Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Появление мошенников в самых разных сферах общественной жизни - признак цивилизованной страны

Фото : 13 марта 2006, 13:30

№ 10 (274) от 13.03.2006
Ксения МИХАЙЛОВА, Алматы

Появление мошенников в самых разных сферах общественной жизни - признак цивилизованной страны, уверял один из французских психологов. Дескать, люди, которым плохо живется, не будут пытаться обмануть окружающих даже в мелочах. Однако риск попасться на удочку мошенников не прельщает ни одного из казахстанцев. И так как кто предупрежден, тот вооружен, мы начинаем публиковать серию материалов о самых разных типах мошенничества, с которыми встречались сотрудники полиции, оперативники и простые граждане.

Сотовые телефоны сегодня - лакомый кусочек для желающих поживиться за чужой счет. Всплеск «мобильной преступности» отмечают как представители правоохранительных органов, так и работники компаний сотовой связи.

Объясняется большое количество подобных преступлений просто - мобильники есть сегодня практически у каждого, а вот желающих обратиться в полицию не находится. В основном мошенники преследуют две цели - пополнить баланс за чужой счет или же выманить у жертвы сам телефонный аппарат. И если первый вариант предполагает простор для фантазии, то второй - более трудоемкий.

Ловкость рук

Место: людное, предпочтительно около точек продаж телефонов

Действующие лица: человек со своим аппаратом, просящий позвонить

Результат: жертва остается с искусно сделанным муляжом

Мобильный бум около крупных точек продажи сотовых телефонов - находка для мошенника. Повсюду звучат мелодии, переставляются сим-карты, просят позвонить на мобильник, чтобы проверить его исправность и обмениваются картинками.

Схема действия мошенников проста. Сначала из толпы выделяется человек с «подходящей» моделью телефона. Ссылаясь на то, что у него либо кончились единицы, либо села батарейка, либо неисправность аппарата, просят позвонить. Другой вариант развития событий - мошенники просят помочь разобраться, демонстрируя телефон абсолютно такой же модели.

Самая большая сложность - взять в руки мобильник «жертвы». Далее уже - дело техники. Мошенник набирает номер телефона, отходит на несколько шагов во время разговора или пристального изучения меню аппарата. После этого активно вас благодарит, возвращает вам ваш аппарат и поспешно скрывается с места происшествия.

А вы обнаруживаете в руках искусно сделанный муляж, издалека напоминающий самый настоящий телефон.

- Группа мошенников, обманным путем завладевающая сотовыми телефонами, долгое время промышляла около ТД «Зангар», - рассказывают солдаты из отряда патрульно-постовой службы.

И, несмотря на то, что это не входит в их прямые обязанности, сталкиваться с такого рода преступлениями чаще всего приходится именно им.

- Единственный вариант задержать преступника - это поймать его на месте совершения преступления, - говорят сотрудники служб безопасности крупных магазинов.

Действовали такие мошенники и в точках продаж телефонов. Орудовали по такой же схеме: только в этом случае просили у продавца показать телефон с витрины. Аппарат долго крутят в руках, рассматривают, примеряют к руке и карману, потом обещают подумать и возвращают продавцу уже лжетелефон. В этот момент обычно к отделу подходят еще несколько потенциальных покупателей, и сотрудник переключается на новых клиентов. Муляж тем временем попадает на витрину, где терпеливо ждет разоблачения. Мошенник спокойно уходит с новым сотовым телефоном за пазухой.

- Этот вариант рассчитан исключительно на невнимательных и рассеянных людей, - утверждают представители правоохранительных органов. - Выследить таких мошенников не сложно, если обладать информацией от жертв, которые попались на эту удочку. Но с заявлением в полицию мало кто приходит.

Действующие лица: люди, звонящие якобы из мест лишения свободы

Результат: вы добровольно решаетесь помочь людям, продиктовав им номер карточки для пополнения счета

Звонки такого рода раздаются чаще всего вечером, когда все уже закончили свои дела и могут ответить на звонок. В некоторых случаях вас вводят в курс дела сразу, в других - просят срочно перезвонить по определившемуся номеру.

- Здравствуйте, вы - наш последний шанс, - звучит торопливый голос в телефонной трубке. - Это вас беспокоят из колонии.

Называют даже номер колонии, проверить подлинность которого, разумеется, никто не догадывается. Далее следует душещипательная история о том, как сложно жить в заключении, как хочется наладить контакты с родными и нет никакой возможности. После этого наступает апогей давления на жалость человеческую.

- Мы тайно раздобыли сотовый телефон, но на нем нет единиц. Не могли бы вы нам купить карточку и продиктовать ее номер? А потом мы дадим вам координаты наших родных, которые вернут вам деньги.

При этом предлагают записать как фамилию и имя заключенного, так и имена и адреса родственников, которых обязательно поставят в известность, и, возможно, «они даже сами перезвонят».

Особо сердобольные решают помочь. Покупают карточку для пополнения баланса и диктуют ее номер «несчастным заключенным». Вот только потом, перезванивая по номерам родственников, человек выясняет, что никто из них родных в местах лишения свободы не имеет и, разумеется, возвращать никакие деньги не собирается. Попытка же связаться с лжезаключенными заканчивается фразой: «Абонент находится вне зоны обслуживания, попробуйте перезвонить позднее».

- Мы, конечно, знаем о таком способе вымогательства денег у граждан, - говорят представители правоохранительных органов. - Но здесь, наверное, решать должны представители сотовых компаний, которые могут отследить номера, с которых поступают подобные звонки.

Совет же дают только один - не стоит пытаться помочь, не проверив предварительно информацию. Любителей легких денег в последнее время все больше.

Место: любое кафе, парк, где собираются компании молодых людей

Действующие лица: умелые хакеры, предлагающие свои услуги

Результат: после обнаружения ошибки со счетов сняли в два раза большую сумму

Мошенничество, которым была охвачена почти вся южная столица буквально несколько недель назад. Слабым звеном оказался один из сотовых операторов. Сбои в системе привели к тому, что номер карточки для пополнения счета можно было ввести дважды. Правда, для этого еще нужно было проделать нехитрую операцию путем ввода ряда символов и специальных кодов.

- В кафе, например, где сидит компания людей, подходит такой вот «умелец», предлагающий свои услуги, - рассказывают пострадавшие.

Он предлагает получить деньги на свой счет за полцены. То есть платишь пареньку 10 тысяч, а он путем ряда манипуляций закидывает на твой счет 20 тысяч тенге. У него при себе имеется целая пачка использованных карточек пополнения счета, которые по идее уже не действительны. Желающих быстро разбогатеть оказалось достаточно.

- Правда, спустя несколько недель сотовая компания обнаружила неисправность, и все нелегально введенные деньги были сняты со счетов, - говорят жертвы обмана.

Предъявлять претензии оказалось некому. Народные умельцы исчезли также быстро, как и появились. Любителям халявы пришлось расплачиваться по полной программе.

- Здравствуйте, я таксист, - стандартное начало подобного диалога. - У меня в машине забыли сумочку с соткой, и последний набранный на ней номер был ваш.

Далее следует перечень клятв в честности и искренности, и, что немаловажно, жгучее желание таксиста эту сотку вернуть. При этом интересная особенность таких звонков, что вам звонят не с потерянного телефона, чтобы вы сами могли по номеру определить владельца.

- Мне не нужно вознаграждение, лучше купите карточку и продиктуйте мне ее номер. А потом мы с вами договоримся, где я отдам вам найденный телефон.

Впрочем, эта схема мошенничества рассчитана на самых наивных абонентов сотовой сети. Далее следуют туманные указания, куда нужно явиться, чтобы забрать аппарат, потом место встречи неожиданно меняется, переносится на другое время и в итоге - ни телефона, ни карточки, любезно предоставленной мошенникам.

Другое начало такого обмана - некая таинственная посылка.

- Здравствуйте, у меня на руках посылка, которую вам передали, - начинает говорить рассказчик.

Потом он называет примерный адрес отправителя, и в этом кроется основной залог успеха. Разумеется, при правильном «попадании» страны. У многих есть родственники в Германии, Канаде и других странах, которые вполне могли передать посылку.

- Дело в том, что я сломался за 100 км от вашего города, а на сотке у меня заканчиваются единицы, - дальнейшее продолжение такого разговора.

Вам предлагаются два варианта: либо закинуть на счет деньги в качестве благодарности за доставку посылки, либо человек угрожает оставить все себе. Некоторые люди начинают сразу выяснять факт отправки им посылки, и, убедившись, что это ложь, успокаиваются. Некоторые же действительно покупают карточку, помогая мошенникам.

Сотрудники полиции уверяют, что эти случаи мошенничества в большинстве своем обречены на провал.

- У нас достаточно здравомыслящих людей, которые понимают, что посылки с неба не сваливаются, это просто попытка обмануть, - уверяют сотрудники правоохранительных органов.

При этом они отмечают, что такие «телефонные мошенничества» наиболее сложно вычисляемые и практически не раскрываемые. Причина - практически полная анонимность обладателей телефонных номеров и пассивность потенциальных «жертв», которые уже на следующий день о сомнительном звонке забывают.

Впрочем, карточка для пополнения счета - это для мелких мошенников, особыми навыками не обладающих и боящихся рисковать. Представители понаглее и самоувереннее предпочитают выманить у жертвы сам аппарат. Разумеется, используя нечестные методы.

Так рассказывают, что долгое время в одном из крупных магазинов промышляла целая группа, облаченная в форму якобы службы безопасности. Магазин недавно открылся, и собственной охраны еще не было. И работал в магазине отдел по продаже сотовых телефонов.

Работали мошенники на удивление слаженно и организованно. Их «целевой аудиторией» были подростки, которые приносили сдавать б/ушные телефоны. В определенный момент к ним подходила якобы служба безопасности с требованием предъявить документы на телефон.

- У нас нет документов, мы просто принесли показать и прицениться, - отвечали сбитые с толку молодые люди.

Тогда мнимые охранники начинали обвинять неудавшихся продавцов в том, что сотовый телефон был украден, грозились упечь за решетку и отнимали телефон. В другом варианте развития событий - от «службы безопасности» пытались откупиться. Прокололись же они на глупости. В очередной раз якобы «украденный» телефон был отобран, вот только не рассчитали обманщики, что за ним могут прийти. На следующий день молодые люди вернулись уже вместе с коробкой и всеми документами и были неприятно удивлены, когда узнали, что телефона уже нет в наличии. И найти его нет никаких шансов.

Впрочем, в этом случае задержать мошенников не удалось. Они смогли скрыться, а лиц ни продавцы магазина, ни жертвы не запомнили.

- Мы предполагаем, что подобным способом обманывать людей удавалось бы совсем недолго, - комментируют сотрудники полиции. - Потому что несколько людей в одинаковой форме непременно вызвали бы любопытство и интерес работников магазина. Однако людям следует быть более подготовленными и свое имущество в руки чужим людям просто так не отдавать. Хотя, конечно, если они отбирали телефоны преимущественно у молодых людей, то тут сыграли свою роль страх и боязнь наказания.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии