Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Разрешения на сжигание попутного и природного газа

Фото : 24 марта 2006, 12:27

Разрешения на сжигание попутного и природного газа

То, что проблема утилизации попутного газа имеет для казахстанских нефтедобывающих компаний далеко не шуточный характер, сомневаться не приходится. Так, например, по сообщениям информационных агентств, 17 марта в специализированном межрайонном экономическом суде Атырауской области начались слушания дела по иску природоохранной прокуратуры и областного территориального управления охраны окружающей среды к ТОО «Тенгизшевройл». Как сообщил Атырауский природоохранный прокурор Булат Джазбаев, нефтедобывающей компании были предъявлены претензии на оплату 750 миллионов 923 тысяч тенге в качестве возмещения за нанесенный окружающей среде региона вред, выразившийся в сжигании на факелах различных газов без соответствующего разрешения. Можно также вспомнить, что в прошлом году уголовное дело в отношении АО «PetroKazakhstan Kumkol Resources» по фактам сжигания попутного газа в факелах на месторождениях Кумколь, Южный Кумколь, Арыскум, Кызылкия, Майбулак было даже передано для расследования в департамент Комитета национальной безопасности (ДКНБ) по Кызылординской области и Байконуру.

Очередную попытку поставить этот процесс в цивилизованные, правовые рамки призвана выполнить новая Инструкция по выдаче разрешения на сжигание попутного и природного газа (далее — Инструкция, в соответствующих падежах), утвержденная приказом министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан 2 февраля 2006 года № 43 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 25 февраля 2006 года под № 4105). Как особо оговорено в инструкции, требования ее являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, в том числе и для иностранных и совместных предприятий, осуществляющих нефтяные операции на территории Республики Казахстан.

В целом, как указано в Законе «О нефти», сжигание попутного и природного газа допускается только в следующих ситуациях: при аварийной ситуации и угрозе здоровью населения и окружающей среде; в исключительных случаях при испытании скважин и при пробной эксплуатации месторождений с общим сроком, не превышающим трех лет, то есть сжигание попутного и природного газа осуществляется в процессе разведки и подготовки месторождения к промышленной разработке; подрядчиками, осуществляющими нефтяные операции по контрактам на недропользование по состоянию на 1 декабря 2004 года, до завершения сроков реализации программ по утилизации попутного и природного газа, если они были утверждены (согласованы) в компетентном органе до 1 декабря 2004 года или будут разработаны и согласованы в компетентном органе и в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды до 1 июля 2006 года.

При этом во всех случаях, за исключением аварийных случаев, сжигание попутного и природного газа в факелах допускается только по разрешению уполномоченного органа по изучению и использованию недр и по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. В случае сжигания попутного и природного газа без разрешения уполномоченного органа по изучению и использованию недр при испытании скважин и пробной эксплуатации месторождений подрядчик в течение десяти дней должен письменно уведомить уполномоченный орган по изучению и использованию недр и уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о причинах и количестве сжигаемого газа.

В соответствии с Инструкцией, недропользователь должен разрабатывать Программу по утилизации попутного и природного газа (далее — Программа утилизации газа) в соответствии с проектным документом на разработку месторождения и рабочей программой к контракту с рассмотрением всех возможных вариантов утилизации попутного и природного газа с технико-экономическими расчетами и графиком ее реализации. Под утилизацией попутного и природного газа в Инструкции понимаются все производственные мероприятия, направленные на исключение сжигания газа на факелах, а именно: использование газа для собственных технических и технологических нужд, выработку и реализацию электроэнергии, переработку и реализацию продуктов переработки газа, закачка газа или продуктов его переработки в пласт для хранения, а также поддержания пластового давления. Не допускается составление технико-экономического обоснования на утилизацию газа без учета технико-экономических характеристик утвержденного или рекомендуемого варианта разработки месторождения.

Программа утилизации газа после получения согласования положительным заключением государственной экологической экспертизы центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды утверждается в компетентном органе. Для утверждения программ утилизации газа в компетентном органе создается рабочая группа с включением в ее состав по согласованию представителей уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и по чрезвычайным ситуациям.

В Программе утилизации газа, согласно Инструкции, необходимо содержание следующих основных разделов — общие сведения о месторождении: место расположения месторождения; запасы углеводородов; физико-химические свойства нефти и газа; имеющаяся инфраструктура; информация по оценке запасов нефти и газа; текущее состояние объектов использования газа — цели и задачи проекта разработки месторождения; основные положения утвержденного варианта разработки, выписка из протокола заседания центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений; имеющиеся мощности по подготовке нефти и утилизации газа; газовый фактор и прогнозы добычи нефти и газа; технико-экономическое обоснование выбора варианта утилизации газа — оценка ресурсов и компонентного состава газа; обоснование расхода газа на собственные нужды; основные критерии выбора технологии утилизации газа; возможные варианты утилизации газа; сравнительный анализ вариантов утилизации газа; применяемое технологическое оборудование по вариантам утилизации газа; план-график реализации мероприятий утилизации газа по каждому варианту; экологические аспекты реализации Программы утилизации газа — оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании газа на факелах высокого, среднего и низкого давлений по компонентам и по годам реализации программы; расчет платежей за выбросы загрязняющих веществ по вариантам утилизации газа; приложения (графические материалы, таблицы и проведенные расчеты).

Разрешение на сжигание газа выдается территориальным органом уполномоченного органа по изучению и использованию недр по согласованию территориального органа уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. При этом должна соблюдаться следующая последовательность: недропользователь подает заявку (в заявке указываются причина и обоснование необходимости сжигания газа, объем сжигаемого газа) на рассмотрение территориальному органу уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, а затем в территориальный орган уполномоченного органа по изучению и использованию недр для получения разрешения на сжигание газа до наступления следующего календарного года; после согласования территориальным органом уполномоченного органа в области охраны окружающей среды решение о выдаче разрешения на сжигание газа принимается территориальным органом уполномоченного органа по изучению и использованию недр.

При опытно-промышленной разработке месторождений недропользователей, согласно пункту 2-1 статьи 30-5 Закона Республики Казахстан «О нефти», на рассмотрение территориального органа уполномоченного органа в области охраны окружающей среды для получения согласования недропользователем должны предоставляться следующие документы: протокол утверждения Программы утилизации газа в компетентном органе; информация о технической оснащенности промыслов приборами учета добываемого и сжигаемого газа; информация о результатах производственного мониторинга за состоянием окружающей среды; выписка из утвержденного проекта разработки месторождения с программой утилизации газа и с графиком ее реализации, протокол ЦКР об утверждении проекта разработки месторождения (до утверждения Программы утилизации газа); информация о добыче и сжигании газа за истекший период; информация о планируемых объемах добычи нефти и газа и сжигания газа на заявляемый год; информация о текущем состоянии работы газоперерабатывающего завода и об объемах продукции переработки, газотурбинной станции, нагнетании газа в пласт для поддержания пластового давления, работы систем газлифтного способа добычи нефти; заключение государственной экологической экспертизы на проектные технологические документы по эксплуатации данного месторождения углеводородов; данные об источниках (факелах) непрерывного производственного сжигания газа, предусмотренных проектом и связанных с аварийными ситуациями, необходимыми из соображений безопасности производства и фактически действующих на текущее время; протокол согласования годового плана добычи углеводородов на запрашиваемый год с уполномоченным органом по изучению и использованию недр. После согласования с территориальным органом уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на рассмотрение территориального органа уполномоченного органа по изучению и использованию недр кроме перечисленных выше документов представляется также заключение территориального органа уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям.

Согласно Инструкции, после рассмотрения представленных материалов территориальным органом уполномоченного органа по изучению и использованию недр выдается временное разрешение на сжигание газа сроком не более одного года. В разрешении указывается объем сжигаемого газа, который определяет норму потери полезного ископаемого. Территориальный орган уполномоченного органа по изучению и использованию недр, выдающее разрешение на сжигание газа, ведет учет и регистрацию выданных разрешений.

Решение о продлении срока действия разрешения на сжигание газа может приниматься территориальным органом уполномоченного органа по изучению и использованию недр по согласованию с территориальным органом уполномоченного органа в области охраны окружающей среды после рассмотрения отчета недропользователя по результатам проведенных работ по Программе утилизации газа, а также при условии соблюдения недропользователем законодательства о недрах и недропользовании и выполнения лицензионно-контрактных условий.

Объем сжигаемого газа, произведенный без разрешения уполномоченных органов по изучению и использованию недр и в области охраны окружающей среды, а также объем сжигаемого газа, превышающий разрешенный объем газа, согласно Инструкции, должен считаться ущербом, который подлежит возмещению государству в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. В случае невыполнения или срыва сроков реализации Программы утилизации газа, выданное территориальным органом уполномоченного органа по изучению и использованию недр разрешение на сжигание газа отзывается с одновременным предъявлением претензий и подачей иска в судебные органы по взысканию штрафа за нерациональное использование недр.

Игорь ЛОСКУТОВ,

начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии