64% школьников в Казахстане функционально безграмотны: Как с этим бороться?

pixabay.com pixabay.com
Ситуацию усугубила пандемия.

Всемирный банк заявил о том, что уровень функциональной грамотности среди школьников многих стран, в том числе Казахстана, не самый высокий. несмотря на то, что читать и писать умеют все, передает zakon.kz.

В публикации Всемирного Банка утверждается, что 6 из 10 казахстанских школьников являются функционально безграмотными, и пандемия ведёт только к увеличению этой пропорции.

Да, они могут читать и писать. Да, они могут перечислить столицы мира или назвать самые важные даты в истории страны. Но умение использовать эти навыки в повседневной жизни - это намного сложнее, - прокомментировал в ходе II Нобелевского фестиваля глава ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен.

Функциональная грамотность - это уровень знаний и навыков, который позволяет эффективно строить коммуникации, исполнять задачи в повседневной жизни в координации с окружающими, а также дает возможность анализировать информацию и применять ее в письме и речи. Оценка функциональной грамотности осуществляется по модели Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).

Тенденция понижения функциональной грамотности говорит о недостаточной вовлеченности учеников в процесс обучения, что может быть признаком стагнации системы образования. По словам постоянного представителя Всемирного банка в Казахстане Жана-Франсуа Марто, это проблема появилась не только в Казахстане, но и во многих странах мира и усугубляется из-за пандемии.

Люди не готовились и не изучали тот шок, с которым мы столкнулись. Если мы посмотрим на то, как ситуация ухудшилась во всем мире, потери в образовании в Казахстане сопоставимы со многими странами мира. Системы образования большинства стран оказались не готовы к такому шоку. Я из Франции и знаю, что во Франции процент людей, потерявших связь с системой образования, выше, чем в Казахстане. Нельзя сказать, что Казахстан справился хуже других стран. - заявил Марто.

Тем не менее, по словам руководителя Всемирного Банка в Казахстане, принять курс на восстановление и провести оценку потерь станет возможно только после пандемии:

Если вы посмотрите на примеры по всему миру, то действительно, как только вы стабилизируете ситуацию, вы сможете встать на путь восстановления. Что действительно важно на этом этапе - когда именно мы вернемся к нормальной жизни. Следующий учебный год будет иметь решающее значение, чтобы вернуть как можно больше людей к нормальному уровню (образования). Лучший подход - использовать онлайн-обучение в дополнение к офлайн-обучению, и это даст нам оптимальный результат, - пояснил постпред Всемирного банка.

Участники образовательных дискуссий Нобелевского фестиваля также отметили, что системам образования во многих странах не хватает разнообразия подходов и практики в реальных условиях, что ещё сильнее усугубляется пандемией и онлайн-обучением. Решением является скорейшая перезагрузка систем образования, которая, однако, невозможна без сокращения неравенства - как в получаемых знаниях, так и в жизненных навыках выпускников.

Жан-Франсуа Марто также поддерживает это утверждение:

Это правда, что система образования нуждается в трансформации. Для этого нам нужно проводить больше времени со студентами и задействовать большее количество учителей. Для преодоления неравенства, трансформация требуется и в подходе к распределению ресурсов в образовании. В Казахстане очень много отлично подготовленных выпускников, но если вы посмотрите на ресурсы, которые вкладываются в этих учеников - иногда это в 6-7 раз больше, чем то, что дается другим, - констатировал Жан Франсуа-Марто.

Помимо перераспределения необходимы и комплексные меры, в первую очередь распространение опыта менеджмента лучших казахстанских школ во всех учебных заведениях.

Делая это, мы можем вывести других учеников на этот уровень. Отчасти требуется больше ресурсов, отчасти необходимо переосмыслить сочетание онлайн и офлайн обучения, чтобы предоставить больший доступ к онлайн-контенту для людей из наиболее неблагополучных районов Казахстана и направить большее количество учителей к ученикам, которые в них нуждаются. МОН РК уже предприняло определенные меры: выросли зарплаты, профессия учителя стала более привлекательной. Однако Казахстан не тратит и не тратил на свою систему образования столько, сколько потратили другие страны. Финансирование необходимо увеличить. В прошлом году был большой рост, но это произошло из-за пандемии и использования всех возможных средств, чтобы донести знания. Необходимо продолжать инвестировать и совершенствовать способы обучения, - рекомендует постпред Всемирного банка.

Цифровизация образования также играет ключевую роль в контексте повышения его качества.

Проблема функциональной грамотности связана и с компьютерной грамотностью. Например, если говорить о тесте ACCESS (международный онлайн-тест для учеников школ - прим. ред.), он вызвал немалые сложности. В 2019 году среди всех стран мы оказались на последнем месте. После этого пандемия поставила нас в положение, в котором мы были обязаны адаптироваться к онлайн-обучению - это, безусловно, повысило наш уровень подготовки, - отметила председатель правления «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова.

По словам Куляш Шамшидиновой, школам необходимо адаптироваться к новой образовательной программе, чтобы быть готовыми к предстоящим трансформациям

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления