера непосредственного государственного управления экономикой. Необходимое перераспределение или изменение объема полномочий органов управления будет осуществляться с согласия государств, образующих Союз».

В статье «Собственность» отмечается, что «земля, ее недра, воды другие природные ресурсы растительный и животный мир являются собственностью республик и неотъемлемым достоянием их народов». «Государственная собственность, находящаяся в ведении Союза, является совместной собственностью, образующих его государств и используется в их общих интересах, в том числе - в интересах ускоренного развития отстающих регионов. Государства, образующие Союз, имеют право на свою долю в золотом запасе, алмазном и валютном фондах Союза, имеющихся к моменту заключения настоящего Договора. Их участие в дальнейшем накоплении и использовании сокровищ определяется особыми соглашениями».

Договор предусматривает преемственность высших органов Союза и определяет, что высшие законодательные, исполнительные и судебные органы нынешнего Союза ССР сохраняют свои полномочия впредь до сформирования высших государственных органов нового Союза Советских Суверенных Республик в соответствии с настоящим Договором и новой Конституцией СССР[2].

Как известно, Союзный договор (официальное название - «Договор «О Союзе Суверенных государств») должен был быть подписан 20 августа 1991 г. Подписание было сорвано попыткой государственного переворота - созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который просуществовал три дня - 18-21 августа 1991г.

Далее события развивались следующим образом.

5 сентября V Съезд Народных Депутатов СССР, приняв «Декларацию прав и свобод человека», объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств.

6 сентября Государственный Совет СССР признал выход трех прибалтийских республик (Латвии, Литвы и Эстонии) из Союза ССР.

Осенью рабочей группой новоогаревского процесса был разработан новый проект Договора - о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации независимых государств («конфедеративного государства»).

14 ноября предварительное согласие на заключение 9 декабря Договора о создании ССГ дали только семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

8 декабря, за день до предполагавшегося подписания договора о создании ССГ, главы трех государств-основателей СССР (Республики Беларусь, России и Украины) на встрече в Беловежской пуще, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом, заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств - межправительственной и межпарламентской организации, не имеющей статуса государства. Позднее к СНГ присоединились другие союзные республики на основе Алмаатинской декларации[3].

 

Как создавалась первая Концепция проекта Союзного договора

 

Обратим внимание на даты: 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР - начало распада СССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР проекта Союзного договора. Следовательно, примерно в промежуток времени между июнем и декабрем 1990 г. была подготовлена первая Концепция проекта Союзного договора.

Но прежде всего чем готовить концепцию проекта, необходимо было определить основные критерии и принципы, на которых должен был базироваться проект Договора.

Я недавно перебирал старые бумаги и неожиданно наткнулся на документы о встречах экспертов союзных республик в Москве по вопросам создания концепции Союзного договора. К сожалению, сохранилось немного, и то это отрывочные и разрозненные документы, которые тем не менее я попытаюсь воспроизвести.

Всего было две такие встречи, в которых я принимал участие.

 

Первая встреча экспертов прошла в июле 1990 г. в поселке Петрово Дальнее, на дачах бывшего Правительства СССР. Мы с моим другом Болатханом Тайжаном, например, жили на даче бывшего Заместителя Председателя Совета Министров СССР А.П. Бирюковой. Самым ярким впечатлением от проживания на этой даче было обнаружение на ее территории русской бани по черному, в которой местные работники парили нас вениками из крапивы. Незабываемые ощущения!

Все эксперты были разбиты на группы. Например, в группе по вопросам обороны от Казахской ССР экспертом был Сагадат Нурмагамбетов (будущий первый Министр обороны Казахстана), в группе по вопросам государственного управления экспертом был академик Салык Зиманов, в группе по международным и таможенным делам - Болатхан Тайжан (в то время он был первым заместителем Министра внешнеэкономических связей Казахстана). Я участвовал в работе группы экспертов по вопросам собственности (я был в то время заведующим отделом правовых проблем экономики Института философии и права АН КазССР).

Основным вопросом, по которому не удавалось достичь согласия, был вопрос о принципах построения союзного государства: федерация или конфедерация. Представители союзных республик настаивали на формуле: 15+0 (15 союзных республик заключают договор между собой, без участия центра). Представители Правительства СССР настаивали на формуле 15+1 (республики +центр). Тогда договориться не удалось.

Другим острым вопросом был раздел собственности: по какому принципу делить. Россияне утверждали, например, что украинский Днепрогэс или Казахстанская Магнитка построены на общесоюзные деньги и поэтому их надо делить на всех. Мы заявляли, что и Кремль является общесоюзной собственностью, так что давайте делить его тоже на всех.

Именно тогда, по-моему, и был выработан нулевой вариант: все, что находится на территории республики, является ее собственностью.

Много споров было о внешнем долге СССР, как его делить. Среднеазиатские республики категорически отказывались брать на себя какую бы то ни было часть долга. Тогда и был намечен впоследствии реализованный вариант, по которому Россия брала на себя весь внешний долг, но взамен забирала себе всю собственность Союза за рубежом.

 

Вторая встреча экспертов союзных республик состоялась в г. Москве в гостинице «Москва» 31 августа - 6 сентября 1990 г. В отношении этой встречи у меня сохранились некоторые документы, поэтому я расскажу о ней подробнее, с приведением выдержек из некоторых документов.

30 августа 1990 г. состоялась встреча всех экспертов и распределение их по отдельным группам.

Таких групп было создано девять. Я приведу их названия и фамилии экспертов от Казахстана, закрепленных за этими группами.

1. Группа по проблемам обороны и военной политики, государственной безопасности и охраны границ (Акуев Н.И. Председатель комитета по законодательству Верховного Совета КазССР);

2. Подгруппа по вопросам госбезопасности (Акуев Н.И.);

3. Группа по проблемам внешней политики, внешнеэкономической деятельности и таможенного дела (Тайжанов Б.К.);

4. Группа по проблемам разграничения объектов собственности, бюджетно-налоговой деятельности и кредитно-денежной политики (Соболев В.В. - Первый заместитель Министра финансов КазССР);

5. Группа по проблемам правосудия, рассмотрения хозяйственных споров, охраны правопорядка и борьбы с преступностью (Зиманов С.З.);

6. Группа по проблемам разграничения законодательных полномочий между Союзом ССР и союзными республиками и по вопросу о едином гражданстве СССР (Зиманов С.З,);

Группа по проблемам функционирования общесоюзного рынка (Жумасултанов Т.Ж. - Председатель Центрального статистического управления КазССР);

8. Группа по проблемам органов государственной власти и управления, разграничения законодательных и исполнительно- распорядительных функций, конституционного надзора (Сулейменов М.К.);

9. Группа по проблемам науки, культуры, здравоохранения и образования.

Сейчас я уже не помню деталей, но, судя по сохранившимся протоколам заседаний группы и моим записям, мне приходилось участвовать в заседаниях других групп, в частности, в консультациях экспертов союзных республик по вопросам таможенного дела (Тайжанов Б.К., Сулейменов М.К.), на заседании группы № 5 2 августа 1990 г. (Зиманов С.З., Сулейменов М.К.), на заседании группы № 4 (Соболев В.В., Сулейменов М.К.).

Следует отметить, что во всех группах и подгруппах участвовали эксперты Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Эксперты России, Украины и Белоруссии, Молдовы и Грузии участвовали в отдельных группах (в основном в группах 4, 5, 8).

Была также образована мощная группа союзных экспертов, сформированная секретариатом Верховного Совета СССР согласно решению совещания у Нишанова Р.Н. (Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР). Группа союзных экспертов состояла из 70 человек, распределенных по всем группам экспертов союзных республик. Кроме государственных чиновников практически всех министерств и ведомств СССР, в группу союзных экспертов были включены ведущие ученые самых различных отраслей права (Брагинский М.И., Маковский А.Л., Халфина Р.О., Масевич М.Г., Пиголкин А.С., Поленина С.В., Тихомиров Ю.А., Пертцик В.А., Лазарев Б.М., Каллистратова Р.Ф. и другие).

Экспертам союзных республик была представлена Концепция проведения переговоров между представителями союзных республик по вопросу о заключении нового Союзного договора, подписанная 28 июля 1990 г. руководителем группы научного обеспечения подготовки проекта Союзного договора академиком В.Н. Кудрявцевым.

В Концепции утверждалось, что переговоры о новом Союзном договоре надлежит вести по формуле 15+1, имея в виду представителей всех союзных республик плюс представителей высших органов государственной власти и управления СССР.

В Концепции определялось примерное содержание Союзного договора, для чего в ходе переговоров должен быть решен ряд вопросов. Приведу некоторые из них:

«2. Федерация или конфедерация. Участники договора могут по-разному определить статус Союза. Представляется, что остановиться на одном каком-то решении пока преждевременно. Этот вопрос можно будет обсудить на заключительных этапах подготовки проекта Союзного договора. Пока следует пользоваться выражением «Союз суверенных государств».

3. Центральный вопрос договора - объем исключительной компетенции Союза. На данном этапе можно предложить включить в нее следующие позиции:

а) обеспечение суверенитета, свободы и безопасности всех союзных и автономных республик;

б) обеспечение прав и свобод граждан;

в) стратегия общего экономического развития в условиях регулируемого рынка;

г) обеспечение энергетических потребностей республик;

д) управление единой транспортной системой и связью;

е) обеспечение научно-технического процесса и единого информационного обслуживания;

ж) обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов;

з) сохранение единой природной среды и борьбы со стихийными бедствиями.

При обсуждении данного вопроса должны быть максимально использованы соображения, содержащиеся в Декларациях о государственном суверенитете и других документах, принятых в союзных республиках по вопросам разграничения союзной и республиканской компетенции.

4. Совместная компетенция Союза и республик может быть определена дифференцированно, в зависимости от позиций той или иной союзной (автономной) республики. Возможен, следовательно, вариант, при котором в этой части Союзный договор будет выглядеть по-разному для разных субъектов. Возможны приложения или дополнительные соглашения, определяющие особенности совместной компетенции для Союза и каждой отдельно взятой республики.

5. Необходимо, далее, определить исключительную компетенцию республики. Она может быть обозначена не путем составления перечня вопросов, а посредством общей формулы: республика решает все вопросы самостоятельно, кроме тех, что переданы ею в компетенцию Союза.

6. В связи с определением объема компетенции Союза и республик требует четкого решения вопрос о приоритете союзного или республиканского закона. Предлагается следующее решение: республиканский закон, принятый в пределах полномочий республики, имеет приоритет над союзным; с другой стороны, союзный закон имеет приоритет над республиканским в том случае, когда он принят в соответствии с исключительной компетенцией Союза. Не следует поддерживать идею о ратификации союзных законов республиканскими органами власти, кроме может быть, случаев совместной компетенции.

6. В Союзном договоре должны быть определены следующие органы Союза: Верховный Совет, Совет Министров, Комитет конституционного надзора, Верховный суд, Генеральный прокурор, а также указано, что могут быть образованы союзные и союзно-республиканские министерства и ведомства.

7. Необходимо создать механизм рассмотрения и разрешения споров и разногласий: а) между Союзом и республикой; б) между двумя и более республиками; в) между предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися в подчинении разных субъектов федерации. Этот механизм должен предусматривать процедуру рассмотрения разногласий, определять органы, участвующие в этом рассмотрении, а также характер принимаемых решений».

 

К сожалению, у меня сохранились только документы тех групп, в работе которых я принимал прямое или косвенное участие. Это группы № 5 и № 8.

Итоги работы группы № 5

По результатам встречи экспертов был принят Протокол. Ниже я привожу его полностью.

ПРОТОКОЛ
Консультативной встречи экспертов Верховного Совета СССР, Верховных Советов Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, и Узбекской ССР, по проблемам правосудия, рассмотрения хозяйственных споров, охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Москва, 3-5 сентября 1990 г.

 

Рабочая группа экспертов в составе:

Зиманова С.З.- заведующего отделом Института философии и права АН Казахской ССР;

Чолпонбаева М.Ш - заместителя заведующего Юридическим отделом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР;

Серебрякова Д.А. - заведующего Юридическим отделом Совета Министров Таджикской ССР;

Сарыева Б.С. - главного научного сотрудника АН Туркменской ССР;

Умарова М.С. - заместителя главного государственного арбитра Узбекской ССР;

Багирова Н.Н. - ведущего консультанта Министерства юстиции Узбекской ССР;

Сергеева В.В. - начальника Управления МВД СССР;

СмородинскогоВ.И. - заместителя начальника управления Министерства юстиции ССР;

Смирнова Г.П. - члена коллегии Прокуратуры СССР:

Кашепова В.П. - заведующего отделом ВНИИ советского государственного строительства и законодательства;

Арифулина А.А. - члена коллегии Госарбитража СССР;

Борукаева Б.Р. - первого заместителя начальника Штаба внутренних войск МВД СССР;

- обсудила вопросы, связанные с разграничением компетенции между союзными и республиканскими органами по проблемам правосудия, рассмотрения хозяйственных споров, охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также о целесообразности создания обновленных союзных правоохранительных органов;

- согласилась оформить достигнутые договоренности протоколом.

Эксперты, исходя из необходимости создания прочных гарантий прав, свобод, интересов граждан, субъектов хозяйственных отношений, укрепления законности и активизации борьбы с преступностью, в условиях радикальных реформ экономики политической системы пришли к выводу о целесообразности глубоких функционально-структурных преобразований правоохранительной системы. При этом отмечено то обстоятельство, что юстиция, наряду с недостатками, обладает стабильными функциями и механизмом управления, материально-технического, научно-информационного и другого обеспечения деятельности союзных и республиканских правоохранительных органов.

Основываясь на принципе федеративного устройства государства, эксперты считают возможным создание следующих обновленных союзных правоохранительных органов:

Верховный Суд СССР, федеральные суды, в том числе военные трибуналы;

Прокуратура СССР;

Министерство внутренних дел СССР;

Государственный арбитраж СССР;

Министерство юстиции СССР.

В общих чертах в ведение Союза может быть передано решение следующих вопросов:

Верховный Суд СССР, федеральные суды:

- рассмотрение уголовных и гражданских дел, связанных с применением союзного законодательства, либо затрагивающих интересы нескольких союзных республик (по их просьбе); дел по предложениям союзных республик или одной из них; уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими союзных войск;

- рассмотрение Верховным Судом СССР в кассационном и надзорном порядке приговоров и решений, вынесенных федеральными судами, а также в порядке надзора уголовных дел, по которым приговорами судов союзных республик в качестве меры наказания назначена смертная казнь.

Министерство внутренних дел СССР:

- борьба с преступлениями, посягающими на межреспубликанские и общегосударственные интересы;

- разработка общесоюзных и межреспубликанских (по предложению или с согласия союзных республик) программ по основным направлениям деятельности органов внутренних дел;

- координация деятельности МВД союзных республик по борьбе с преступностью;

- организация работы федеральных органов внутренних дел;

- централизованное информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел Союза и союзных республик; формирование и ведение общесоюзных справочно-информационных массивов, оперативных и криминалистических учетов;

- руководство федеральными внутренними войсками; совместное управление республиканскими внутренними войсками в соответствии с договорными обязательствами МВД СССР и правительств союзных республик.

Прокуратура СССР:

- надзор за правильным применением союзного законодательства; надзор за законностью в деятельности МВД СССР, КГБ СССР, в том числе за расследованием ими уголовных дел;

- опротестование решений высших судебных инстанций союзных республик, если они противоречат союзному законодательству или нарушают права других республик, а также судебных решений, по которым осужденным назначено наказание в виде смертной казни;

Эксперт Киргизской ССР считает необходимым исключить абзац 3 данного раздела Протокола.

Эксперты союзных республик считают, что прокуроры союзных республик должны назначаться Верховными Советами республик.

Эксперт Верховного Совета СССР (от Прокуратуры СССР) считает, что прокурор республики должен назначаться Генеральным прокурором СССР (возможно - по согласованию с высшими органами власти союзных республик либо по их представлению).

Государственный арбитраж СССР:

- рассмотрение споров между союзными субъектами хозяйственных отношений;

- рассмотрение споров между субъектами хозяйственных отношений союзных республик и Союза;

- рассмотрение споров о признании недействительными актов федеральных органов;

- рассмотрение споров между субъектами хозяйственных отношений союзных республик, когда это предусмотрено соглашениями между республиками.

Эксперты считают возможным существование других форм разрешения хозяйственных споров, развитие системы третейских судов.

Министерство юстиции СССР:

- разработка проектов общесоюзных законов и других нормативных актов;

- представительство Союза в правовых спорах; дача правовых заключений по судебным делам, затрагивающим интересы федерации;

- руководство единой экспертной службой, независимой от органов дознания, следствия и суда;

- организационное обеспечение деятельности федеральных судов;

- введение правовой статистики;

- консультирование по вопросам законодательства союзных республик (по их просьбе).

Эксперт Верховного Совета СССР (от МВД СССР) возражает против подчинения Министерству юстиции единой экспертной службы.

Компетенция союзных правоохранительных органов может быть изменена по соглашению Союза и союзных республик.

Распределение компетенции между Союзом и союзными республиками по вопросам правосудия, рассмотрения хозяйственных споров, охраны правопорядка и борьбы с преступностью должно решаться путем заключения договоров (соглашений) полномочных органов республик и Союза.

Эксперт Казахской ССР по некоторым вопросам придерживается особого мнения (на 2 листах), которое является органической частью настоящего Протокола.

 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
эксперта Казахской ССР Зиманова С.З. по протоколу встречи экспертов по проблемам правосудия, рассмотрения хозяйственных споров, охраны правопорядка и борьбы с преступностью, состоявшейся в Москве с 31 августа по 5 сентября 1990г.

 

1. На федеральном уровне

а) необходимо создать мозговой центр по прогнозированию и разработке стратегии борьбы с преступностью, с наиболее опасными ее формами в особенности по стране в целом и по регионам с небольшим штатом. Тем самым ликвидировать «цеховой» способ программирования борьбы с преступностью, когда ее ведут параллельно и неэффективно многие органы;

б) определить Главного Координатора деятельности различных органов Союза и союзных республик по борьбе с преступностью. Такой же орган должен быть и в союзных республиках.

2. Должны быть созданы следственные комитеты в Союзе и союзных республиках.

3. На федеральном уровне внутренние функции органов КГБ необходимо сильно ограничить. В союзных республиках, в некоторых из них, могут быть объединены органы внутренних дел и государственной безопасности.

4. В союзе и союзных республиках желательно создавать конституционные суды вместо комитетов конституционного надзора.

5. В условиях наличия нескольких высших органов, осуществляющих надзор за законностью (конституционные суды, президентская власть, парламенты), за органами Прокуратуры закрепить оперативный надзор за законностью. Выделить надзор за законностью действий высших должностных лиц исполнительных органов как в Союзе, так и в союзных республиках. Эту функцию, возможно, следует поручить Верховным Советам.

6. Структура и функции правоохранительных органов должны быть радикально пересмотрены. В частности, нужно ли сохранить федеральное Министерство юстиции? На странице 5 протокола дан перечень вопросов, которыми оно должно заниматься. Они могут быть выполнены любой другой конторой. Для этого нет нужды держать особое Министерство. Это же относится и к Государственному арбитражу. В условиях разгосударствления собственности и имущества, уменьшения в ближайшей перспективе удельного веса государственной собственности до 30-40 процентов возникает необходимость больше в судебной защите интересов собственников (в народных судах, возможно создание хозяйственных судов и третейских судов и др.). Возможно нужно учредить Палату арбитража Верховного Суда?

7. Не могу согласиться с тем, что центральные правоохранительные ведомства могут разрабатывать различные программы для всей страны по собственной инициативе. По моему мнению, нужны уточнения в том плане, что они разрабатываются, если в них заинтересованы республики, представлены последними средства для этих программ.

8. На стр. 2 протокола сказано, что целесообразно создание таких союзных правоохранительных органов, как Прокуратура СССР, Министерство внутренних дел СССР, Министерство юстиции СССР, Государственный арбитраж СССР. Я придерживаюсь мнения, что не надо заранее узаконивать эти органы в подобных рангах, а указать их как органы Прокуратуры, внутренних дел, юстиции и арбитража, а в каких формах, будет уточнено в будущем.

 

Эксперт

Казахской ССР (С. Зиманов)

 

Итоги работы группы № 8

1. На рассмотрение группы был представлен документ, озаглавленный «Характер законодательной власти Союза ССР», но мы его переименовали: «Разграничение законодательных полномочий Союза и республик».

В документе на рассмотрение экспертов предлагалось четыре варианта разграничения полномочий.

 

I вариант (условно - Федерация).

Закон Союза по вопросам, делегированным республиками союзным органам и закрепленным в Союзном Договоре:

1. обязателен на всей территории без одобрения (ратификации) со

стороны республик, при этом законодательная власть осуществляется республиками (вне рамок указанных полномочий Союза).

2. обязателен на всей территории при условии его одобрения в какой-то форме республиками (объявление (промульгация), ратификация, регистрация, введение в действие: полное, частичное, либо с определенными условиями времени, места и др.).

1.2. Изданные в соответствии с указанными условиями подзаконные нормативные акты органов Федерации обязательны на всей территории Федерации, но могут:

а) опротестовываться;

б) приостанавливаться - в зависимости от вида актов;

в) вводиться республикой в действие с изменениями или дополнениями.

 

II вариант (условно - Конфедерация).

Акты высшего законодательного органа Совета Союза (конфедерации) имеют рекомендательный характер и требуют одобрения республик. Проблемы разграничения законодательных полномочий в этом случае группа экспертов не видит.

 

III вариант (Федерация с элементами конфедерации).

1. Для тех республик, которые вступают в союз на условиях Федерации, действует вариант 1.

2. Для тех государств, которые вступают в союз на условиях конфедеративного типа связей:

а) либо законы федерации обязательны для второй стороны в части обязательств, признанных ею по договору,

б) либо действует вариант II (для данной республики акты Союза носят рекомендательный характер).

 

IV вариант (Содружество Суверенных Государств).

В Содружестве, имеющем постоянные органы типа совещания глав государств, возможны программные и директивные документы (последние, например, по вопросам единого рынка, экологии, продовольствия, здравоохранения и другим гуманитарным проблемам).

2. К сожалению, заключительного документа по итогам работы группы не сохранилось, поэтому я могу только восстановить процесс обсуждения по своим сохранившимся записям.

В работе группы принимали участие эксперты Белорусской ССР, Молдавской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, РСФСР, Таджикской ССР, Украинской ССР.

Экспертами группы № 8 в основном обсуждался первый вариант - федерация. Во-первых, почти все республики, участвовавшие в обсуждении, выступали за федерацию, во-вторых, при принятии любого из других вариантов особо обсуждать было нечего: у каждой республики свои законы, а общие вопросы решаются в договоре.

3. В отношении вопроса об иерархии законов рассматривалось три варианта:

1. Основы законодательства действуют без ограничений на всей территории Союза;

2. Основы действуют после ратификации союзной республикой;

3. Основы как рекомендательный акт.

Утверждалось также, что Основы могут быть общими и региональными.

Во время обсуждения высказывались мнения, что общие законы нужны, но необходимо отказаться от термина «Основы». Можно называть «Общие начала», «Принципы». Например, Общие начала имущественных отношений, Общие начала борьбы с преступностью, Рекомендательные нормы, Рамочные нормы.

Общие законы создаются только в сфере природоохранного, уголовного, административного, гражданского законодательства.

4. Вопросы совместного ведения:

А) закрепляются в договоре (например, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, гражданское и гражданско-процессуальное, о труде и социальном обеспечении, экологическое, о здравоохранении.

Федерация издает законы, определяющие основные начала и принципы регулирования соответствующих отношений.

Вариант 1. Законы действуют на всей территории федерации без одобрения со стороны республик;

Вариант 2. Законы действуют после одобрения, воспроизведения, инкорпорации или ратификации республиками;

Вариант 3. Законы действуют на территории республики, если республика не установила иное.

Б) федерация издает законы по предложению союзной республики по вопросам, закрепленным в союзном договоре. Действуют во всех союзных республиках, или в группе республик, а также в присоединившихся к этой группе республиках.

Полнота законодательной власти республик в сфере предметов совместной с федерацией ведения зависит от степени обязательности союзных законов.

Вопрос об отношении к законам конфедерации, изданным по предметам совместного ведения, как и ко всяким другим законам конфедерации, решаются в договоре.

5. Если сравнить результаты обсуждения экспертов группы № 8 с окончательным вариантом, закрепленном в проекте Союзного договора, готового к подписанию 20 августа 1991г, то можно заметить, что в проекте Союзного договора избран более компромиссный вариант с уклоном в сторону центральных органов Союза.

«Статья 11 проекта Союзного договора. Законы

Законы Союза, Конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям настоящего Договора. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или Законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры передаются в Конституционный Суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца».

6. По результатам встречи экспертов по вопросам компетенции органов Союза и республик был составлен перечень вопросов, требующих дальнейшего обсуждения.

Приведу этот перечень целиком.

 

 

ВОПРОСЫ КОМПЕТЕНЦИИ
органов Союза и республик, требующие обсуждения с участием экспертов (материалы по протоколам консультативных встреч)

 

1. Международная правосубъектность Союза: (УССР)

Разграничение полномочий республики и Союза в области внешнеполитической деятельности, а также в области внешнеэкономической деятельности; организация таможенного дела (РСФСР, БССР, УССР, БССР, УССР).

2. Проблема структуры будущего Центра и порядок формирования союзных органов, создание временных и постоянных общесоюзных органов для реализации конкретных программ сотрудничества с участием представителей всех республик; формы участия республики в целевых общесоюзных программах; механизм реализации принимаемых на общесоюзном уровне решений. (УССР, а также МССР, ГрССР, КазССР). 3. Сфера и принципы контрольных полномочий республики в области обороны, возможность создания республиканских вооруженных формирований (РСФСР, БССР).

Союзные и республиканские армейские подразделения.

Полномочия Союза и республик в управлении оборонной промышленностью (УССР, БССР, УССР).

4. Сфера и принципы контрольных полномочий республики в области обеспечения государственной безопасности, ее участия в охране своих границ ( КазССР, РСФСР, УССР).

5. Проблемы связи полномочий и права собственности (РСФСР).

Принципы распределения и механизм образования государственной собственности между Союзом и республиками (БССР также коммунальной собственности) (КазССР, КирССР, ТадССР, ТССР, УзССР).

Совместное управление оборонными, транспортными, энергетическими объектами (КазССР).

6. Экономические принципы нового Союза (УССР, КазССР).

формирование республиканского и союзного рынка (УССР - единого рыночного пространства) (КирССР, УзССР).

создание правовых основ общесоюзного рынка (БССР, КазССР, ТССР, РСФСР).

7. Регулирование банковской и денежно-кредитной системы, принципы формирования доходов Союза (РСФСР, БССР, УССР, КирССР, КазССР).

определение перспектив социально-экономического развития Союза; политика ценообразования (КазССР, УССР, ТадССР).

8.Вопросы выравнивания стартовых условий, создания специальных фондов помощи республикам (КазССР, КирССР,УССР, ТадССР, УзССР).

9. Основные трудовые права и обязанности граждан (их гарантии), занятость, миграция, использование трудовых ресурсов (КирССР, ТадССР, ТССР, УзССР).

координация со стороны Союза деятельности республик в сфере культуры, здравоохранения (УзССР).

10. Разграничение полномочий и координация между Союзом и республиками в области правосудия, прокурорского надзора, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью (БССР, УССР, КазССР, ТадССР, РСФСР - только борьба с преступностью; УзССР - только прокурорский надзор).

 

II.Об основах законодательства (БССР).

12. О механизме рассмотрения споров по поводу законности актов органов Союза ССР и Республик;

о механизме ответственности республик и Союза (КазССР, ТССР).

13. Вопросы сохранения целостности территории республик и юридического оформления существующих между ними границ;

урегулирование споров о межреспубликанских границах (ТадССР).

14. Порядок вступления в силу Союзного договора (УзССР, УССР).

 

Заключение

 

К сожалению, это лишь немногие сохранившиеся отрывочные сведения о той громадной работе, которая проводилась с целью не допустить такого распада Союза ССР, который был бы сопряжен с кровью и насилием. Теперь, по прошествии стольких лет, ясно, что попытки сохранить Союз были обречены на провал. Советский Союз прогнил до основания и должен был развалиться. Но, возможно, были другие, более мягкие и безболезненные способы осуществления такого распада. Попытки создать Союзный договор - это одна из таких попыток определения взаимодействия и взаимосвязей между союзными республиками в процессе обретения ими подлинной независимости.

История не терпит сослагательных наклонений. Что случилось, то случилось. В то же время все, что происходило в процессе развала Советского Союза, представляет несомненный исторический интерес. И восстановление одной из небольших страничек истории, в создании которых принимали участие наши соотечественники, мне кажется, будет полезным для воссоздания подлинной истории независимого Казахстана.

 

И как Приложение к настоящей статье, я хочу привести проект Союзного договора, который должен был быть подписан отдельными республиками 20 августа 1991г., но не был подписан из-за ГКЧП.

 

ДОГОВОР О СОЮЗЕ СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
(Согласовано 23 июля 1991г.)
[4]

 

Государства, подписавшие настоящий Договор, исходя из провозглашенных ими Деклараций о государственном суверенитете и признавая право наций на самоопределение: учитывая близость исторических судеб своих народов и выполняя их волю к сохранению и обновлению Союза, выраженную на референдуме 17 марта 1991 года; стремясь жить в дружбе и согласии, обеспечивая равноправное сотрудничество; желая создать условия для всестороннего развития каждой личности и надежные гарантии ее прав и свобод; заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии народов, взаимообогащения национальных культур, обеспечении общей безопасности; извлекая уроки из прошлого и принимая во внимание изменения в жизни страны и во всем мире, решили на новых началах построить свои отношения в Союзе и договорились о нижеследующем.

 

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

Первое. Каждая республика - участница Договора - является

суверенным государством. Союз Советских Суверенных Республик (СССР) - суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик и осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора.

Второе. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного развития всем народам, проживающим на их территории.

Участники Договора будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей, решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов.

Третье. Государства, образующие Союз, считают важнейшим принципом приоритет прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека ООН, другими общепризнанными нормами международного права. Всем гражданам гарантируются возможности изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания, другие политические, социально-экономические, личные права и свободы.

Четвертое. Государства, образующие Союз, видят важнейшее условие свободы и благосостояния народа и каждого человека в формировании гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора форм собственности и методов хозяйствования, развития общесоюзного рынка, реализации принципов социальной справедливости и защищенности.

Пятое. Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам-участникам Договора, в состав которых входят.

Участники договора признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу.

Шестое. Государства, образующие Союз, считают одной из важнейших задач сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, здравоохранения, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями и достижениями народов Союза и всего мира.

Седьмое. Союз Советских Суверенных Республик выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права - преемника Союза Советских Социалистических Республик. Его главными целями на международной арене являются прочный мир, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государства и солидарность народов в решении глобальных проблем человечества.

Государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества. Они вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи и торговые отношения с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не ущемляя интересы каждого из союзных государств и их общие интересы, не нарушая международные обязательства Союза.

 

II.УСТРОЙСТВО СОЮЗА

 

Статья 1. Членство в Союзе

Членство государств в Союзе является добровольным.

Государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств. Это не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору. Все они обладают равными правами и несут равные обязанности. Отношения между государствами, одно из которых входит в состав другого, регулируются договорами между ними, Конституцией государства, в которое оно входит, и Конституцией СССР. В РСФСР - федеративным или иным договором, Конституцией СССР. Союз открыт для вступления в него других демократических государств, признающих Договор. Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него в порядке, установленном участниками Договора и закрепленном в Конституции и законах Союза.

 

Статья 2. Гражданство Союза

Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Граждане Союза ССР имеют равные права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией, законами и международными договорами Союза.

 

Статья 3. Территория Союза состоит из территории всех государств, его образующих. Участники Договора признают границы, существующие между ними на момент подписания Договора. Границы между государствами, образующими Союз, могут изменяться только по соглашению между ними, не нарушающему интересы других участников Договора.

 

Статья 4. Отношения между государствами, образующими Союз

Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются настоящим Договором, Конституцией СССР, не противоречащими им договорами и соглашениями. Участники Договора строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по Союзному договору и межреспубликанским соглашениям. Государства, образующие Союз, обязуются: не прибегать в отношениях между собой к силе и угрозе силой; не посягать на территориальную целостность друг друга; не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против образующих его государств. Не допускается использование войск Министерства обороны СССР внутри страны, кроме их участия в решении неотложных народнохозяйственных задач в исключительных случаях, в ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством о режиме чрезвычайного положения.

 

Статья 5. Сфера ведения Союза ССР

Участники Договора наделяют Союз ССР следующими полномочиями:

- Защита суверенитета и территориальной целостности Союза и его субъектов; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, специальными (правительственной связи, инженерно-техническими и иными), внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация разработки и производства вооружений и военной техники.

- Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана государственной границы, экономической зоны, морского и воздушного пространства Союза; руководство и координация деятельности органов безопасности республик.

- Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза.

- Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; правительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических соглашений Союза.

- Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями; управление воздушным движением, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии, стандартизации, метеорологии; управление атомной энергетикой.

Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль.

- Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координации деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

 

Статья 6. Сфера совместного ведения Союза и республик

Органы государственной власти и управления Союза и республик осуществляют совместно следующие полномочия:

- Защита конституционного строя Союза, основанного на настоящем Договоре и Конституции СССР; обеспечение прав и свобод граждан СССР.

- Определение военной политики Союза, осуществление мероприятий по организации и обеспечению обороны, установление единого порядка призыва и прохождения воинской службы; установление режима пограничной зоны; решение вопросов, связанных с деятельностью войск и дислокацией военных объектов на территории республик; организация мобилизационной подготовки народного хозяйства; управление предприятиями оборонного комплекса.

- Определение стратегии государственной безопасности Союза и обеспечение государственной безопасности республик; изменение Государственной границы Союза с согласия соответствующего участника Договора; охрана государственных секретов; определение перечня стратегических ресурсов и изделий, не подлежащих вывозу за пределы Союза установление общих принципов и нормативов в области экологической безопасности; установление порядка получения, хранения и использования расщепляющихся и радиоактивных материалов.

- Определение внешнеполитического курса Союза ССР и контроль за его проведением; защита прав и интересов граждан СССР, прав и интересов республик в международных отношениях; установление основ внешнеэкономической деятельности; заключение соглашений о международных займах и кредитах, регулирование внешнего государственного долга Союза; единое таможенное дело; охрана и рациональное использование естественных богатств экономической зоны и континентального шельфа Союза.

- Определение стратегии социально-экономического развития Союза и создание условий для формирования общесоюзного рынка; проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой, страховой и ценовой политики, основанной на общей валюте; создание и использование золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; разработка и осуществление общесоюзных программ; контроль за исполнением союзного бюджета и согласованной денежной эмиссией; создание общесоюзных фондов регионального развития и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; создание стратегических резервов; ведение единой общесоюзной статистики.

- Разработка единой политики и баланса в области топливно- энергетических ресурсов, управление энергетической системой страны, магистральным газонефтепроводным, общесоюзным железнодорожным, воздушным и морским транспортом; установление основ природопользования и охраны окружающей среды; ветеринарии, эпизоотии и карантина растений; координация действий в области управления водным хозяйством и ресурсами межреспубликанского значения.

- Определение основ социальной политики по вопросам занятости, миграции, условий труда его оплаты и охраны, социального обеспечения и страхования, народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта; установление основ пенсионного обеспечения и сохранения иных социальных гарантий - в том числе при переезде граждан из одной республики в другую; установление единого порядка индексации доходов и гарантированного прожиточного минимума.

- Организация фундаментальных научных исследований и стимулирование научно-технического прогресса, установление общих принципов и критериев подготовки и аттестации научных и педагогических кадров; определение общего порядка использования лечебных средств и методик; содействие развитию и взаимообогащению национальных культур; сохранение исконной среды обитания малочисленных народов, создание условий для их экономического и культурного развития.

- Контроль за соблюдением Конституции и законов Союза, указов Президента, решений, принимаемых в рамках союзной компетенции; создание общесоюзной криминалистической учетно-информационной системы; организация борьбы с преступлениями, совершаемыми на территории нескольких республик; определение единого режима организации исправительных учреждений.

 

Статья 7. Порядок осуществления полномочий государственных органов Союза и совместных полномочий государственных органов Союза и республик.

Вопросы, отнесенные к совместной компетенции, решаются органами власти и управления Союза и образующих его государств путем согласования, специальных соглашений, принятия основ законодательства Союза и республик и соответствующих им республиканских законов. Вопросы, отнесенные к компетенции союзных органов, решаются ими непосредственно.

Полномочия, прямо не отнесенные статьями 5-й и 6-й к исключительному ведению органов власти и управления Союза или к сфере совместной компетенции органов Союза и республик, остаются в ведении республик и осуществляются ими самостоятельно либо на основе двусторонних и многосторонних соглашений между ними. После подписания Договора производится соответствующее изменение полномочий органов управления Союза и республик.

Участники договора исходят из того, что по мере становления общесоюзного рынка сокращается сфера непосредственного государственного управления экономикой. Необходимое перераспределение или изменение объема полномочий органов управления будет осуществляться с согласия государств, образующих Союз.

Споры по вопросам осуществления полномочий союзных органов или реализации прав и исполнения обязанностей в области совместных полномочий органов Союза и республик разрешаются посредством согласительных процедур. При недостижении согласия споры выносятся на рассмотрение Конституционного Суда Союза.

Государства, образующие Союз, участвуют в реализации полномочий союзных органов посредством совместного формирования последних, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения.

Каждая республика может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз с согласия всех республик передать одной или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий.

 

Статья 8. Собственность

Союз и государства, его образующие, обеспечивают свободное развитие, защиту всех форм собственности и создают условия для функционирования предприятий и хозяйственных организаций в рамках единого общесоюзного рынка. Земля, ее недра, воды, другие природные ресурсы, растительный и животный мир являются собственностью республик и неотъемлемым достоянием их народов. Порядок владения, пользования и распоряжения ими (право собственности) устанавливается законодательством республик. Право собственности в отношении ресурсов, находящихся на территории нескольких республик, устанавливается законодательством Союза. Государства, образующие Союз, закрепляют за ним объекты государственной собственности, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на союзные органы власти и управления. Имущество, находящееся в собственности Союза, используется в общих интересах образующих его государств, в том числе - в интересах ускоренного развития отстающих регионов. Государства, образующие Союз, имеют право на свою долю в золотом запасе, алмазном и валютном фондах Союза, имеющихся к моменту заключения настоящего Договора. Их участие в дальнейшем накоплении и использовании сокровищ определяется особыми соглашениями.

 

Статья 9. Союзные налоги и сборы

Для финансирования расходов союзного бюджета, связанных с реализацией переданных Союзу полномочий, устанавливаются единые союзные налоги и сборы в фиксированных процентных ставках, определяемых по согласованию с республиками, на основе представленных Союзом статей расходов. Контроль за расходами союзного бюджета осуществляется участниками Договора. Общесоюзные программы финансируются за счет долевых отчислений заинтересованных республик и союзного бюджета. Объем и назначение общесоюзных программ регулируются соглашениями между Союзом и республиками с учетом показателей их социально- экономического развития.

 

Статья 10. Конституция Союза

Конституция Союза основана на настоящем Договоре и не должна ему противоречить.

 

Статья 11. Законы

Законы Союза, Конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям настоящего Договора. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на всей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочии. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры передаются в Конституционный Суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

 

III. ОРГАНЫ СОЮЗА

 

Статья 12. Формирование органов Союза

Союзные органы власти и управления формируются на основе свободного волеизъявления народов и правительств государств, образующих Союз. Они действуют в сторогом соответствии с положениями настоящего Договора и Конституции Союза.

 

Статья 13. Верховный Совет Союза ССР

Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза ССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.

Совет республик состоит из представителей республик, делегируемых их высшими органами власти. За республиками и национально-территориальными образованиями в Совете Республик сохраняется не меньшее число депутатских мест, чем они имели в Совете Национальностей Верховного Совета СССР на момент подписания Договора.

Все депутаты этой палаты от республики, непосредственно входящей в состав Союза, имеют при решении вопросов один общий голос. Порядок избрания представителей и их квоты определяются в специальном соглашении республик и избирательном законе Союза ССР.

Совет Союза избирается населением всей страны по избирательным округам с равной численностью избирателей. При этом гарантируется представительство в Совете Союза всех республик - участниц Договора.

Палаты Верховного Совета Союза совместно вносят изменения в Конституцию СССР; принимают в состав СССР новые государства; определяют основы внутренней и внешней политики Союза; утверждают союзный бюджет и отчет о его исполнении; объявляют войну и заключают мир; утверждают изменения границ Союза.

Совет Республик принимает законы об организации и порядке деятельности союзных органов; рассматривает вопросы отношений между республиками; ратифицирует международные договоры Союза ССР; дает согласие на назначение Кабинета Министров Союза ССР.

Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР и принимает законы по всем вопросам, за исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик.

Законы, принятые Советом Союза, вступают в силу после одобрения Советом Республик.

 

Статья 14. Президент Союза Советских Суверенных Республик

Президент Союза - глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью. Президент Союза выступает гарантом соблюдения Союзного Договора, Конституции и законов Союза; является главнокомандующим Вооруженными Силами Союза; представляет Союз в отношениях с зарубежными странами; осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза. Президент избирается гражданами Союза на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании в целом по Союзу и в большинстве образующих его государств.

 

Статья 15. Вице-президент Союза ССР

Вице -президент Союза ССР избирается вместе с Президентом Союза ССР.

Вице-президент Союза выполняет по уполномочию Президента Союза отдельные его функции и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

 

Статья 16. Кабинет Министров Союза ССР

Кабинет Министров Союза - орган исполнительной власти Союза, подчиненный Президенту Союза и несущий ответственность перед Верховным Советом. Кабинет Министров формируется Президентом Союза по согласованию с Советом Республик Верховного Совета Союза. В работе Кабинета Министров Союза участвуют с правом решающего голоса главы правительств республик.

 

Статья 17. Конституционный Суд Союза ССР

Конституционный Суд Союза ССР формируется на равных началах Президентом СССР и каждой из палат Верховного Совета СССР. Конституционный Суд Союза рассматривает вопросы о соответствии законодательных актов Союза и республик, указов Президента Союза и президентов республик, нормативных актов Кабинета Министров Союза Союзному Договору и Конституции Союза, а также разрешает споры между Союзом и республиками, между республиками.

 

Статья 18. Союзные (федеральные) суды

Союзные (федеральные) суды - Верховный Суд Союза Советских Суверенных Республик, Высший арбитражный суд Союза, суды в Вооруженных Силах Союза осуществляют судебную власть в пределах полномочий Союза. Председатели высших судебных, арбитражных органов республик входят по должности соответственно в состав Верховного Суда Союза и Высшего арбитражного суда Союза.

 

Статья 19. Прокуратура Союза ССР

Надзор за исполнением законодательных актов Союза осуществляется Генеральным прокурором Союза, Генеральными прокурорами (прокурорами) республик и подчиненными им прокурорами. Генеральный прокурор Союза назначается Верховным Советом Союза и ему подотчетен. Генеральные прокуроры (прокуроры) республик назначаются их высшими законодательными органами и входят по должности в состав коллегии Прокуратуры Союза. в своей деятельности по надзору за исполнением союзных законов они подотчетны как высшим законодательным органам своих государств, так и Генеральному прокурору Союза.

 

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 20. Язык межнационального общения в Союзе ССР

Республики самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Языком межнационального общения в Союзе ССР участники Договора признают русский язык.

 

Статья 21. Столица Союза

Столицей Союза ССР является город Москва.

 

Статья 22. Государственная символика Союза

Союз ССР имеет государственный Герб, Флаг и Гимн.

 

Статья 23. Вступление Договора в силу

Настоящий Договор одобряется высшими органами государственной власти государства, образующих Союз, и вступает в силу с момента подписания их полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года. С вступлением Договора в силу для государств, подписавших его, действует режим наибольшего благоприятствования. Отношения Союза Советских Суверенных Республик и республик, входящих в состав Союза Советских Социалистических Республик, но не подписавших настоящий Договор, подлежат урегулированию на основе законодательства Союза ССР, взаимных обязательств и соглашений.

 

Статья 24. Ответственность по Договору

Союз и государства, его образующие, несут взаимную ответственность за выполнение принятых обязательств и возмещают ущерб, причиненный нарушениями настоящего Договора.

 

Статья 25. Порядок изменения и дополнения Договора

Настоящий Договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех государств, образующих Союз. В случае необходимости по согласованию между государствами, подписавшими Договор, могут приниматься приложения к нему.

 

Статья 26. Преемственность высших органов Союза

В целях непрерывности осуществления государственной власти и управления высшие законодательные, исполнительные и судебные органы Союза Советских Социалистических Республик сохраняют свои полномочия впредь до сформирования высших государственных органов Союза Советских Суверенных Республик в соответствии с настоящим Договором и новой Конституцией СССР.

 


[2]. См.: Сообщение ИА «Интерфакс» от 19 06. 1991: «ПАРЛАМЕНТЫ РЕСПУБЛИК ПОЛУЧИЛИ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТ СОЮЗНОГО ДОГОВОРА». www.rusconstitution.ru/timestream/event/144/

22 июня 2020, 19:15
Источник, интернет-ресурс: Сулейменов М.К.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript