Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Закон силы, или Как бы так работать, чтобы не работать. Ровно год проект Трудового кодекса находится на рассмотрении мажилисменов

Фото : 3 февраля 2006, 10:40

Закон силы, или Как бы так работать, чтобы не работать

Ровно год проект Трудового кодекса находится на рассмотрении мажилисменов. Однако лучше он от этого не стал. Столько же времени, и даже больше, наша газета отслеживает эту тему. Потому и напрашиваются кое-какие выводы. На прошлой неделе законопроект вновь из субъекта нормотворчества превратился в объект обсуждения: о его статьях, его судьбе шла речь на заседании депутатской группы «Аймак». Тысяча (может, на одну-две-три меньше) поправок, внесенных народными избранниками, — не перебор ли? Сдается, на этом проекте многие из них оттачивают свое мастерство депутата. Позабыв, однако, что Трудовой кодекс ох как ждут и работодатели, и работники.

Желаю, чтобы все!

В рыночной экономике, которую страна старательно и успешно строит, все же самым лучшим мерилом будет не что иное, как практическое применение норм Трудового кодекса. Правительственный проект концептуально основан на той модели экономики, что выстраивается в нашем государстве. И представляется, что главным здесь является сокращение прямых, воздействующих на рынок труда, государственных функций. Да, первейший приоритет — перенос центра тяжести на договорные отношения между участниками рынка труда: работодателем и работником. Поскольку лишь современный опыт управления человеческими ресурсами, четко определенный сторонами процесс найма, отбора, профессиональной подготовки, переподготовки работника, повышения квалификации и обеспечение (сохранение) его трудоспособности позволят назвать наш рынок труда цивилизованным и законодательно обеспеченным.

Конечно, говоря все это, не надо отказывать в «трудоспособности» действующему закону о труде. Но он уже явно отстает от выстраивающихся трудовых отношений. Потому не остается ничего другого, как прислушаться к мнению экспертов Международной организации труда, утверждающих, что нашей стране пора переходить в законодательное поле, в рамках ВТО основополагающее. В том числе и в трудовых отношениях.

Здесь будет уместна цитата из выступления министра социальной защиты Гульжаны Карагусовой на заседании группы «Аймак»: «Приоритет и прямое действие Трудового кодекса в рыночном регулировании должны усиливать правовые и социальные механизмы, отвечающие современным требованиям экономического развития страны и международным стандартам в сфере труда и его безопасности. Вместе с тем обсуждение проекта в Парламенте выявило различный подход к отдельным положениям. Чрезвычайно сильно желание депутатов внести дополнительные социальные нагрузки на работодателя сверх тех, что гарантированы Конституцией, существующим законодательством и международной практикой, особенно для социально уязвимых слоев населения».

Желание депутатов понять можно, если рассматривать ситуацию на рынке труда с потребительской точки зрения, которую аналитики верно именуют патерналистской. То бишь народные избранники, буквально понимая свою обязанность защищать и помогать, ратуют не столько за паритет работника и работодателя на рынке труда, сколько за комфорт для первого и обязанности для второго. Однако мы, приняв рыночную модель экономики, должны принять и правила игры. А они таковы, что на блюдечке с голубой каемочкой никто никому ничего не принесет. Даже если ты народный избранник. И уж тем более, если ты профсоюзный работник.

Почему выстраиваются рядом депутат и профсоюзный деятель? По той причине, что все время, пока идет обсуждение проекта Трудового кодекса, депутаты стремятся вбить в него чуть ли не все положения из законодательства о профсоюзах. Посыл вроде как благородный. Социалистически благородный. Кто, мол, как не профсоюзный деятель, защитит слабого работника от произвола собственных и иностранных «акул капитализма»? Все вроде верно. О растущей роли профсоюзов говорится с самых высоких трибун. Однако ни один эксперт Международной организации труда не согласится с тем, чтобы в Трудовом (!) кодексе прописывались права профсоюзов. Для того есть отдельный закон. Плох он? Давайте вносить изменения. Ни одно требование ВТО не соотносится с наличием или отсутствием профсоюза на предприятии. Все международные стандарты гласят: перестройте свою экономику так, как это принято в системе мирохозяйственных связей.

Потому и непонятно, какова будет роль профсоюзов, если мы их «примем» в Трудовой кодекс? Эта сторона, в принципе, просто помощник работника в переговорах с работодателем. И то, если первый сочтет нужным их пригласить к участию. Да, работодатель, ратуя за свой бизнес, должен хорошо подумать: кого принимать на работу и на каких условиях. Соискатель же рабочего места — покумекать: на каком сегменте трудового рынка выставить свою кандидатуру и на каких условиях. Такие позиции подразумевают диалог. Что и прописано в правительственном проекте Трудового кодекса. Если его читать с карандашом в руках, да соотнося статьи с Конституцией, становится видно, что разработчики закрепили здесь все гарантии — на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, зафиксировали принципы принудительного труда, а также права работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, трудовое вознаграждение. И далее по пунктам. Кроме того, в проект введены социальные гарантии по нормированию и соцоплате работников, право на профподготовку и повышение квалификации, а также гарантии государства и обязанности работодателя по трудоустройству.

Не путать божий дар с яичницей

Однако возражения депутатов, можно так счесть, больше касаются социально уязвимого населения: инвалидов, женщин, молодежи. Да, к ним надо применять дифференцированный подход, определяя нормы рабочего времени, охраны труда, времени отдыха... Проект кодекса не обходит эти пункты, даже устанавливает дополнительные льготы и гарантии. В принципе, даже эксперты МОТ, говоря о поддержке молодежи, женщин, инвалидов и детей, требуют четко определиться с их адаптацией к различным условиям, обучением и последующим трудоустройством.

Когда Глава государства выдвинул программу социальной ответственности бизнеса, он основывался как раз на отходе от патернализма государства в трудовых отношениях. Надо четко понять: одна из сторон такой ответственности бизнеса — подготовка и переподготовка работников всех категорий. Это реалистичный подход. Только бизнесмена должно волновать, кто и как у него трудится. Многие из предпринимателей согласны с такой точкой зрения. Есть, конечно, среди работодателей те, кто против, те, кто девизом принял сомнительное утверждение — «у ворот стоит толпа претендентов на рабочее место». Да, подчас «толпа» в наличии. Неквалифицированных работников. Тех, кому можно платить копейки еще и потому, что они — нелегальные трудовые мигранты. Но в таком случае и качество труда получите крайне низкое. Не хочется? Работайте с кадрами! И правительственный проект, учитывая, что работодатель прежде всего бизнесмен, предлагает (пока контурно) для того дополнительные налоговые преференции.

Однако, как стало ясно во время последнего обсуждения проекта кодекса в Мажилисе, позиция Правительства не чужда работодателям в принципе. Хотя и возражений масса. Тому пример — слова президента Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николая Радостовца:

— В конце прошлого года звучали такие высказывания: экономика страны во многом зависит от того, какова будет позиция профсоюзов, как будут решаться трудовые взаимоотношения на производстве. Не согласен. Зарплата и улучшение условий труда в первую очередь зависят от соотношения спроса на рабочую силу и ее предложения. Нынче у нас недостает квалифицированных трудовых кадров, объявлений «требуются рабочие руки» куда больше, чем людей, которые их предлагают. В Астане и Алматы засилье иностранной рабочей силы, миграционные службы не справляются с наплывом тех, кто стремится работать в Казахстане. Эти условия надо и осмысливать по-новому. При улучшении инвестиционного климата, это надо всегда помнить, в Казахстан будут приходить новые люди. Прежде всего они будут изучать трудовое законодательство. Любой инвестор обратит внимание на то, что определяет взаимоотношения работодателя и работника. Права работника? Да, их проект кодекса закрепляет. А права работодателя? Похоже, без вмешательства государства, так прописано в одной из статей проекта (а еще и профсоюзов! — Авт.), ни один работодатель не сможет никого принять на работу...

С представителем работодателей можно соглашаться, можно найти аргументы против. Но коль концептуально Трудовой кодекс — база для диалога игроков рынка труда, то не будем ее рушить. Напротив, следует четко прописать права обеих сторон, участвующих в процессе труда. А, например, аналитики говорят о том, что в проекте Трудового кодекса следует усилить роль Минтруда: пусть этот госорган сможет нанимать большее число проверяющих, более жестко наказывать за нарушения. Но для чего регламентировать этим законом деятельность — в рыночной экономике! — общественной организации, коей и являются профсоюзы, непонятно.

Доводилось слышать и такое мнение о прямом лоббировании частью депутатов интересов профсоюзов: есть намерение ослабить позицию работников, дабы собой подменить их активность на этом рынке. То бишь решать — кому куда идти работать. Можно попытаться развить эту мысль: есть нестерпимое желание возвратить патерналистское отношение. Теперь не со стороны государства, которое ратует за разграничение властных полномочий и передает часть собственных функций в конкурентную среду, а с позиции профсоюзов. Но неужто потенциальный работник на нашем рынке труда столь слаб профессионально и интеллектуально, что ему жизненно необходим поводырь? Думается, не так. И создание парниковых условий помимо снижения конкурентоспособности работников в принципе снизит мотивацию к труду. Не говоря уже о желании повысить профессиональное мастерство или производительность труда.

Из «другой оперы»

Похоже, профсоюзы «застыли» то ли в 70-х годах прошлого века, когда их материальные активы (фактически бывшие активами государства) давали возможность чувствовать себя и быть хозяевами положения, то ли в начале 90-х, когда потеряли работу не только доярки-металлурги, но и «защищавшие» их профсоюзные деятели на зарплате. По высказыванию Сиязбека Мукашева, руководителя Федерации профсоюзов Казахстана, работник в системе трудовых отношений — более слабая сторона. Пусть так. Но тот же Мукашев говорит, что в Трудовом кодексе должен быть заложен механизм сдержек и противовесов. Вот «момент истины»! Отсюда, с подачи профсоюзного деятеля, возвратимся к тому, что Трудовой кодекс — база для диалога участников рынка труда. Только профсоюз не есть третья его сторона. Стать таковой он может только по желанию первых двух. А значит, работник не слаб. Он полноценный игрок экономического рынка.

А председатель правления Конфедерации работодателей РК Кадыр Байкенов заметил, что в обсуждаемом проекте не видно равенства ответственности:

— Надо учесть обстановку, которая сложилась в стране. 80 процентов продукции производится частными предприятиями. Рыночные отношения в корне меняют порядок отношений между партнерами. Я бы обратил внимание на коллективный договор. Многие моменты надо перенести в него. Почему в законе прописывается, что работодатели обязаны предоставлять помещения, согласовывать с профсоюзами наем и увольнение работника? Это не нормы закона, это нормы договорных отношений.

Вот где поле деятельности профсоюзов: в составлении, согласовании и утверждении коллективных договоров. Об этом говорила и независимый эксперт, кандидат юридических наук Жанна Ханкина. Делая упор на то, что социальная защищенность работника не должна становиться тормозом экономического роста.

— Несовместимо в условиях рыночной экономики вменение в обязанность предпринимателям предоставлять в пользование профсоюзам помещения, обеспечивать их средствами связи, отчислять средства на проведение мероприятий, — подчеркнула эксперт. — Так нарушается конституционная норма о неприкосновенности использования имущества. В соответствии с законом о некоммерческих организациях, профсоюзы — общественные объединения, самофинансируемые организации. Установление в кодексе этих обязанностей работодателя, а государство выступает одним из таковых, — недопустимо. Как не может профсоюз взять на себя функции по контролю за работодателем относительно соблюдения им трудового законодательства. И уж совершенно неприемлемо требование о том, чтобы вменить в обязанность работодателю прием на работу ранее освобожденного выборного члена профсоюза по окончании срока его полномочий...

...Похоже, предложенные депутатами поправки в проект Трудового кодекса не просто «из другой оперы», а даже из другой жизни. И уж из иного законодательства точно. В данном случае — большинство поправок из законодательства Российской Федерации. Но кому, как не народным избранникам, предлагать регулирование рынка труда, исходя из современных экономических условий нашей республики? Похоже, Правительство куда профессиональнее оценивает возможности и работника, и работодателя. А потому, отталкиваясь от проекта, разработанного в Минтруда, пора бы кодекс пустить в самостоятельное плавание.

Ирина НОС


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии