Горячие новости
Читайте также

Доверие, инвестиции, развитие: МФЦ "Астана" как инструмент роста

МФЦА сейчас является единственной в своем роде такой платформой на постсоветском пространстве.

Фото : МФЦА14 сентября 2020, 12:09

Международный финансовый центр "Астана" приступил к работе в 2018 году. Но идея его запуска, на самом деле, зрела уже давно, была обоснована процессами в мировой экономике и логикой развития Казахстана и региона в целом, сообщает zakon.kz.

В первую очередь, налицо процесс переформатирования мировой экономики. Ключевым здесь является постепенный отход на второй план такого важного ресурса, как нефть. Нефтяной вектор цивилизации меняется на исключительно инновационный. Это видно как по постепенному, начиная с кризиса 2008 года, снижению цен на нефть, так и по взрывному росту технологического сектора в лице крупнейших компаний.

На этом фоне происходят процессы в Казахстане, регионе Центральной Азии и даже шире - на всем постсоветском пространстве. Для Казахстана ситуация заключается в необходимости совершения "второго скачка". Первый был начат в 1990-годы. Он основывался на привлечении инвестиций в добывающий сектор, что позволило нарастить добычу ископаемых. Длинный цикл роста цен на сырье создал благоприятную ситуацию. Казахстан смог быстро выйти из кризиса 1990-х и создать одну из лидирующих экономик на пространстве СНГ.

Теперь ситуация меняется: как постоянный драйвер роста экспорт сырья уже теряет актуальность, и нужно искать новые точки роста. Причем необходимость поиска таких путей развития испытывают и многие другие страны. Снижение цен на нефть – это только один из показателей глубинной трансформации, ожидающей мир.

Для стран нашего региона новые пути развития могут быть разными, но в одном они сходятся – требуется инновационность, кооперация на региональном уровне и инвестиции в качестве инструмента для такого развития. Инвестиции – это не просто деньги, а показатель перспективности региона, отрасли, его ведущего характера в сравнении с другими. Это не просто экономические стратегии, а скорее даже идеология и философия развития.

Кроме того, этап трансформации прежних моделей приводит к циклу кризиса. "Коронакризис" только подтолкнул эти процессы. Как говорят эксперты, последствия урона, который пандемия нанесла мировой экономике, будут ощущаться еще долго. На это накладываются негативные эффекты в глобальной экономике, которые уже существовали ранее.

Предыдущий бум в экономике объяснялся не в последнюю очередь внедрением новых технологий, особенно в сфере информационных технологий, и связанным с этим подъемом крупных развивающихся стран, в первую очередь, Китая. Теперь, пока не будет найден новый фактор развития, стимулов для роста нефти не будет. Но и это маловероятно, так как есть еще и третий фактор - "зеленые" технологии.

В инновации в этой сфере вкладываются огромные средства. Причина в том, что инвесторы понимают: тот, кто получит доступ к технологии gamechanger-у, которая изменит правила игры, станет ключевой компанией в масштабах всего мира, заняв такое положение, как например, Microsoft в 1990-е и 2000-е, Google и Facebook сегодня.

В таких условиях опора исключительно на нефть становится неактуальной. Нужны новые стратегии. Одна из таких стратегий – это максимальная открытость новому, максимально благоприятные условия для роста, которые стимулируют привлечение инвестиций. Есть множество возможностей для привлечения инвестиций. Один из них – это развитие рынков капитала.

Финансовая система Казахстана обладает значительными возможностями для роста. В возникшей после кризиса 1990-х годов новой казахстанской экономики именно финансовая отрасль была в свое время наиболее развитой. Эта сфера смогла аккумулировать инновации и обеспечить быстрый рост.

Но мировой кризис 2007-2008 годов выявил серьезные недостатки сложившейся системы. Они были связаны с рядом проблем, одной из которых была и слабая развитость фондового рынка. В развитых системах финансовый сектор представлен банками, и параллельно – рынками капитала. Фондовые рынки – альтернатива банкам, они позволяют привлекать финансирование из других источников. Их существование обусловливает гибкость экономики – наличие альтернативы и конкуренции всегда идет на пользу.

В Казахстане, несмотря на все попытки, создать сильный и устойчивый фондовый рынок не получилось. Это видно уже по тому, что на нашем рынке банки остаются монополистами в сфере финансирования. Это одна из причин того, что у нас в экономике "дорогие" деньги. А любая экономика, особенно в кризисных условиях, нуждается в "дешевых" и "длинных" деньгах.

Развитый рынок капитала создает большие возможности для экономики. Акционерный капитал – важнейший канал финансирования для бизнеса, и не только. Это возможность для граждан вкладываться в экономику, инструмент накопления, приумножения средств. Возможности и инструменты для инвестирования в Казахстане ограничены, об этом говорят давно. В условиях, когда такого инструмента не существует, капитал ищет иные пути. Например, вывод за рубеж или вложения в недвижимость, перегревающие рынок и создающие в итоге проблемы. МФЦА же в перспективе создает условия для развития рынка капитала. Но эту перспективу необходимо реализовать.

Задачами МФЦА являются содействие в привлечении инвестиций в экономику страны через создание привлекательной среды для инвестирования, развитие рынка ценных бумаг, развитие рынка страховых, банковских услуг, исламского финансирования, финансовых технологий, электронной коммерции, инновационных проектов. Выполнение этих задач в перспективе преобразует столицу, город Нур-Султан, в один из ведущих международных центров финансовых услуг.

МФЦА сейчас является единственной в своем роде такой платформой на постсоветском пространстве. Ее особенность и уникальный характер в системе правосудия и арбитража. Чтобы создать финансовый центр, потребовалось внести поправки на самом высоком уровне. Были внесены изменения в Конституцию, определившие особый статус нового финансового центра, принят Конституционный закон о МФЦА, предоставляющий налоговые, визовые и трудовые привилегии. Все они нацелены на обеспечение доверия инвесторов.

Доверие – важнейший ресурс в финансах, а в международных финансах - тем более. Это доверие удалось получить благодаря внедрению независимого суда, основанного на принципах признанного во всем мире английского права. Причина такого выбора не только в распространенности этого права в развитых странах, но и не в последнюю очередь в престижности высокого уровня английского права.

Таким образом, важная суть изменений в Основной закон – создание своей изолированной правовой системы МФЦА, суда с особым правовым статусом и исключительной компетенцией. Как отметил Елбасы, "это единственный в регионе центр, работа которого основана на английском праве. Независимые суд и международный арбитражный центр гарантируют справедливость и защиту прав сторон".

Собственная юрисдикция на основе английского права – для нашей страны вещь уникальная, но не для мира в целом. Гонконг, Сингапур и Дубай – наглядные примеры такой "трансплантации" правовых институтов из других стран. Задачей во всех случаях было создать финансовый, экономический центр, который был бы максимально открыт внешнему миру, действовал по принятым на международном уровне и пользующимся высоким авторитетом нормам и принципам, и за счет этого привлекал инвестиции.

Дубай – это наиболее близкий нам пример. Там также создали финансовый центр на основе английского прецедентного права с собственной отдельной юрисдикции, и добились успеха. В целом большинство крупнейших финансовых центров работают на прецедентном английском праве: Нью-Йорк, Торонто, Лондон, Гонконг, Сингапур. Теперь к ним добавился и МФЦА.

Состав Суда МФЦА также выбран не случайно. В него входят девять судей, и все они являются признанными и уважаемыми специалистами не только в своей стране, в Великобритании, но и всем мире. Это люди, сделавшие себе имя как в юридической науке, так и в практике.

Параллельно был создан Международный арбитражный центр. Центр предоставляет независимую и оперативную альтернативу судебному разбирательству в МФЦА через механизмы арбитража и посредничества.

При этом право МФЦА – не только для его участников. В случае согласия сторон здесь могут рассматриваться дела тех, кто в финансовом центре не зарегистрирован.

Эта система не мешает и не противоречит казахстанской системе правосудия, так как действует только на территории финансового центра, изначально нацелена на решение исключительно коммерческих споров. Чтобы слушание прошло в нем, обе стороны должны быть согласны рассматривать свое дело именно в этом суде.

Смысл всей идеи отдельной юрисдикции МФЦА, основанной на английском праве, – обеспечить защиту инвесторов и их доверие, потому что только тогда получится создать финансовый центр мирового уровня. Внесение изменений в рамках МФЦА потребовало внесения поправок в Основной закон. Это не просто серьезный, это исключительный шаг. На него пришлось пойти, чтобы быстро развиться как финансовый центр регионального и международного уровня. МФЦА с самого начала рассматривался как жизненно необходимый проект, критически важный для экономики, один из ее мощнейших драйверов.

Инвестиции, как внешние, так и внутренние – важный фактор. Успех казахстанской экономики, которая смогла достаточно быстро выйти из кризиса 1990-х, был связан именно с этим. Всего за время независимости в страну было привлечено порядка 330 млрд долларов иностранных инвестиций. Из них значительная часть пришлась на нефтегазовый и горно-металлургический комплекс, то есть в сырьевой сектор. За счет этого мы достигли быстрого роста в 2000-е годы. И наш современный уровень достигнут благодаря именно этим инвестициям. Сейчас же перед страной стоит цель добиться такого же активного инвестирования и в другие отрасли экономики с высоким экспортным потенциалом.

МФЦА уже добился заметных успехов в привлечении инвестиций. Объем привлеченного акционерного капитала Биржи МФЦА с момента начала официальной деятельности составил около 291 млн долларов, что в четыре раза больше объема привлеченного акционерного капитала в Казахстане за последние три года. Общая рыночная капитализация компаний, которые прошли листинг на бирже МФЦА - "Казатомпром", Polymetal, "Народный банк Казахстана", Ferro Alloy Resources Limited и Kcell - уже превышает 15 млрд долларов.

Всего на данный момент Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг зарегистрировано 545 компаний-участников МФЦА из более чем 40 стран мира. В их числе - Банк развития Китая и Строительный банк Китая (второй в мире по величине активов) – крупнейшие банки развития в мире, крупнейшие мировые брокеры – CITIC из Китая , Wood Co. из Чехии и другие.

Еще одна из особенностей работы МФЦА – это проведение IPO казахстанских компаний. В частности, в 2018-2020 годах биржа МФЦА стала площадкой для успешного первичного размещения ценных бумаг национальной атомной компании "Казатомпром" с последующим SPO.

За два года с момента официального запуска биржи, МФЦА уже обретает мировое признание. Так, центр является обладателем статуса "признанной фондовой биржи" от Королевской налоговой и таможенной службы Великобритании, став единственной торговой площадкой такого статуса в странах СНГ и Центральной Азии. Согласно мартовскому выпуску Глобального индекса финансовых центров МФЦА занял 72 место из 108.

Динамика деятельности казахстанского финансового центра уже говорит о том, что выбранный вектор развития верен. Дальнейшее масштабирование работы позволит создать полноценный успешный финансовый хаб в рамках всего региона.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии