Аскар Муратулы: Перед внедрением платных дорог мы изучили мировой опыт

AО «НК «КазАвтоЖол» Фото: пресс-служба АО «НК «КазАвтоЖол»
Первая платная дорога появилась в Казахстане еще в 2013 году. Все эти годы споры о необходимости введения платности на трассах республиканского значения не утихают.

Zakon.kz задал наиболее актуальные вопросы председателю правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскару Муратулы.

— На каком этапе сейчас находится процесс введения платных дорог на каждом из семи новых участков?

— В настоящее время приказы об использовании участков на платной основе подписаны, зарегистрированы в Министерстве юстиции РК и опубликованы. Они вступили в силу 23 ноября 2021 года.

— Есть ли какое-то обоснование, почему платные дороги экономически выгодны как для госбюджета, так и для водителей?

— Внедрение платности обеспечит самосодержание платных участков, в связи с чем расходы из государственного бюджета на эти цели не будут предусматриваться. Вместо этого средства направятся на более значимые социальные проекты и нужды: строительство школ, больниц и так далее.

При этом за счет собранных средств будет проводиться ремонт, содержание дороги, что обеспечит владельцам транспортных средств беспрепятственное и комфортное передвижение. Также за счет собранных средств планируется улучшать придорожную инфраструктуру и сервис для водителей.

Как проходит процедура отбора участков автотрасс для введения системы платности?

— К внедрению платности допускаются участки, прошедшие капительный, средний ремонты, а также участки после реконструкции. При этом перечень участков согласовывает уполномоченный государственный орган в лице КАД МИИР РК.

— Первая платная дорога появилась в Казахстане в 2013 году. Каковы итоги этого нововведения на сегодня? Какая сумма была собрана, на что потрачена? Изменилась ли инфраструктура на этом участке?

— За весь период собрано порядка 11,9 млрд тг. Все средства направлены на содержание дорог и системы взимания платы.

За это время система взимания платы в части программного обеспечения претерпела модернизацию: создано собственное ПО, на базе предыдущего, усилиями разработчиков Департамента платных автомобильных дорог. Всего закуплено 153 единицы дорожной техники, построено 11 объектов придорожного сервиса, остальные построены за счет инвесторов.

— Где аккумулируются средства, собранные за проезд по платным дорогам? Как они распределяются в дальнейшем? Кто и по каким критериям определяет, куда их стоит направить?

— Все средства, собранные с платности, расходуются согласно Закону РК «Об автомобильных дорогах» на: ремонт и содержание платных автомобильных дорог (участков); содержание программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд; возврат инвестиций, привлеченных для целей внедрения и устройства программно-аппаратных комплексов взимания платы за проезд; организацию платного движения на автомобильных дорогах (участках); приобретение и обслуживание дорожно-эксплуатационной техники для содержания платных автомобильных дорог (участков).

— Сколько всего на сегодня участков дорог относятся к платным?

— На сегодняшний день действует четыре платных участка по принципу гибридной системы взимания платы: Нур-Султан – Щучинск (211 км), Нур-Султан – Темиртау (134 км), Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км). С 23 ноября 2021 года введены еще семь участков по принципу открытой системы взимания платы: Нур-Султан – Павлодар (375 км), Шымкент – гр. Узбекистана (84 км), Шымкент – Кызылорда (446,5 км), Тараз – Кайнар (237,5 км), Капшагай – Талдыкорган (186 км), Шымкент – Тараз (89,3 км), Щучинск – Кокшетау (60,7 км).

Общая протяженность всех 11 платных участков составляет 2161 км.

— Какова пропускная способность таких участков?

— Общая интенсивность по четырем участкам за 2020 год составила 10,6 млн транспортных средств.

— Изучался ли иностранный опыт при внедрении системы платных дорог в Казахстане? На чьи базовые нормативы при этом в итоге опирались?

— Да, перед внедрением платности тщательно проанализирован мировой опыт. Первая платная дорога была внедрена по французской технологии компанией G.E.A.

— Почему в РК выбрана именно открытая система оплаты за проезд по платным дорогам?

— Ранее в Казахстане система взимания платы была внедрена на четырех участках общей протяженностью 682 км (Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос). Введенная в 2013 году платная дорога Астана – Щучинск, а в 2018-м – Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос работают по принципу гибридной системы взимания платы.

Поэтапное внедрение института платных дорог реализуется обществом в рамках госпрограммы «Нурлы Жол» на 2020-2025 годы.

С 23 ноября 2021 года начали функционировать семь новых платных участков, работающих по принципу открытой системы взимания платы. Подобный формат взимания платы использован обществом с учетом мирового опыта. Ожидается, что новый формат открытой системы взимания платы окажется более удобным для пользователей, во избежание пробок и заторов исключены шлагбаумы.

— Как проводится разъяснительная работа с населением?

— В конце 2020-го – начале 2021 года обществом проводились общественные слушания во всех регионах, где запланирован ввод платности. Также в ноябре 2021 года дополнительно проводились разъяснительные работы с населением в регионах и районах, где запланирован ввод платности на участках первой технической категории (Акмолинская, Алматинская, Кызылординская, Туркестанская, Жамбылская и Павлодарская области).

Главная Топ LIVE Все
bellz
Будьте в тренде новостей!
Включите уведомления и получайте проверенные новости первым.

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления