Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Казахстане по-прежнему выгодно воровать сотовые телефоны

Фото : 13 марта 2006, 13:35

№ 10 (274) от 13.03.2006
Жибек АМЕРБЕКОВА, Александр ТАЛАНОВ

В Казахстане по-прежнему выгодно воровать сотовые телефоны. Зачастую преступники остаются безнаказанными только потому, что технология их отлова у нас совершенно не отработана, хотя все технические возможности для этого есть. Между тем мировой опыт свидетельствует, что в странах, где все это работает, кражи мобильников сошли практически на нет. Преступники не идут на подобные «дела», поскольку знают: их быстро вычислят и повяжут до того, как они успеют набрать номер.

«Грязные» мобильники - чья проблема?

Вообще-то, найти украденную «трубу» не так сложно. Сети стандарта GSM позволяют оператору контролировать использование ворованных мобильников. Для этого операторам сотовой связи достаточно просто отследить телефон, серийный номер которого, так называемый IMEI (International Mobile Equipment Identity), числится в разряде «криминальных».

- МВД широко использует информационные и технические возможности операторов сотовой связи, в том числе определение местонахождения по IMEI-коду, - отмечает заместитель начальника департамента криминальной полиции МВД РК полковник полиции Александр Толстунов. - В основном речь идет о тех преступлениях, когда невозможно обнаружить похищенный телефон другими способами.

Однако не все так гладко. Если в случае с «резонансными» делами практически все заинтересованные стороны охотно идут на контакт, то при обычной краже телефона никто суетиться не будет. Так почему же ни правоохранительные органы, ни сами операторы не борются за «чистоту» используемых мобильников? Причина проста: такое положение, как оказалось, устраивает практически всех. Судите сами. После каждой кражи число абонентов у операторов сотовой связи увеличивается вдвое: подключается тот, кто приобрел украденную сотку, и тот, у кого своровали ее. А полицейским невыгодно заниматься так называемыми «мобильными преступлениями». Мало того, что их довольно тяжело раскрывать, так они еще и заметно портят стражам порядка статистику. Скажем, отберут у подростка старый мобильник, а преступление уже проходит в статистике по «тяжелой» статье - «грабеж», за что, естественно, и спрос другой. Похожую историю поведала нам одна из наших читательниц Амина А., которая обратилась в редакцию «Мегаполиса». Сына Амины, студента юридического института, обвинили в том, что он силой отобрал сотки у двух знакомых, а затем продал их. Потерпевшим быстро, буквально за один день, удалось по IMEI-коду разыскать свои телефоны в торговом доме «Зангар». Естественно, захотели забрать мобильники, поскольку все необходимые на них документы имелись на руках.

- В общем прибывшие на место по просьбе продавца стражи порядка потребовали потерпевших написать, причем в добровольно-принудительном порядке, заявления, - говорит Амина. - По имеющимся у продавца ксерокопиям документов выходило, что сотки продал мой сын. Поэтому все обвинения - в грабеже и мошенничестве - полицейскими были предъявлены ему. В противном случае полицейские заявили, что предъявят обвинения им в мошенничестве! Впоследствии выяснилось, что сотки отобрал совершенно другой человек, который и сбыл мобильники, а продавец просто приложил ксерокопию водительских прав моего сына. Когда потерпевшие решили переписать свое заявление на реального виновника, полицейские… отказались принимать «встречку», мотивируя это тем, что дело зарегистрировано, имеются веские улики, виновник налицо. Раскрыто преступление по «тяжелой» статье - грабеж. Таким вот образом некоторые полицейские улучшают статистику.

Согласно официальным данным, только за 2005 год было зарегистрировано 12 360 преступлений, связанных с хищением сотовых телефонов, из них грабежей - 4210, краж - 7753, разбоев - 340. Между тем это всего лишь верхушка айсберга. Об истинных масштабах можно догадываться, поскольку многие владельцы украденных телефонов предпочитают не обращаться в полицию с заявлением. Причина неподачи заявлений - одна: станут ли полицейские искать пропавшую сотку, да и вообще смогут ли найти ее? Однако у полицейских на этот счет совершенно иное мнение.

- Большинство владельцев не обращаются в ОВД с заявлениями о пропаже сотового телефона по ряду объективных причин: доступности приобретения, снижения стоимости, зачастую потерпевшие не могут объяснить обстоятельства, при которых похищен телефон, отсутствие документов, подтверждающих принадлежность украденного телефона, - считает полковник Толстунов. - Между тем за 2005 год раскрыто 5585 преступлений, связанных с хищениями телефонов сотовой связи. Законным владельцам возвращено 7049 телефонов. По республике в течение минувшего года проведено 3498 рейдовых мероприятий по выявлению хищений сотовых телефонов, в результате которых выявлено: 2321 похищенный телефон, 155 фактов несоответствия IMEI-кода, отсутствие документов на 3143 телефона. Лица, принимающие сотовые телефоны криминального происхождения, помимо административной ответственности, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Так за 2005 год выявлены 359 лиц за скупку краденых сотовых телефонов, в настоящее время по решению суда 69 из них привлечены к уголовной ответственности. Вообще департаментом криминальной полиции постоянно ведется учет похищенных телефонов и формируется республиканская база данных.

Впрочем, правоохранительные органы худо-бедно свое дело делают. К примеру, в 2005 году МВД инициирован вопрос о введении в Уголовный кодекс РК нормы, предусматривающей уголовную ответственность за перепрограммирование IMEI. Полицейские считают, что введение этой статьи отобьет охоту у продавцов приобретать б/у телефоны без документов. Однако законопроект до сих пор находится на рассмотрении в парламенте. Так что пока спасение украденного телефона - дело рук самого пострадавшего владельца…

От кражи можно закодироваться

Не жалко телефон, он дешевый, жалко денег, которые остались на счете у оператора. Такие сетования можно довольно часто слышать из уст жертв похитителей мобильников. Казалось бы, чего проще - позвони в центр поддержки оператора и заблокируй сим-карту. Но за время, которое занимает эта процедура, вор может наговориться по сотке вдоволь, истратить все положенные на счет абонента средства, а то и уйти в минуса.

Оперативно заблокировать «симку» по телефону, как выяснилось, весьма сложно. Абоненты часто жалуются на то, что для этого нужно приехать в офис с удостоверением личности, написать заявление… То есть, потратить то самое время. И здесь операторов можно понять - ведь я могу позвонить и заблокировать сотку любого своего знакомого, зная его номер и паспортные данные.

Представители операторов утверждают, что это не совсем так.

- Если это происходит в ночное или другое неурочное время, когда наши офисы закрыты, абонент должен позвонить в справочную нашей службы, сообщить какие-то свои данные, подтверждающие, что это его номер, и мы блокируем его на 24 часа, - комментирует ситуацию директор департамента по работе с клиентами компании GSM-Kazakhstan (K’Cell и ActiV) Гульжан Ниязбекова.

- А почему только на 24 часа?

- Это для того, чтобы когда наши офисы откроются, клиент мог подъехать и либо заменить сим-карту, либо заблокировать ее на более длительный срок. А днем нужно сразу подъехать либо к нам, либо в дилерские точки и там оставить заявление на блокировку.

- А может ли пользователь завести у вас персональный пароль, по которому сможет заблокировать номер в любое время суток?

- Да, у нас есть такая услуга. Если абонент захочет, он может прийти в дневное время со своим удостоверением личности или другим документом, и мы ставим пароль на его линию, и на этот пароль устанавливаем услуги. То есть по паролю он может подключить какой-либо сервис либо заблокировать номер. И если сотка украдена ночью, то при звонке абонента в справочную оператор видит, что на его номер установлен пароль и по паролю они могут заблокировать.

- А как быть с корпоративными клиентами? Если номер зарегистрирован на юридическое лицо, на него нельзя поставить пароль?

- С корпоративными клиентами у нас процедура работы такова: у каждого крупного корпоративного клиента есть ответственные лица, и пароль мы ставим именно на него. И в таких случаях, если теряется или украдена трубка, то нам звонит ответственный человек, и по его паролю мы блокируем номер. Если же такого лица нет, то процедура стандартная: мы блокируем на 24 часа и ждем, когда принесут официальное заявление от компании.

Странно только, что о возможности завести пароль знают далеко не все абоненты. По логике вещей, эту услугу стоило бы широко разрекламировать. Однако ни на web-сайте K’Cell, ни на рекламных билбордах, об этом не сказано ни слова. Получается, что компания не заинтересована в том, чтобы клиенты этой услугой пользовались?


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии