Обретение независимости открыло перед Казахстаном новую главу его истории. Столь кардинальные изменения отразились на каждом аспекте социально-экономической жизни страны. Перед казахстанским руководством встала нелегкая задача найти собственный уникальный путь исторического развития, который бы позволил молодой республике занять достойное место среди стран мирового сообщества.
Как отметила эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик, Первый Президент Нурсултан Назарбаев как никто другой понимал, насколько важными являются решения, принимаемые в первые годы обретенной независимости.
Вступив в новую эпоху, Казахстан нуждался в прочном фундаменте обретенного суверенитета и государственной идентичности. Молодому государству было необходимо многое начать с чистого листа, приступив к разрешению ключевых вопросов политического и экономического реформирования.
Пакет жизненно важных инициатив, необходимых для разработки эффективной и результативной стратегии преодоления экономических трудностей переходного периода требовал масштабных усилий и политической воли. Елбасы осознавал, что для защиты мира и спокойствия на казахстанской земле тактика государственного управления должна быть полностью изменена, - отметила эксперт.
Более того, продолжила она, Казахстану было необходимо заявить о себе и обозначить свое место на глобальной политической карте мира в качестве суверенного независимого государства. Для реализации данной сверхсложной задачи потребовались подготовить и согласовать целый пласт международных договоров на условиях, выгодных, прежде всего, для казахстанского народа.
Будучи политиком-стратегом, Нурсултан Назарбаев прекрасно осознавал значимость обеспечения территориальной целостности республики. Разрешение вопроса о делимитации и демаркации государственных границ исключает с повестки дня возможные территориальные споры и взаимные претензии во взаимоотношениях с соседями в будущем, - добавила Пархомчик.
Понимая, что территориальная целостность является одним из цементирующих начал государственного суверенитета, Елбасы приложил весь свой талант и дипломатическое искусство, чтобы приблизить момент юридического оформления границ современного Казахстана.
"Как истинный лидер Нурсултан Назарбаев осознавал, что вопрос границ носит поистине сакральное значение для Казахстана", - полагает эксперт.
По ее словам, с момента возникновения потребности в оформлении государственных границ независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев придерживался четкого убеждения – сложившиеся на момент распада СССР территориально-административные границы между бывшими республиками должны быть признаны государственными. Данный принцип нашел свое закрепление в Соглашении о создании СНГ, а также в Алматинской декларации от 21 декабря 1991 года.
Непростым испытанием оказался переговорный процесс вокруг урегулирования пограничного вопроса с Китаем. Так сложилось, что в качестве советского политического наследства Казахстану пришлось решать с КНР вопрос о спорных участках границы. Елбасы удалось достичь выгодного для Казахстана и компромиссного решения, которое заложило основы будущих дружественных отношений Нур-Султана и Пекина.
Переговоры были в целом завершены уже в 1994 году. После вступления в силу соглашения о казахстанско-китайской государственной границе в 1995 году у республики появилась признанная государственная граница с Китаем. В 2000 году между партнерами было подписано совместное Коммюнике о полном урегулировании пограничных вопросов. В результате, в 2002 году Казахстан и Китай подписали Протокол о демаркации линии казахстанско-китайской границы.
Благодаря политической прозорливости Нурсултан Назарбаев никогда не шел на обострение конфликтов с ближайшими соседями, даже если переговоры по пограничным вопросам временно заходили в тупик. Елбасы отмечает, что даже в сложных ситуациях стороны «проявляли взаимоуважение и добрую волю», что не позволило политизировать вопрос о границе, - отметила Пархомчик.
После завершения подготовительного процесса в 1990-х гг. Казахстан вступил в XXI столетие с твердой решимостью завершить многолетнюю работу по оформлению государственной границы со своими соседями по Центральной Азии.
В 2001 году казахстанское руководство подписало соответствующие договоры с Туркменистаном и Кыргызстаном. В том же году был подписан договор с Узбекистаном, который определил прохождение 96% пограничной линии, а уже в 2002 г. сторонам удалось заключить соглашение об отдельных участках межгосударственной казахстанско-узбекской границы.
Наращивание темпов двустороннего делимитационного процесса между Казахстаном и Россией началось в 2000 году. В силу того, что государственная граница между РК и РФ составляет 7 591 км и является самой протяженной сухопутной границей в мире, прежнее территориально- административное деление между государствами требовало серьезных уточнений. Данная работа проходила вплоть до 2004 года, а уже в начале 2005 года стороны подписали долгожданный договор о линии границы.
Подобный шаг был бы невозможен без четкого курса Елбасы на выстраивание добрососедских и доверительных отношений с региональными партнерами, - подчеркнула эксперт.
По ее словам, многовекторность внешнеполитического курса, обозначенная Нурсултаном Назарбаевым, позволила Казахстану первой из республик Центральной Азии полностью разрешить вопрос о делимитации и демаркации сухопутной границы.
Процесс оформления государственных границ на суше занял у Казахстана порядка 13 лет. Параллельно с этим Нур-Султан не переставал продвигать консультации касательно определения морских границ на Каспии.
Вопрос о статусе Каспийского моря начал решаться на уровне специальной рабочей группы с 1996 года, а уже в 1998 году Казахстан и Россия подписали первое соглашение о разделе северной части водоема, которое стало своего рода прототипом для последующих двухсторонних и трехсторонних договоренностей.
Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря было подписано в 2001 году, а два года спустя состоялось подписание соглашение о точке стыка сопредельных участков дна Каспийского моря между Казахстаном, Россией и Азербайджаном. В конце 2014 г. Казахстан смог урегулировать вопросы разграничения каспийский секторов с еще одним соседом по Каспию – Туркменистаном.
Казахстан всегда подчеркивал, что статус Каспийского моря может быть определен только на консенсусной и взаимовыгодной для всех прибрежных стран основе. Подход Казахстана к определению вопросов каспийской повестки всегда находил поддержку и понимание среди остальных прибрежных государств.
Сознавая, что процесс делимитации водоема рискует затянутся на десятилетия, Нур-Султан поставил перед собой амбициозную цель – завершить V Саммит глав прикаспийских государства в Актау подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Фактически 2018 год поставил финальную точку в деле оформления государственных границ Казахстана. Согласование Конвенции на Актауском саммите стало историческим прорывом не только для регионального взаимодействия, но и для всех казахстанцев, - подчеркнула Лидия Пархомчик.
Определив статус Каспия, стороны признали легитимность ранее заключенных соглашений о разделе водоема, что позволяет обозначить границы территориальных вод, на которые распространяется суверенитет Казахстана.
"Можно с уверенностью заключить, что именно Нурсултан Назарбаев сыграл важнейшую историческую роль, окончательно и бесповоротно сняв любые предпосылки для каких-либо международно-правовых споров вокруг вопросов государственных границ и территориальной целостности страны. Мудрая и выверенная политика Первого Президента Казахстана, его незаурядное искусство дипломата позволило превратить границы Казахстана в границы дружбы, мира и добрососедства", - резюмировала политолог.
Хотите быть в курсе важных новостей?