Как осуществляется госрегулирование в сфере ж/д транспорта

Как осуществляется госрегулирование в сфере ж/д транспорта Фото: Zakon.kz
Борьба с коррупцией в Казахстане активно продолжается. Особое внимание этому направлению уделяется в работе по железнодорожному тарифу, передает Zakon.kz.

Как известно, железнодорожный тариф включает четыре основные составляющие:

  • тариф на услуги магистральной железнодорожной сети;

  • стоимость услуги локомотивной тяги;

  • стоимость услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом;

  • стоимость услуги по предоставлению вагонов.

В настоящее время государственное регулирование распространяется на услуги магистральной железнодорожной сети, перевозки грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги.

Услуги по предоставлению вагонов оказываются на конкурентном рынке собственниками подвижного состава или операторами вагонов, соответственно, государственное регулирование цен на них не распространяется, доля в действующих железнодорожных тарифах в среднем составляет 49%.

Услуги магистральной железнодорожной сети относятся к сфере естественных монополий и, соответственно, регулируются Законом РК «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии по данной услуге является Национальный оператор АО «НК «Қазақстан темір жолы». Доля услуги магистральной железнодорожной сети от всего тарифа на услуги железнодорожного транспорта составляет в среднем 25%.

Услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги относятся к сфере общественно значимых рынков и регулируются согласно Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан, доля в действующих тарифах составляет в среднем 26%.

Также в сфере ж/д транспорта оказываются и услуги подъездных путей, на которые распространяется государственное регулирование, так как они относятся к сфере естественных монополий.

Как известно, на подъездных путях оказывается множество услуг, и только две из них регулируются Комитетом по регулированию естественных монополий, это:

  • предоставление подъездного пути для проезда подвижного состава при условии отсутствия конкурентного подъездного пути;

  • предоставление подъездного пути для маневровых работ, погрузки-выгрузки, других технологических операций перевозочного процесса, а также для стоянки подвижного состава, не предусмотренной технологическими операциями перевозочного процесса, при условии отсутствия конкурентного подъездного пути.

На сегодняшний день в государственном регистре субъектов естественных монополий состоят более 340 субъектов, оказывающих услуги подъездных путей.

Тарифы на регулируемые услуги в сфере естественных монополий формируются согласно правилам формирования тарифов.

По закону о естественных монополиях субъекты предоставляют свои заявки на утверждение тарифа или согласование предельной цены по базе «Монополист», которая функционирует с 2019 года. В рамках формирования антикоррупционного сознания и предотвращения коррупционных рисков доступ к отчетам субъектов естественных монополий есть у третьих лиц, поэтому каждый потребитель, ассоциация, эксперты, общественники могут посмотреть полностью постатейно все, что касается тарифа, инвестпрограмм, и даже могут сравнить с другими регионами. Руководитель Управления в сфере регулирования железнодорожного транспорта и портов КРЕМ МНЭ РК Гулнур Зулпынбекова

Вместе с этим, хотелось бы отметить, что в начале года глава государства не раз озвучивал вопрос «последнего километра» и поручал решить вопрос доступа к железнодорожным тупикам, разъездам и эстакадам.

Так, Комитетом по регулированию естественных монополий приняты меры в отношении ряда компаний, осуществляющих услуги в сфере подъездных путей, в части снижения тарифов.

В I квартале текущего года в ряде регионов страны 21 субъекту, осуществляющему услуги подъездных путей, снижены тарифы в среднем на 80%. Во II квартале текущего года снижены тарифы более 160 субъектам, предоставляющим услуги подъездных путей, на 45%. Руководитель Управления в сфере регулирования железнодорожного транспорта и портов КРЕМ МНЭ РК Гулнур Зулпынбекова

Указанные меры должны оказать положительный мультипликативный эффект на стоимость перевозимых товаров и грузов, в том числе социального значения, а также на повышение эффективности формирования антикоррупционного сознания в сфере железнодорожных перевозок.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления