Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лига потребителей Казахстана готовит несколько исков от группы потребителей против некоторых алкогольных и табачных компаний, а также Горводоканала

Фото : 15 марта 2006, 11:41

Водяных накажут

Лига потребителей Казахстана готовит несколько исков от группы потребителей против некоторых алкогольных и табачных компаний, а также Горводоканала.

Вчера в Казахстанском пресс-клубе состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню потребителя, который отмечается сегодня в 116 странах мира, в том числе в Казахстане. Председатель Лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко рассказала о проделанной за 2005 год работе и поделилась планами на будущее.

- Сейчас мы готовим иски к алкогольным и табачным компаниям за введение в заблуждение потребителя, - заявила Савченко. - Всего таковых 12. Мы видим, что алкогольные компании рекламируют воду, которой в природе не существует. Пример - вода "Славянка". Это заведомый обман потребителей и целенаправленный обход закона, запрещающего рекламу спиртных напитков. То же самое касается табачных компаний. Кроме того, мы возмущены ситуацией, которая складывается в многоэтажных жилых домах. К примеру, в одном доме восемь квартир оснащены счетчиками, а в 22 квартирах их нет. Если владелец счетчика вовремя не оплатил счета за воду, то его долг раскидывается на тех, у кого счетчиков нет. И эти деньги не вернут даже в том случае, если хозяин счетчика потом все же оплатит долги! Мы будем бороться с этой несправедливостью.

В 2005 году Лига потребителей Казахстана помогла вернуть гражданам более 71 млн тенге за плохие услуги. Компенсация за моральный ущерб составила всего 800 тысяч тенге.

- Конечно, это маленькая сумма, - говорит Савченко. - Но раньше производители вообще не компенсировали людям моральный ущерб.

Сегодня Лига потребителей Казахстана будет награждать компании знаком качества "Безупречный".

- Когда задумывалась эта церемония, мы придумали 76 номинаций, - сообщила Савченко. - Но выяснилось, что во многих предложенных номинациях, то есть сферах обслуживания, работает всего лишь по одной компании. Это был шок не только для нас, но и для предпринимателей, которым мы разослали эту информацию. В конечном итоге из 76 номинаций осталось только 14 - столько компаний и получат от нас своеобразный знак качества.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ .

 

Пара фраз о безупречном

В Казахстане нет ни одной сферы товаров и услуг, где казахстанцы не рискуют быть обманутыми, считают в Лиге потребителей.

Сегодня — Всемирный день потребителя, и в честь этого события Ассоциация лиги потребителей Казахстана вручает премии народного знака качества «Безупречно». Как сказала президент данной ассоциации Светлана Савченко накануне, данный проект не является коммерческим. Основной задачей организаторов награждения является защита не только потребителей от некачественной продукции, но и тех добросовестных предпринимателей, которые «берут на себя повышенные обязательства». Правда, прочная репутация в результате получения знака качества в основном касается предприятий, выпускающих продукцию, а не услуги. Поскольку в сфере услуг большое значение имеет персонал, и при значительном обновлении штата качество сервиса может снизиться. В производственной же сфере, по мнению Светланы Савченко, уровень такого риска гораздо ниже. Хотя он тоже не исключен. Так, например, только в Казахстане легальных производителей колбас не меньше десяти. Но при этом зачастую вкус одного и того же сорта колбасы у разных производителей в корне отличается.

— Конечно, у любой продукции может быть своя изюминка, — отметила Светлана Савченко, — но общих стандартов еще никто не отменял, и их необходимо придерживаться.

По ее словам, созданный при Лиге потребителей дегустационный центр открыл им глаза на истинное качество продукции ряда отечественных производителей. Естественно, в подобном контексте предстоящее вступление Казахстана в ВТО не может не учитываться, и в этом смысле, по мнению руководства Лиги потребителей, ситуацию в сфере пищевой промышленности республики вряд ли можно назвать благоприятной.

Немало нареканий прозвучало и в адрес рекламных уловок со стороны изготовителей спиртных и табачных изделий. Известно, что реклама подобных товаров в Казахстане официально запрещена, однако производители дают наименования своей опальной продукции совершенно мифическим товарам, которых в природе не существует. По словам Светланы Савченко, они со своей стороны долго пытались найти в продаже воду одной марки с водкой или кофе одной марки с сигаретами, но в большинстве случаев им это не удавалось.

Как сказала президент Ассоциации лиги потребителей, пока вручения так называемой премии антикачества не планируется. Однако перечень недобросовестных предприятий регулярно публикуется в специальных изданиях. Проблема еще в том, что у казахстанцев слабо развита гражданская позиция. Например, на Западе потребитель ни за что не вернется в магазин или предприятие по оказанию услуг, где его однажды недобросовестно обслужили. Наши же граждане все равно продолжают в том же духе, в надежде, что у недобросовестных поставщиков товаров или услуг проснется совесть. Только в прошлом году в рамках работы лиги было рассмотрено около трех тысяч жалоб, и лишь в 7% случаев дело решалось в суде. В основном же разобраться с конфликтом удавалось в досудебном порядке. Общий размер возмещенного морального вреда составил 800 тысяч тенге, что уже неплохо, так как в недалеком прошлом таких прецедентов не было вообще. Однако, как уже говорилось ранее, без активного участия самих граждан в отстаивании собственных потребительских прав значительно улучшить ситуацию на казахстанском рынке товаров и услуг в обозримом будущем не удастся.

- Альбина Ахметова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии