Лента новостей
0

Сколько зарабатывают лидеры медиа-телекома

Pixabay, фото - Новости Zakon.kz от 25.06.2020 14:24 Pixabay
Крупнейшая компания по выручке на телеком-рынке - группа МТС.

Телевещателей, онлайн-кинотеатры и телеком-компании часто относят к единому медиа-телекоммуникационному рынку, главным объединителем и драйвером которого выступает OTT. Однако как бы ни сближались маркетинговые, технологические и контентные стратегии лидеров, не стоит забывать, что изначально они относятся к принципиально разным весовым категориям, а их доходы значительно различаются. "Телеcпутник" изучил показатели выручки и прибыли компаний из открытых баз данных и финансовых отчетов и расставил их по ранжиру.

Крупнейшая компания по выручке на телеком-рынке - группа МТС. Согласно базе данных "Контур.Фокус", в 2018 году выручка по РСБУ головного юрлица группы - ПАО "МТС" - выросла на 2% по сравнению с 2017 годом, до 331 млрд рублей, чистая прибыль снизилась почти в 14 раз, до 9,16 млрд рублей. По МСФО выручка МТС выросла на 8,4%, до 480,3 млрд рублей, чистая прибыль снизилась в 8,2 раза, до 6,8 млрд рублей. На снижение прибыли в наибольшей мере повлияло создание резервов по так называемому "узбекскому делу" (в марте 2019 года МТС заключила мировое соглашение с Министерством юстиции США и Комиссией по ценным бумагам и биржам, уплатив американским властям штраф в размере $850 млн за коррупцию в Узбекистане - прим. "Телеcпутника") - без них показатель по МСФО был бы выше, чем в 2017 году, - 65,9 млрд рублей против 56 млрд рублей годом ранее.

За МТС с довольно существенным отрывом по размеру выручки по МСФО следует "ВымпелКом": 350 млрд рублей, рост на 2%. Чистая прибыль оператора по международной системе отчетности выросла на 47%, до 12% млрд рублей. Российский стандарт бухучета фиксирует иные показатели эффективности компании: выручка увеличилась на те же 5%, до 289,7 млрд рублей, а вместо прибыли по МСФО отражен убыток в размере 2,1 млрд рублей против прибыли в 13,9 млрд рублей годом ранее.

На третьем месте по величине выручки по МСФО расположился "МегаФон" с показателем 335,5 млрд рублей (рост на 4% по сравнению с 2017 годом). Чистая прибыль в отчете компании указана в размере 21,1 млрд рублей, что на 2,7% больше, чем годом ранее. При этом в консолидированном отчете зафиксированы иные показатели чистой прибыли в 2018 и 2017 годах: 35,17 млрд рублей и 4,55 млрд рублей соответственно. Что касается результатов по РСБУ, то выручка оператора по российскому стандарту выросла на 2%, до 305,4 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась почти втрое - до 16,4 млрд рублей.

По размеру выручки по РСБУ "Ростелеком" даже несколько опережает "МегаФон" с результатом 305,9 млрд рублей (рост на 5%), однако его чистая прибыль существенно меньше - 5,4 млрд рублей (снижение на 39%). Отчетность по МСФО показывает более высокие результаты "Ростелекома", позволяющие ему по праву занимать четвертое место в общем "табеле о рангах": выручка составила по итогам прошлого года 320 млрд рублей (рост на 5%), а чистая прибыль - 15 млрд рублей (рост на 7%).

Соотнесение показателей МТС, "ВымпелКома", "МегаФона" и "Ростелекома" позволяет сделать вывод о сопоставимых масштабах бизнеса тяжеловесов при разной его структуре: все операторы из высшей лиги получают выручку свыше 300 млрд рублей и способны генерировать прибыль на уровне 5-15 млрд рублей.

С помощью анализа отчетности по МСФО можно сформировать следующую за лидерами группу игроков, которую возглавляет ООО "Т2 РТК Холдинг", объединяющее мобильные активы "Ростелекома" и российские активы Tele2. Компания раскрывает только отчетность по МСФО, в отчете по РСБУ в базе данных "Контур.Фокус" указана нулевая выручка за 2018 год. Однако согласно отчету по международной системе, холдинг в прошлом году увеличил выручку на 16,4%, до 143 млрд рублей, а чистая прибыль составила 2,7 млрд рублей против убытка в 5,5 млрд рублей по итогам 2017-го.

В этой группе появляются игроки, демонстрирующие опережающий рост по сравнению с традиционными компаниями за счет онлайна и тотальной цифровизации. К ним в первую очередь относится "Яндекс", чья выручка по МСФО - 126 млрд рублей (рост на 36%) - уже сопоставима с "Т2 РТК Холдингом", а прибыль выше, чем у телеком-компании, более чем в 17 раз - 46 млрд рублей (рост по сравнению с 2017 годом более чем в 4 раза). К слову, финансовые результаты по РСБУ головного юрлица интернет-гиганта - ООО "Яндекс" - существенно скромнее: выручка зафиксирована в размере 104,8 млрд рублей (рост на 21%), прибыль - 28,2 млрд рублей против 19 млрд рублей по итогам 2017 года.

В первой лиге впервые появляется и чисто медийная структура - холдинг "Газпром-медиа" (ГПМ). Из консолидированной отчетности "Газпромбанка", в структуру которого входит ГПМ, следует, что выручка холдинга в 2018 году выросла на 10,5%, до 95,5 млрд рублей. ГПМ показал чистую прибыль в размере 2,2 млрд рублей против убытка в 3,5 млрд рублей годом ранее.

За "Газпром-медиа" следует другой медийный холдинг, чья активность преимущественно сосредоточена в онлайне, - Mail.ru Group. Его головное юрлицо представлено кипрским оффшором, чья выручка по МСФО за прошлый год составила 66 млрд рублей (рост на 28%), убыток - 8 млрд рублей (в 2017 году была получена чистая прибыль 2 млрд рублей).

Практически в спину Mail.ru Group дышит "Национальная медиа группа" (НМГ). Консолидированная выручка НМГ немногим меньше, чем у Mail.ru Group, - 65 млрд рублей, зато темпы роста гораздо выше - более чем в два раза по сравнению с 2017 годом. Чистая прибыль по МСФО не раскрывается. Показатели по РСБУ головного юрлица - АО "НМГ" - выглядят скромнее: выручка - 17,8 млрд рублей (рост на 10%), компания показала в отчетности убыток в размере 452 млн рублей против прибыли в 242,4 млн рублей годом ранее.

На одном уровне по размеру выручки с НМГ российский бизнес Google, чья выручка по МСФО в 2018 году составила 60 млрд рублей (рост на 32%), а прибыль - 3 млрд рублей, что вдвое меньше, чем в 2017-м.

Завершают первую лигу компании с выручкой меньше 50 млрд рублей. "ЭР-Телеком Холдинг" отчитался о росте выручки по МСФО по итогам 2018 года на 18%, до 40 млрд рублей, и о чистой прибыли в 2 млрд рублей (рост на 70%). Выручка по РСБУ несколько меньше - 35 млрд рублей, что на 41% больше, чем годом ранее, а прибыль больше: 2,36 млрд рублей (рост почти в девять раз по сравнению с 2017-м).

Оператор российской эфирной теле- и радиопередающей сети - ФГУП "РТРС" - благодаря своим показателям как по МСФО, так и по РСБУ имеет полное основание быть включенным в группу крупнейших игроков медиа-телекоммуникационной отрасли. Так, его доходы по международной системе учета выросли на 5%, достигнув 36 млрд рублей, а прибыль - более чем в два раза, до 722 млн рублей. Чистая прибыль по РСБУ практически соответствует показателям по МСФО, а выручка несколько меньше - 27,1 млрд рублей (рост на 6%).

На сопоставимом с РТРС уровне выручка по МСФО у Первого канала - 33 млрд рублей (+6%), Вещатель показал убыток по международной системе отчетности в размере 7 млрд рублей, что в 3,5 раза больше, чем в 2017 году. Показатели по РСБУ немногим отличаются от МСФО: выручка в сумме 32,8 млрд рублей (рост на 5%), убытки - 6,8 млрд рублей, что более чем в четыре раза превышает аналогичный показатель 2017 года.

Незначительно отстает по величине доходов от Первого канала холдинг ВГТРК. По РСБУ он заработал в 2017 году 32 млрд рублей (рост на 7%) и благодаря более значительным, чем у Первого канала, субсидиям из бюджета даже показал прибыль в размере 850 млн рублей, которая, правда, снизилась на 67% по сравнению с 2017-м.

В третью группу попадают компании, чья выручка не превышает 30 млрд рублей, сформированные телевизионными холдингами и онлайн-кинотеатрами, которые пока существенно отстают по абсолютным показателям, зато демонстрируют самые высокие темпы роста в отрасли.

Наибольшая выручка в этой группе игроков у АО "Сеть телевизионных станций" - головной компании телеканалов СТС, CTC Love и CTC Kids. По РСБУ АО "СТС" в прошлом году получило выручку на 45% больше, чем годом ранее, - 25,6 млрд рублей, а его чистая прибыль снизилась на 8%, до 5,3 млрд рублей. Далее по величине полученной выручки следуют телеканалы НТВ (18,08 млрд рублей, убыток 559,8 млн рублей), "Матч ТВ" (15,32 млрд рублей, прибыль - 1,6 млрд рублей), ТВ-3 (7,82 млрд рублей и 2,2 млрд рублей), "Пятый канал" (7,8 млрд рублей и 1,4 млрд рублей), РЕН ТВ (7,6 млрд рублей и 746 млн рублей), "Пятница" (6,7 млрд рублей и 1,5 млрд рублей), "Домашний" (4,72 млрд рублей и 1,3 млрд рублей), "ТВ Центр" (3,15 млрд рублей, убыток - 5,2 млрд рублей), "Карусель" (2,55 млрд рублей, прибыль - 50 млн рублей).

Наконец, отдельную группу формируют онлайн-кинотеатры. Юрлицо видеосервиса ivi - ООО "Иви.ру" - в 2018 году продемонстрировало выручку по РСБУ в размере 4,2 млрд рублей, что на 65% больше, чем в 2017-м. Чистая прибыль ivi, согласно российской отчетности, зафиксирована в сумме 143 млн рублей против убытка в 130 млн рублей годом ранее.

Юрлицо онлайн-кинотеатра Okko - ООО "Окко" - указало в отчетности по РСБУ выручку в размере 1,9 млрд рублей, что на 77% больше, чем 2017 году. При этом был зафиксирован убыток в 107 млн рублей, что почти в пять раз больше, чем годом ранее. Необходимо упомянуть, что сам видеосервис сообщал о росте выручки в 2018 году на 81%, до 2,5 млрд рублей.

Юрлицо третьего по обороту видеосервиса - "Megogo Россия" - в отчете по РСБУ показало выручку в размере 1,4 млрд рублей (рост на 41%) и чистую прибыль в 58,8 млн рублей, что на 4% меньше, чем в 2017 году.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: