Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Лохотрон» обыкновенный

Фото : 24 марта 2006, 16:22

 «Лохотрон» обыкновенный

2006-03-10:

Уж сколько раз твердили миру прописную истину, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке! И у наученных горьким опытом в начале 90-х бывших советских людей, казалось бы, должен был выработаться иммунитет ко всякого рода «лохотронам», однако компании-аферисты продолжают появляться с завидным постоянством. Теперь, правда, они чаще избирают своей мишенью более молодую часть населения. Например, Алматы сейчас атакован сразу двумя фирмами-мошенниками.

Спутниковый интернет по 3 тенге/час
Объявления с таким заманчивым обещанием, расклеенные на столбах и заборах, стали появляться в южной столице в местах массового скопления народа. Реклама сообщает: все, что нужно сделать клиенту, чтобы получить доступ к интернету на таких выгодных условиях, - позвонить по номеру 8-809-080-39-27. Обрадованный пользователь интернета отрывает листок с телефоном и не всегда замечает подпись сбоку поперек страницы, выполненную очень мелким шрифтом: 1 минута разговора - 1150 тенге.

Доверчивый человек набирает номер. Трубку поднимает оператор и не торопясь начинает рассказывать дозвонившемуся, чаще всего и не подозревающему о высокой стоимости звонка потенциальному клиенту:

- Здравствуйте. Вы позвонили в компанию, предоставляющую услуги спутникового интернета по цене 3 тенге за час. Компания много лет работает на рынке беспроводного доступа к всемирной Сети и зарекомендовала себя… - и так далее.

Перебиваю монолог молодого человека:

- Скажите, вы находитесь в Алматы?

- Мы не можем вам сообщить, - нехотя перестает тянуть свою волынку молодой человек.

- А можно вам перезвонить на городской или сотовый телефон?

- Нет, мы работаем только по этому номеру.

- И что, вы действительно можете предоставить доступ к интернету по такой цене?

- Да. Для этого вам нужно зайти на сайт //faq.planetsky.com/ru.

- А куда можно будет к вам подъехать?

- Всю информацию смотрите на веб-сайте.

- А как называется ваша компания?

В ответ многозначительное молчание. Повторяю вопрос. Нехотя оператор говорит:

- ИП.

- А что такое «ИП»?

- Э-э-э… Индивидуальный предприниматель.

- Это же не название компании! - восклицаю, а молодой человек на том конце провода, возможно, сидящий на соседней улице, заподозрив неладное, прерывает соединение, которое обходится в четыре раза дороже, чем звонок на противоположную часть планеты.

Указанная страница интернета оказалась форумом отдела технической поддержки компании PlanetSky, возможно, и предоставляющей услуги спутникового интернета, но не в Казахстане и не по столь смехотворной цене. «Лохотронщик», бросив тень на чужую компанию, заработал неплохие деньги за пару минут телефонного разговора.

- Спутникового интернета за 3 тенге в час в принципе не может быть, - говорит ведущий системный администратор IT-компании Игорь Медведский. - Практически весь свой интернет-трафик Казахстан покупает у России. И если даже предположить, что сосед нам просто подарит терабайты информации по беспроводным каналам, что практически абсурдно, то запрос пользователя все равно должен пройти по нашим наземным каналам, а стоимость трафика по ним далеко не 3 тенге в час. Повременной интернет в Казахстане стоит в среднем 50-80 тенге за 60 минут. И если бы провайдеры были в силах значительно снизить эту стоимость, они бы давно это сделали, поскольку между ними существует жесткая конкуренция.

АО «Казахтелеком», выдавший некоему «индивидуальному предпринимателю» указанный номер, объясняет, что у него нет оснований для того, чтобы забрать его назад без санкции властей. Любая компания, которая обоснует потребность в таком номере, может его легко получить. Как правило, такие номера выделяются крупным компаниям, заинтересованным в том, чтобы абоненты со всех городов страны могли связаться с ними по единому общереспубликанскому телефону. Реже такие номера покупают организации, предоставляющие различные платные услуги по телефону: например, голосование за певца в конкурсе Superstar.кz или виртуальная услуга «секс по телефону». Однако порядочные компании всегда предупреждают своих абонентов, как это предписано законами, что данная услуга - платная, и предупреждение это должно быть четко различимым.

Конфискат с российскими корнями
А вот российские жулики из Владивостока придумали другой способ легкой и незаконной наживы. Создав веб-сайт //leonmobile.hut1.ru// на бесплатном сервере, они представились компанией, торгующей конфискованным таможенниками товаром. И какие только товары здесь не предлагаются на продажу: сотовые телефоны, ноутбуки, цифровые фотоаппараты, карманные компьютеры и цифровые видеокамеры. Цена каждой модели в среднем в два-четыре раза меньше обычной стоимости.

Способ покупки также внешне простой. Клиент отправляет заказ на e-mail leonmobile@list.ru, «лохотронщики» пересылают ему паспортные данные человека, на которого нужно перевести деньги (явно подставного лица). Клиент делает денежный перевод через систему Western Union и присылает аферистам копию квитанции об оплате с десятизначным кодом. «Продавцы» уверяют, что чек будет являться гарантией того, что клиент настроен серьезно, а они, мол, не зная кода, не смогут получить деньги. После посылкой отправляется груз на адрес, который указывает клиент. Когда товар приходит покупателю, он должен будет сообщить продавцам код, чтобы они могли снять деньги.

Внешне схема кажется беспроигрышной, в которой покупатель застрахован от аферы. Поэтому на нее и клюют желающие сэкономить. Многие алматинские студенты даже решили на таком товаре сделать бизнес - закупать оптом в России, а потом перепродавать в Казахстане по более приближенным к реальности ценам. Особый ажиотаж на российский конфискат был отмечен у студентов Центральноазиатского технико-экономического колледжа в Алматы. Рассказывает его учащийся Андрей Огай:

- Знакомые рассказали, что нашли в интернете дешевый товар, дали мне адрес сайта. Я связался по электронной почте с продавцами, заказал им сотовый телефон SonyEricsson W800 за 170 долларов (в Алматы он стоит 450), сделал перевод Western Union на указанные ими данные. Через две недели мне пришла посылка с новым телефоном. Естественно, я рассказал об этом однокурсникам. Человек двадцать только в моем потоке захотели точно так же купить ноутбуки и телефоны. Кто-то отправил деньги, кто-то не успел, но больше товар никому не приходил. Наверное, аферисты выслали мне телефон для затравки моих друзей. Теперь я чувствую себя виноватым перед ними.

Как оказалось, обманщики воспользовались элементарной неграмотностью заказчиков. Оказывается, если человек, получающий перевод Western Union, знает имя отправителя и адрес, то может получить деньги без упомянутого кода. Можно представить себе, сколько молодых людей во всем СНГ просто так подарили по несколько сотен долларов владивостокским аферистам. А вот найти их будет очень сложно, потому что по адресу якобы своего расположения, который они указали на сайте, находится городская гостиница, чей персонал уже вынужден отвечать на гневные звонки обманутых покупателей…

В общем, даже Остапу Бендеру с его знаменитыми «400 относительно честными способами отъема денег у граждан» пришлось бы поучиться ловкости у современных мошенников, многим из которых удается выйти сухими из воды. Так что повторим вслед за знаменитым автором афоризмов Козьмой Прутковым, который еще два столетия назад всех предупредил: «Бди!»

Кстати
На этой неделе в Москве был обнаружен новейший способ обмана любителей высоких технологий. Суть его заключается в технической имитации автоматизированных систем пополнения счета (АСПЧ) в мобильной связи. Представляясь менеджерами по обслуживанию клиентов, дамы-мошенницы обзванивают владельцев «красивых» номеров, которыми владеют в основном состоятельные люди, и предлагают им бесплатно перейти на более выгодный тарифный план с сохранением прежнего номера. Если человек соглашается, то его «переводят» на другой тариф и «открывают» новый расчетный счет. Для активации нового тарифа «оператор» просит внести на счет с помощью карт экспресс-оплаты 200-400 долларов. Через некоторое время «оператор» перезванивает клиенту и, если карты куплены, «переводит» звонок на «АСПЧ». Жертва ничего не подозревает, поскольку все выглядит естественно и знакомо: механический голос автоответчика просит перевести телефон в тональный режим и ввести секретный код карт. После введения номеров карт автоответчик сообщает об успешном пополнении баланса. Что касается расшифровки номеров карт, введенных в тональном режиме, то это может сделать как несложная компьютерная программа, так и просто человек с хорошим слухом. Как признаются представители некоторых крупных российских операторов мобильной связи, с мошенничеством с имитацией АСПЧ они столкнулись впервые.

Автор: Виктор БУРДИН


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии