Академия при Генпрокуратуре — новый подход к формированию кадрового состава

Ректор Академия кадры Фото: Академия правоохранительных органов при Генпрокуратуре РК
О том, как решаются вопросы научного обеспечения правоохранительной деятельности и улучшения кадрового состава, корреспондент Zakon.kz поговорил с ректором Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК Тимуром Сулейменовым.  

За 30 лет со дня обретения независимости Казахстана вопросы укрепления профессионального и научного потенциала правоохранительной системы всегда находились в зоне повышенного внимания политического руководства страны. В своем Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года Первый Президент призвал правоохранительные органы усовершенствовать отбор и подготовку кадров для службы.

- Уважаемый Тимур Каирбекович, расскажите нашим читателям, какие задачи сегодня выполняет Академия? И чем она выделяется среди других ведомственных организаций образования?

- Академия правоохранительных органов создана Указом Елбасы в мае 2015 года как важная часть стратегии реформирования правоохранительной системы страны. В Академии готовятся кандидаты на правоохранительную службу, за исключением органов полиции. Кроме того, здесь же повышают профессиональный уровень уже действующие офицеры, которые имеют возможность получить степени магистра и доктора PhD. Важно акцентировать внимание: научные изыскания касаются строго правоохранительной сферы. Указом Президента на Академию также возлагается обязанность координации межведомственных научных исследований по вопросам правоприменения.

Нужно понимать, что Академия – это уникальное научно-образовательное учреждение, аналогов которому в странах СНГ нет. Государством внедряется принципиально новый подход к формированию профессионального кадрового состава правоохранительных органов республики. Сегодня дипломированный юрист может устроиться в прокуратуру, антикоррупционную службу или службу экономических расследований только лишь после окончания обязательных курсов подготовки в Академии. Через фильтр вступительных экзаменов мы отбираем лучших кандидатов и даем им базовые профессиональные компетенции, перед тем как они приступят к работе. Таким образом, пройдя через сито отбора и профобучение в Академии, на службу должны прийти подготовленные специалисты, способные компетентно выполнять свои функции.

- Почему так важно было менять порядок поступления на службу? И можно ли эти изменения считать радикальными?

- Вы совершенно правы, изменения порядка принятия на службу в правоохранительные органы носят если не радикальный, то точно концептуальный характер. Дело в том, что без кардинальных изменений механизма кадрового формирования невозможно повысить качественный уровень профессионального потенциала сотрудников. В свою очередь, главным условием действенности новой концепции кадрового набора в правоохранительную службу выступает прозрачность и объективность процессов отбора сначала на первоначальное обучение и затем уже для прохождения службы. Академии здесь отводится исключительная монопольная роль. Таким образом, Академия правоохранительных органов стала неотъемлемой частью правоохранительной системы республики.

Надо сразу оговориться, что в этом мы не являемся первооткрывателями. Мы широко ориентируемся на государства ОЭСР и используем их опыт. К слову, в этих странах давно существует многоступенчатый отбор кандидатов в правоохранительные и судебные органы.

- Вы упомянули о том, что Академия координирует и проводит межведомственные научные исследования. Поясните, в чем их польза и как они влияют на состояние правопорядка в стране?

- Сущность межведомственных исследований заключается в том, что они проводятся группой ученых и практиков из разных государственных учреждений и общественных организаций, объединенных для изучения конкретного вопроса правоприменения. Такой подход позволяет рассмотреть объект исследования под более широким углом с разных точек зрения, что делает возможным объективное решение проблемы. Единственная же цель любого межведомственного исследования – практическое разрешение проблемных вопросов правопорядка. К таковым относятся различные правовые коллизии, неверные толкования юридических норм и другие барьеры для защиты и реализации прав граждан.

Например, после ряда исследований нам удалось научно обосновать и инициировать поправки в нормативно-правовые акты касательно неприкосновенности частной жизни, профилактики бытового насилия, по дорожной и экологической безопасности и многих других важных сфер общественных отношений.

Таким образом, через координацию межведомственных исследований Академии отводится ведущая роль в формировании научно-практической платформы для принятия политико-правовых решений в правоохранительной сфере.

- Возвращаясь к образовательной деятельности Академии, в чем отличие ее процессов обучения?

- Во-первых, это специфика обучаемого контингента и учебного процесса. Мы реализуем программы дополнительного и послевузовского образования и, соответственно, не готовим бакалавров-правоведов.

Во-вторых, обучение носит более практикоориентированный характер. Это значит, что на занятиях наши слушатели, кроме теоретических, получают практические знания. Например, тем, кому предстоит работать следователями, даются знания, как проводить конкретные следственные действия и составлять процессуальные документы, на специально оснащенных для этого полигонах, будущие же прокуроры учатся поддерживать государственное обвинение в условиях имитации судебного процесса. С этой же целью у нас внедрен институт стажировки в правоохранительных органах как неотъемлемая часть обучения. К слову, стажировка длится до шести месяцев.

Есть еще одно отличие – это обучение гибким навыкам. То есть мы развиваем личностные компетенции слушателей, даем им навыки критического мышления и публичного выступления, умение быстро и качественно принимать решения, работать в команде и т.п.

И, конечно, надо сказать: мы широко применяем инновационные методы обучения. В их числе симуляционный тренинг, т.е. моделирование реальных преступных кейсов со всеми этапами уголовного преследования. Интенсивно используем виртуальные 3Д- и квест-тренажеры, принципы геймификации и другие передовые образовательные технологии. Для этого Академия постоянно сотрудничает с зарубежными вузами, системно привлекает иностранных экспертов и организовывает международные тренинги, что также выделяет нас из ряда других образовательных учреждений права.

- Не могли бы Вы подробнее рассказать о международных связях Академии?

- Сразу надо сказать, что это еще одна уникальная особенность Академии. Сегодня при поддержке ООН, ОБСЕ, Европейского союза и других глобальных лидеров мы превратились в международную образовательную площадку. У нас обучаются как правоохранители Казахстана, так и сотрудники из стран СНГ и Ближнего Востока. Им в свою очередь преподают эксперты ФБР, ЦАРИКЦ и другие специалисты международного класса. Это позволяет внедрять на постоянной основе инновационные методы обучения, перенимать лучшие зарубежные практики и делиться отечественным опытом с нашими иностранными коллегами.

Сегодня Академия имеет статусы базовой организации образования стран СНГ по двум направлениям – обучение прокуроров-следователей, а также работников органов налоговых расследований. Мы входим в тройку базовых вузов по стране, при этом в правоохранительной сфере Академия – единственное образовательное учреждение.

- Могли бы Вы поделиться планами на будущее?

- Планы Академии на будущее предельно ясны: прежде всего, добросовестно и содержательно выполнять свою работу, решая возложенные на Академию непростые задачи, и тем самым, безусловно, оправдать высокое доверие к нам со стороны политического руководства страны и Генерального прокурора республики.

0
Показать комментарии
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления