Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Суд народов. Международные суды

Фото : 15 марта 2006, 12:09

Суд народов

Идея проведения международных судебных процессов впервые приобрела популярность в начале 19 века. В 1815 году государства Европы, входившие в антифранцузскую коалицию, собирались судить побежденного и отстраненного от власти императора Наполеона Бонапарта, обвиняя его в гибели сотен тысяч людей и многих иных преступлениях.

Великобритания в 1919 году пыталась привлечь к международному суду германского кайзера Вильгельма Второго, считая его виновником Первой Мировой войны и военных преступлений, совершенных германской армией. Примерно тогда же Югославия пыталась привлечь к ответственности болгар, совершавших массовые насилия над мирным сербским населением. В 1918 году была предпринята попытка создать трибунал, который бы расследовал массовые убийства армян, совершенные турками. Индия пыталась провести суд над пакистанскими военными, совершившими преступления в Бангладеш (1972 год - некоторые эксперты считают действия пакистанцев геноцидом). США призывали создать международный трибунал для расследования преступлений иракцев в отношении мирного населения Кувейта (1990-1991 годы) и курдов. В 1997 году был захвачен лидер "Красных Кхмеров" Пол Пот, виновный в организации геноцида собственного народа - тогда также в ООН обсуждалась возможность создания особого трибунала по Камбодже.

Авторы исторического сборника "Геноцид, Военные Преступления и Запад"Genocide, War Crimes and the West: History and Complicity, отмечают, что есть достаточно много примеров того, как и "цивилизованные государства" проявляли непомерную жестокость по отношению к мирному населению. Примеры этого были как до Второй Мировой войны (например, резня герреро, осуществлявшаяся германскими войсками в Африке в 1904-1908 годы, или действия Японии в Китае в 1930-е годы), так и после. К примеру, Франция весьма неприглядно проявила себя в Алжире (1954-1962-е годы), США - во Вьетнаме (1963-1975-е годы).

Ныне каждое государство, являющееся членом ООН, принимает на себя обязательство соблюдать правила, зафиксированные в шести фундаментальных конвенциях по защите прав человека. Конвенции ООН стали базой для международного законодательства, которое стало базисом для создания международных судов и трибуналов.

Эксперт по международному правозащитному законодательству Энн БаефскиAnne Bayefsky, автор книги "Исполнение Международного Законодательства по Защите Прав Человека"Enforcing International Human Rights Law:The UN Treaty System in the 21st Century, отмечает, что фактически, эта система демонстрирует, что соблюдение прав человека является столь важным приоритетом для международного сообщества, что для защиты прав человека разрешается вторжение во внутренние дела государств. В частности, ООН защищает права человека и наказывает преступников, совершивших такого рода преступления, с помощью международных трибуналов.

Большинство исследователей, которые анализируют результаты деятельности международных судов и трибуналов, оценивают их позитивно. Рэйчел КеррRachel Kerr, автор книги "Международный Трибунал по Бывшей Югославии: Закон, Политика и Дипломатия"The International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia : An Exercise in Law, Politics, and Diplomacy, считает, что создав этот трибунал, Совет Безопасности пошел на беспрецедентный шаг, фактически увязав два понятия "мир" и "правосудие". По ее мнению, трибуналы были созданы как инструмент большой политики, но они стали юридическим, а не политическим инструментом.

Гэри БассGary Jonathan Bass, профессор Принстонского УниверситетаPrinceton University, автор книги "Рука Возмездия: Политика Трибуналов по Военным ПреступлениямStay the Hand of Vengeance: The Politics of War Crimes Tribunals, взял название книги из речи американского прокурора Роберта ДжексонаRobert Jackson, обвинителя на Нюрнбергском Трибунале: "Четыре великие нации, взволнованные победой и страдающие от ран, поддерживают руку возмездия и добровольно передают захваченных врагов на суд закона. Это один из серьезнейших даров Мощи - Разуму". Басс отмечает, что процесс в Нюрнберге, безусловно, завершился успехом, однако иные международные трибуналы, которые рассматривали дела военных преступников, далеки от подобных результатов. Басс считает, что ныне не существует однозначного ответа на вопрос: "Хорошо ли работают подобные трибуналы?", поскольку неясно, с чем их можно сравнить. Однозначно, что у них есть значительный потенциал для успешной работы, целью которой является безусловное наказание преступников и предупреждение повторения подобных преступлений.

Намного более оптимистичен Джон ХаганJohn Hagan, профессор социологии и юриспруденции в Северо-Западном УниверситетеNorthwestern University, автор книги "Правосудие для Балкан"Justice in the Balkans: Prosecuting War Crimes in the Hague Tribunal. Он делает вывод, что трибунал по бывшей Югославии изначально казался не более, чем экспериментальной организацией. Однако де-факто он превратился в первый, со времен Нюрнберга, эффективный международный суд. По мнению Хагана, крайне сложно создать "с нуля" структуру, которая будет действовать, не взирая на государственные границы, и осуществлять правосудие в отношении влиятельных и высокопоставленных лиц, однако Трибуналу по Бывшей Югославии это удалось. Изначально Трибунал воспринимался как изобретение международного движения правозащитников. Однако он превратился не просто в мощный орган, а в учреждение, которое формирует новое международное правовое пространство.

Французский журналист и политический аналитик Пьер ХазанPierre Hazan, автор исследования Justice in a Time of War: The True Story Behind the International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia, пришел к выводу, что Международный Трибунал по Бывшей Югославии неожиданно превратился в мощный инструмент международной политики. Однако, по его мнению, трибунал стал инструментом в руках стран Запада. Например, страны НАТО использовали трибунал для демонизации режима Слободана Милошевича, что позволило юридически обосновать необходимость военной интервенции в Косово. Таким образом, по мысли Хазана, действия трибунала не только привели к уничтожению режима Милошевича, но и впервые в истории сделали бывшего президента страны подсудимым на международном судебном процессе. 16 марта 2006 Washington ProFile

Международные суды

Мировое сообщество с начала 20 века пыталось создать судебную систему, которая бы рассматривала дела международной важности. Предтеча ООН - Лига Наций - для этой цели в 1922 году учредила Всемирный СудPermanent Court of International Justice. За период с 1922 по 1940 год Всемирный Суд рассмотрел 29 межгосударственных споров. Однако его деятельность была малоуспешной -  в 1939 году началась Вторая Мировая война, после которой Лига Наций и Всемирный Суд прекратили свое существование.

После окончания Второй Мировой войны, впервые в истории страны -победительницы провели два судебных процесса - Нюрнбергский и Токийский - на которых были осуждены высокопоставленные государственные и военные деятели Германии и Японии, виновные в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. На этих процессах впервые в юридическом контексте было использовано понятие "геноцид".

ООН изначально стремилась создать международную судебную систему, которая бы карала преступников, виновных в геноциде и других тяжких преступлениях международного масштаба.

Международный СудInternational Court of Justice. Главная задача: разрешать правовые диспуты между государствами. Официальный сайт: http://www.icj-cij.org

Создан в 1945 году, соответствующее решение содержится в Хартии ООН. Место нахождения: Гаага (Нидерланды). Начал работать в 1946 году. Официальные языки - английский и французский.

Судопроизводство осуществляют 15 постоянных судей, назначаемых Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН. Срок работы судьи - 9 лет. Ограничений по количеству сроков не существует. С 1960-х годов пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) имеют в Международном Суде по одному судье. Состав суда крайне важен, поскольку был ряд примеров, когда враждующие государства отказывались передавать суду информацию, ссылаясь на то, что среди судей находятся представители враждебного лагеря.

Все члены ООН должны выполнять решения суда. Если они отказываются это делать, этот вопрос может быть рассмотрен Советом Безопасности ООН. Совет Безопасности, в свою очередь, может принять решение о применении силовых мер (например, санкций) в отношении страны, не выполняющей вердикт Международного Суда.

Суд вынес относительно немного вердиктов. Один из примеров: Федеральная Республика Югославия подала иск в Международный Суд против членов блока НАТОNATO, оспаривая правомочность их действий во время войны в Косово (1999 год). В 2004 году суд отказался рассматривать это дело, ссылаясь на проблемы с юрисдикцией, поскольку Югославия не была участником статута суда в момент подачи иска. В мировой печати постоянно появляются публикации, указывающие на политическую мотивированность решений суда и отсутствие реальной независимости судей.

Международный Трибунал по Бывшей ЮгославииInternational Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991, чаще (как в публикациях на русском, так и на английском языках) используется более короткое название International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia. Главная задача: наказание лиц, совершивших военные преступления, акты геноцида и преступления против человечности во время войны на территории бывшей Югославии (1991-2001 годы). Официальный сайт: http://www.un.org/icty

Трибунал рассматривает только иски в отношении физических лиц, а не организаций. Официальный язык: английский.

Создан Советом Безопасности ООН в 1993 году. Базируется в Гааге (Нидерланды). В аппарате трибунала работает около около 1.2 тыс. человек, представляющих 79 национальностей.  В составе трибунала - три главные структуры: регистратура (ведет архивы, занимается доставкой свидетелей, содержанием подсудимых под стражей и пр.), прокуратура (занимается сбором доказательств, предоставлением обвинительных заключений и наказанием осужденных) и судебные палаты (три судебные палаты и одна апелляционная). Судьи представляют различные страны мира, в частности США, Италию, Сенегал, Турцию, Германию, Гайану, Замбию, Ямайку, Мальту, Китай и пр.

За время работы трибунал обвинил 161 человека в совершении преступлений в Югославии. 47 обвиняемых находятся под стражей, поскольку либо их дела рассматривает трибунал, либо они ожидают суда. 24 - условно освобождены. 43 - отбывают наказание. В отношении 35-ти подозреваемых уголовное дело было прекращено, в том числе, по причине смерти (четверо скончались до начала судебных слушаний, шестеро, включая Слободана Милошевича, суд над которым начался в 2002 году - во время судебного процесса). Шесть человек, разыскиваемых трибуналом, не обнаружены (среди них - Радован Караджич и Ратко Младич). Максимальное наказание, которое может вынести трибунал: пожизненное заключение.

Вероятно, это наиболее активно критикуемый международный судебный орган. Подвергается сомнению даже его юрисдикция: трибунал был создан Советом Безопасности ООН, хотя в Хартии ООН предусматривается, что соответствующее решение должна принимать Генеральная Ассамблея ООН. Трибунал рассматривает преступления, совершенные сербами, хорватами и мусульманами, однако большинство осужденных судом - сербы. Трибунал также не использует переводчиков с сербского, а только с хорватского и боснийского. Серьезную критику вызывает длительность судебных процессов, они тянутся по несколько лет. Новую волну критики вызвала смерть Слободана Милошевича.

Международный Трибунал по РуандеInternational Criminal Tribunal for Rwanda. Главная задача: наказание преступников, виновных в совершении актов геноцида и иных серьезных нарушений международного законодательства в Руанде и в отношении граждан Руанды в соседних странах (1994 год). Официальный сайт: www.ictr.org

Создан Советом Безопасности ООН в 1994 году. Место работы: город Аруша (Танзания). Официальные языки: английский, французский и руандийский. Судопроизводство осуществляют 16 постоянных судей - каждый процесс ведут трое судей.

Трибунал провел 19 судебных процессов, в ходе которых были осуждены 25 человек. Еще 25 человек, подозреваемых в совершении преступлений против человечности, ожидают рассмотрения своих дел. Среди прочих, были рассмотрены дела в отношении руководителей средств массовой информации, которые призывали к убийствам и пропагандировали насилие в отношении этнических меньшинств.

Международный Уголовный СудInternational Criminal Court. Главная задача: наказание физических лиц, виновных в совершении военных преступлений, актов геноцида и преступлений против человечности. Предполагается, что отдельные государства сами должны наказывать такого рода преступников. Однако, в случае, если национальные судебные системы не срабатывают, в действие вступает Международный Уголовный Суд. Этот орган был создан на основе опыта работы трибуналов по Югославии и Руанде - фактически, он должен стать постоянным органом, рассматривающим такого рода преступления. Официальный сайт: http://www.icc-cpi.int

Место нахождения: Гаага (Нидерланды). Официальные языки: английский и французский. В структуру суда входят прокуратура, регистратура, судебные палаты (их функции примерно такие же, как у аналогичных органов Международного Трибунала по бывшей Югославии) и Ассамблея Государств-Участников. В суде заняты 18 судей.

На международной конференции, созванной ООН в 1998 году, был подписан Римский Статут, устанавливающий принципы и правила работы суда. Этот документ обсуждали представители 120-ти государств мира; из них только США, Израиль, Китай, Ирак, Катар, Ливия и Йемен проголосовали против создания Международного Уголовного Суда (точнее, США и Израиль позднее отозвали свои подписи под этим документом). По состоянию на конец 2005 года Римский Статут был ратифицирован 100 государствами, еще 39 государств Статут подписали, но не ратифицировали.

Суд начал работать 1 июля 2002 года и может расследовать лишь преступления, совершенные после этой даты. Практически сразу после своего создания, Международный Уголовный Суд столкнулся с серьезной проблемой. В 2003 году США, Великобритания и их союзники вторглись в Ирак. В связи с этим возник вопрос о возможности наказания военнослужащих этих государств. США не участвовали в работе суда и не признавали его юрисдикции, поэтому американских солдат суд судить не мог, за исключением ситуации, если они совершали преступления на территории государства, признающего юрисдикцию Международного Уголовного Суда. Критики Международного Уголовного Суда считают, что он нарушает их государственные юрисдикции, что есть опасность принятия политически обусловленных решений и пр.

Суд начал расследование преступлений, совершенных в Демократической Республике Конго, Уганде и Дарфуре (регион Судана). В 2005 году Суд выдал первые ордера на арест лидеров террористической организации Армия Сопротивления Бога (оперирует в Судане и Уганде). 16 марта 2006 Washington ProFile


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии