Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Правительстве рассмотрены вопросы реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы

Фото : 4 октября 2005, 11:53

В Правительстве рассмотрены вопросы реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы

    Вопросы реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы рассматривались в Правительстве на совещании, состоявшемся под председательством Премьер-Министра Даниала Ахметова.

В ходе совещания была представлена информация по различным направлениям реализации Программы.

В частности, данные по внедрению казахского языка в сфере государственного управления и делопроизводства, озвучил Министр культуры, информации и спорта Есетжан Косубаев. По его словам, в настоящее время полностью к делопроизводству на государственном языке перешли Кызылординская, Южно-Казахстанская, Атырауская, Жамбылская и Мангистауская области. В 2006 году запланирован переход Западно-Казахстанской, Актюбинской и Карагандинской областей, а также города Алматы. Кроме того, подчеркнул Есетжан Косубаев, к 2010 году перевод делопроизводства на государственный язык осуществят государственные органы других областей, включая город Астану.

Было также отмечено, что на сегодняшний день 17% печатных масс- медиа издаются на казахском языке, 33% на русском, 36% - казахском и русском языках, и 14% - на других языках.

Представители Министерства образования и науки проинформировали участников совещания о мерах, предпринимаемых в сфере укрепления государственного языка в системе среднего, среднего профессионального и высшего образования. По данным МОН, в настоящее время число общеобразовательных школ с казахским языком обучения составляет порядка 46,4% от общего количества.

По данным министерства, в последние годы значительно возрос количественный показатель студентов, обучающихся на казахских отделениях высших учебных заведений. К примеру, если в 2000-2001 учебном году на казахских отделениях обучалось около 441 тысячи студентов, то в 2003-2004 учебном году это число составило более 658 тысяч человек, т.е. рост составил - 49,3%.

Вместе с тем, депутат Мажилиса Мухтар Шаханов отметил, что несмотря на меры предпринимаемые государственными органами, ситуация с развитием казахского языка оставляет желать лучшего. Депутат обозначил ряд направлений, куда, по его мнению, должны быть направлены последующие усилия по его развитию. В частности, Мухтар Шаханов подчеркнул необходимость развития сети дошкольных учебных заведений с языком обучения, расширения сферы применения языка в сфере обслуживания, в частности, на транспорте, системе здравоохранения. Очень важным, считает депутат, предоставить всем желающим, возможность по бесплатному изучению государственного языка, а также разработку соответствующего программного обеспечения для того, чтобы казахский язык был адаптирован к современным компьютерным системам. Говоря о внедрении государственного языка в системе государственного управления.. Мухтар Шаханов подчеркнул важность перевода на казахский язык законопроектной деятельности.

Комментируя представленную информацию, Премьер-Министр отметил, что в отношении реализации основных направлений государственной политики в области развития языков в стране проведена серьезная работа. Однако, по его словам, для дальнейшего развития государственного языка требуется предпринимать активные шаги, с тем, чтобы наполнить реформы в языковой сфере конкретным содержанием.

В частности, по мнению Главы Правительства должен быть значительно увеличен объем преподавания казахского языка и литературы в средней школе и дошкольных учреждениях. В этой связи, им было дано поручение Министерству образования и науки разработать предложения по пересмотру учебных планов и программ в сторону значительного увеличения объема часов по указанным дисциплинам.

Кроме того, по словам Премьер-Министра, сегодня необходимо совершенствовать систему оценки уровня знаний и владения языком. В качестве ориентиров Главой Правительства были приведены примеры таких систем как TOEFL (Тоэфл) в США, IELTS (Айэлтс) в Великобритании, KNUDS (Кнутс) в Германии. Министерству образования и науки и Министерству культуры, информации и спорта было поручено изучить этот вопрос и внести в Правительство предложения по созданию аналогичной системы для оценки уровня знаний в казахском языке.

Как подчеркнул Даннал Ахметов для полноценного функционирования инфраструктуры обучения государственному языку необходимо также укрепить Республиканский центр ускоренного обучения государственному языку и скоординировать его работу соответствующими структурами в регионах, как по методике обучения, так и по терминологическим базам.

Говоря о вопросах финансирования, Премьер-Министр отметил, что первоначально на реализацию Программы в 2006 году Республиканская бюджетная комиссия выделила 133 млн. тенге, которых с учетом всех поставленных в данной сфере задач явно не достаточно ПОЭТОМУ подчеркнул Даниал Ахметов, необходимо увеличение объема финансирования развития языка. В настоящее время принято решение о необходимости выделения на эти цели дополнительно 405 миллионов тенге. В общем, на 2006 год на вопросы связанные с реализацией государственной языковой программы предполагается выделить порядка 538 млн. тенге, что практически в 4 раза больше первоначально запланированного, подчеркнул Даниал Ахметов.

Пресс-служба Премьер-Министра


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии