Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Государство и предприниматель: отношения налаживаются

Фото : 31 марта 2006, 10:58

АСТАНА. 31 марта. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - С 7 февраля этого года действует Закон «О частном предпринимательстве», который, как отмечалось во время обсуждения законопроекта в Парламенте, должен способствовать созданию в Казахстане правовой среды, ориентированной на поддержку развития бизнеса, в первую очередь, малого и среднего.

Насколько оправдываются надежды казахстанских бизнесменов, возлагавшиеся на этот Закон? Об этом беседа нашего корреспондента с председателем правления Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен» Сериком Ахметовым.

- Серик Ныгметович, во время обсуждения проекта Закона неоднократно подчеркивалось, что работа над ним будет продолжаться. Какие моменты в отношениях бизнеса и государства, на Ваш взгляд, требуют дальнейшего совершенствования законодательства?

- Наиболее важными для бизнесменов являются вопросы осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью. В этом направлении новый Закон существенно улучшает действующий режим, ограничивая все вопросы госрегулирования исключительно законами - без права регламентировать их подзаконными актами. Однако нужно идти дальше, необходимо законодательно ограничить общую продолжительность любых проверок предпринимателя. Это еще не закреплено в законах.

Далее, в Законе не удалось провести норму, позволяющую налагать штрафные санкции только при наличии ущерба - это очень важно. Сейчас в Кодекс об административных правонарушениях введено очень много норм, предусматривающих штрафы, и довольно значительные, при отсутствии ущерба - за неуплаты, недоплаты и т.д., и даже только за несвоевременное предоставление отчетности. Кстати, об отчетности: число различных отчетных форм и приложений к ним нарастает, как снежный ком. И это несмотря на неоднократные поручения Президента о сокращении и упрощении отчетности. Так, к примеру, Налоговый комитет Минфина в этом году увеличил обязательную отчетность для некоммерческих организаций почти в 10 раз. Если в прошлом году наша бухгалтерия заполняла и сдавала 8 форм, то в этом - 74! Причем никаких пояснений нет ни в печати, ни в консультациях работников налоговых органов.

Нуждается в детальной проработке и механизм аккредитации объединений предпринимателей и деятельности экспертных советов. В Законе эти вопросы очерчены в самом общем виде, все конкретные моменты отнесены в компетенцию «уполномоченного органа», значит, нам нужно активно подключаться к разработке всех этих положений, чтобы максимально учесть интересы предпринимателей.

Одним из наиболее напряженных моментов является вопрос финансирования объединений предпринимателей. Предложенная нами схема обязательных взносов, к сожалению, не нашла поддержки, и остались только добровольные взносы. И даже их в этом году предприниматели не смогут отнести на вычеты в полном объеме, поскольку соответствующая поправка в Налоговый кодекс вступит в силу только с 1 января 2007 года.

Если же говорить о проблемных моментах, требующих совершенствования законодательства в целом, то можно выделить следующие основные направления: трудовое законодательство, налоговое, таможенное и инвестиционное, законодательство о лицензировании и государственных закупках, законодательство о техническом регулировании, Кодекс об административных правонарушениях. По всем этим направлениям Союз «Атамекен» ведет активную работу.

- Какое участие принимают предприниматели в переговорном процессе по условиям вступления во Всемирную торговую организацию? Какие отрасли отечественной экономики требуют защиты на период становления предприятий и достижения ими конкурентоспособности?

- В числе непосредственных участников переговоров представителей предпринимателей нет. В составе переговорной группы только представители Правительства. Предприниматели могут участвовать в этом процессе только через государственные органы, направляя им свои предложения, а что из этих предложений посчитают необходимым включить в состав требований переговорной группы - нам не сообщают. Вообще, хотелось бы большей гласности в этом вопросе.

Если говорить об отраслях отечественной экономики, требующих защиты, то это, прежде всего, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, машиностроение. Насколько нам известно, именно эти приоритеты пытаются отстоять наши представители в ходе переговоров.

- Как сказывается на развитии предпринимательства передача полномочий от министерств и ведомств местным исполнительным органам?

- На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. С одной стороны, предприниматели давно поднимали вопрос о передаче части полномочий местным исполнительным органам для упрощения процедур администрирования предпринимательской деятельности, и в этом плане происходящие процессы должны способствовать развитию предпринимательства. Однако на практике местные органы не всегда располагают необходимыми штатами специалистов, зачастую передают часть функций коммерческим организациям, что увеличивает затраты предпринимателей. Например, осуществляя лицензирование видов деятельности в строительной отрасли, местные органы для ежегодного подтверждения лицензий требуют обязательного технического аудита, осуществляемого аккредитованными коммерческими организациями, по сути - монополистами, ставки которых составляют от 10 до 30 процентов оборота по определенным видам деятельности. Это, безусловно, препятствует развитию предпринимательской деятельности. Такие подходы надо менять.

Далее, передача функций местным исполнительным органам часто сопровождается сохранением контрольных функций за центральным органом, а это приводит к дублированию - к множественности администрирования. При передаче функций нужно очень четкое их разграничение во избежание дублирования.

- Как будет работать статья 34 Закона в случаях, когда предпринимателю для осуществления своей деятельности необходимо участвовать в тендерах? Будет ли ответственность за «достижение цели», точнее, ее недостижение, влекущее за собой упущенную выгоду от неполучения заказа, возложена на государственный орган?

- Практически все предприниматели одобряют эту статью, считая, что наличие такой нормы, с одной стороны, усилит ответственность госорганов за своевременное оформление лицензий, с другой - будет сдерживать стремление различных ведомств к увеличению числа лицензируемых видов деятельности. Если говорить о конкретных формах ответственности органа, не исполнившего в установленные сроки своих обязанностей по выдаче лицензии, они определяются законодательством РК, здесь есть поле для работы, в которую мы обязательно включимся.

Что касается конкретно тендерных процедур, то здесь очень многое нуждается в совершенствовании. В частности, мы считаем, что в интересах обеспечения большей прозрачности и объективности тендеров целесообразно вводить в состав тендерных комиссий представителей объединений предпринимателей.

- Какие законодательные меры, по Вашему мнению, можно принять для того, чтобы не происходило дробления средних и крупных фирм на мелкие с целью получения налоговых льгот?

- Если говорить о налоговых льготах для субъектов малого бизнеса, то они выражаются только в применении специальных налоговых режимов, их, согласно статье 371 Налогового кодекса, не могут применять юридические лица, имеющие филиалы и представительства, а также филиалы, представительства и дочерние, иные зависимые организации. Так что дробление с целью получения налоговых льгот уже исключено нашим законодательством.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии