Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Закон по вопросам разграничения подсудности - важное звено судебно-правовой реформы - Ж.Баишев

Фото : 31 марта 2006, 11:11

АСТАНА. 31 марта. КАЗИНФОРМ /Марат Манаспаев/ - В соответствии с указаниями Главы государства о необходимости упрощения судебных процедур, сокращения судебных инстанций, искоренения волокиты при рассмотрении дел, усилении роли местных судов в Казахстане принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РК по вопросам разграничения подсудности», который введен в действие с 18 января 2006 года, за исключением положений, касающихся деятельности адвокатов в уголовном процессе.

Вопросы подсудности, то есть компетенции различных звеньев судебной системы республики по рассмотрению гражданских и уголовных дел, имеют важное значение. Даже Конституция Республики Казахстан, закрепляя основные принципы правосудия, устанавливает, что никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом (подпункт 3) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан).

О том, что нового и важного привносит принятый акт в уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательство, корреспонденту Казинформа рассказывает судья Верховного Суда, кандидат юридических наук Жолымбет Баишев.

- Жолымбет Нурахметович, как изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам разграничения подсудности послужат дальнейшему совершенствованию судопроизводства в рамках судебной реформы?

- Во-первых, закон расширил компетенцию местных судов. По ранее действовавшему законодательству (статья 292 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) ряд дел рассматривался Верховным Судом республики по первой инстанции. Это, в частности, дела о преступлениях, совершенных лицами в период исполнения ими обязанностей судьи Верховного Суда, депутата Парламента, Генерального прокурора, Председателя или членов Конституционного Совета Республики Казахстан, а также дела о преступлениях, связванных с исполнением служебных обязанностей, совершенных членами Правительства и некоторыми другими должностными лицами.

Теперь же эти дела будут рассматриваться районными или областными и приравненными к ним судами в зависимости от категории преступлений.

Установленная подсудность направлена на выполнение конституционного положения о равенстве всех перед судом и законом.

Если по ранее действовавшему законодательству в апелляционном порядке могли быть обжалованы любые приговоры, кроме приговоров Верховного Суда Республики Казахстан, и лица, в отношении которых дела рассматривались по первой инстанции Верховным Судом, лишались права апелляционного обжалования приговора, то в связи с изменением подсудности обжалованию в аппеляционном порядке будут подлежать все без исключения приговоры судов республики.

Кроме того, гражданские дела с участием международных или иностранных организаций из областных судов передаются районным и приравненным к ним, в частности, экономическим судам.

Не вызывает сомнений, что новый подход к разграничению подсудности направлен на укрепление гарантий судебной защиты прав и свобод граждан.

Во-вторых, закон совершенствует судебное производство в надзорной инстанции. В последнее время на страницах периодической юридической печати ведется дискуссия, затрагивающая многие спорные вопросы судебного производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов. Больше всего замечаний авторами статей высказывалось в отношении процедуры предварительного рассмотрения надзорной жалобы, в том плане, что она «остается вне поля зрения» сторон и результатом предварительного рассмотрения является не судебный акт, а письменное сообщение-ответ с «шаблонным умозаключением» об отказе в пересмотре дела в надзорном порядке по причине отсутствия основания, «хотя надзорная жалоба может изобиловать доводами о нарушении материального или процессуального права», и что этот ответ «нередко закрывает все пути к пересмотру решения».

Действительно, по ранее действовавшему законодательству право возбуждения надзорного производства принадлежало Председателю, Председателям коллегий Верховного Суда, судьям надзорной коллегии областного и приравненного к нему суда. Предварительное рассмотрение надзорной жалобы осуществлялось судьей единолично, и в случае отказа в пересмотре вступившего в законную силу судебного акта, заявителю направлялось соответствующее письмо-ответ, которое не обжаловалось (опротестовывалось) и лишало заявителя каких-либо перспектив дальнейшего судебного пересмотра дела.

Теперь же предварительное рассмотрение надзорных жалоб осуществляется судом (в составе трех судей надзорной коллегии Верховного Суда, областного и приравненного к нему суда) с вынесением процессуального документа - постановления о возбуждении надзорного производства или об отказе в его возбуждении, а также о возвращении надзорной жалобы или протеста прокурора.

Таким образом, если ранее поводом к возбуждению надзорного производства являлся такой документ, как «представление», вынесенное единолично должностным лицом суда, то теперь надзорное производство будет возбуждаться: а) соответствующим судом в составе трех судей; б) в судебном заседании с уведомлением стороны и прокурора; в) на основании постановления, то есть судебного акта, к которому предъявляются такие же требования, как и к другим судебным актам и по форме, и по содержанию, в частности, оно должно быть мотивированным.

Не вызывает сомнений, что это является дополнительной гарантией реализации конституционного права на судебную защиту прав и свобод.

- Насколько известно, Закон сузил основания для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов?

- Действительно, не подлежат пересмотру в порядке судебного надзора вступившие в законную силу постановления судов, вынесенные в связи с отказом от обвинения государственного и частного обвинителя, о направлении дел для дополнительного расследования или на новое судебное рассмотрение, а также по вопросам, предусмотренным статьями 109, 110, 111 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, т.е. о судебном обжаловании решений прокурора, в том числе сакнции прокурора на арест, о продлении срока ареста подозреваемого или обвиняемого, санкции прокурора на принудительное помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение.

Кроме того, закон сократил количество надзорных инстанций, т.е. судебных органов, рассматривающих надзорные жалобы (протесты).

Ранее в порядке надзора Верховным Судом Республики Казахстан дела рассматривались в двух инстанциях - в коллегиях по гражданским и уголовным делам и в надзорной коллегии. Сейчас в Верховном Суде оставлена только одна надзорная инстанция - надзорная коллегия Верховного Суда. Пленарное заседание Верховного Суда будет рассматривать дела только в исключительных случаях, установленных законом.

Еще один немаловажный аспект - многие споры теперь будут находить свое окончательное завершение в надзорных коллегиях областных судов. Так, вступившие в законную силу решения судов, связанные с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее пяти тысяч месячных расчетных показателей (МРП) и юридических лиц при сумме иска менее двадцати тысяч МРП, а также приговоры по делам о преступлениях небольшой тяжести, не будут рассматриваться надзорной коллегией Верховного Суда.

Такие дела после рассмотрения в районном суде могут быть пересмотрены в апелляционном порядке - в областном суде (в соответствующей коллегии), а также в надзорном порядке - в надзорной коллегии областного суда.

- Не является ли сокращение числа надзорных инстанций ограничением конституционного права на судебную защиту?

- Именно этот вопрос при прохождении законопроекта в палатах Парламента

вызвал наибольшие споры. Позиция разработчиков основывалась на постановлениях Конституционного Совета Республики Казахстан от 24 февраля 1997 года № 1/2 «Об обращении (представлении) Мангистауского областного суда о признании статей 115 и 310 ГПК Казахской ССР не соответствующими Конституции» и от 5 мая 1999 года № 8/2 «О представлении Мангистауского областного суда о признании неконституционной части шестой статьи 292 Уголовно-процессуального колекса Республики Казахстан».

Общий вывод Конституционного Совета по этим вопросам заключается в том, что, устанавливая в пункте 2 статьи 13 право человека, гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, Конституция Республики предполагает возможность каждого обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод. При этом Конституция РК не определяет порядок реализации этого конституционного права. Из статьи 75 и подпункта 3) пункта 3 статьи 77 Конституции следует, что этот механизм устанавливается в законах Республики, регламентирующих вопросы организационно-правового построения судебной системы и отправления правосудия.

Из постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан вытекает, что целям реализации конституционного права на судебную защиту служит рассмотрение дел по первой инстанции, а также обжалование в апелляционном порядке, предполагающем обязательный пересмотр дела по жалобе или протесту. Что же касается ревизии законности вступивших в силу судебных актов в порядке надзора, то она, хотя и служит целям обеспечения законности и исключения судебных ошибок, не является обязательной.

Поэтому законом могут устанавливаться различные формы пересмотра судебных актов в порядке надзора и количество их стадий (степеней) не влияет на реализацию рассматриваемого конституционного права.

Хочу обратить внимание также на то, что закон увеличил срок для подачи апелляционных жалоб по уголовным делам до 15 дней, что будет способствовать более аргументированной подготовке жалобы.

Немаловажное значение имеет и новшество, по которому, учитывая, что вопросы разграничения подсудности - это не только распределение дел между судами, но и права и обязанности участников процесса, обеспечение состязательности, закон предусмотрел обязательное участие адвоката как профессионального защитника в целях обеспечения граждан, согласно Конституции, квалифицированной юридической помощью по уголовным делам. При желании обвиняемого (подсудимого), иные лица могут участвовать в деле вместе (наряду) с адвокатами.

И, наконец, определена подсудность военных судов Республики Казахстан по гражданским делам. Установлено, что военные суды рассматривают гражданские дела об обжаловании военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействий) должностных лиц органов военного управления, а также другие гражданские дела, если одной из сторон является военнослужащий, органы военного управления, воинские учреждения.

В целом необходимо отметить, что принятый закон направлен на то, чтобы судебные процедуры стали более демократичными, упрощенными, а подсудность дел соответствовала конституционному принципу равенства всех перед законом.

Хотелось бы подчеркнуть, что принятый Закон по вопросам разграничения подсудности является важным звеном проводящейся судебно-правовой реформы, составными частями которой являются Законы Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей», «О присяжных заседателях», а также подготовленный Верховным Судом Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Комплекс законодательных мер по совершенствованию деятельности судебных органов направлен на совершенствование защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан, то есть на реализацию основного назначения судебной власти, определенного пунктом 1 статьи 76 Конституции Республики Казахстан.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии