Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

От «техно» — к «макро»...

Фото : 1 апреля 2006, 17:54

От «техно» — к «макро»...


Весомая часть плана по реализации Послания Президента народу Казахстана возложена на Министерство индустрии и торговли. А «внутри» министерской программы львиная доля мероприятий поручена Комитету промышленности и научно-технического развития. Это оправданно, поскольку именно создание новых высокотехнологичных производств в реальном секторе позволит нашей республике войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран. О перспективах отечественной индустрии в беседе журналисту «Казправды» рассказал председатель данного комитета Мейрам КАЖЫКЕН.

— Мейрам Зекешевич, не дублирует ли возглавляемая вами структура функции других госорганов? Ведь науку, к примеру, курирует Минобразования, а в Минсельхозе есть департамент сельхозмашиностроения...

— Ни о каком дублировании не может быть и речи. Главная задача Комитета промышленности — реализация стратегии индустриально-инновационного развития и создание инновационной инфраструктуры. В частности, мы координируем выполнение крупных инвестиционных проектов. Всего за 2005 год в стране реализовано свыше 290 инвестпроектов, в том числе и крупных. Примечательно, что из более чем полутора миллиарда долларов капиталовложений три четверти составляют частные. Благодаря этим инвестициям создано более десяти тысяч новых рабочих мест. В поле зрения комитета широкий спектр отраслей — горнорудная, легкая и пищевая промышленность, металлургия, машиностроение, фармацевтика, ряд подотраслей химической промышленности. Нам подведомственны 11 государственных предприятий и организаций, в том числе институты развития и научные центры. Среди них национальная компания «Казахстан инжиниринг», Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Национальный центр комплексной переработки минерального сырья и другие.

Второе направление деятельности комитета — техническое содействие действующим предприятиям. Если вы помните, в прошлом году компания «Казфосфат» попала в затруднительное положение из-за отсутствия разрешения на транзит желтого фосфора через территорию России в дальнее зарубежье. Тонны готовой продукции стали скапливаться на складах. Рабочие пребывали в вынужденных отпусках. Как оказалось, в соседней стране попросту нет соответствующего лицензионного органа. При поддержке Главы государства и Премьер-Министра через наш комитет это разрешение «Казфосфату» удалось получить.

Кстати, мы тоже выдаем лицензии по некоторым весьма специфическим видам деятельности, например, на производство и ремонт вооружения и военной техники, выпуск взрывчатых веществ и другие. Кроме того, по ряду позиций комитетом осуществляется экспортный контроль.

— Каковы итоги развития машиностроения за прошлый год? Расскажите о предприятиях, лидирующих в отрасли.

— В 2005 году, по сравнению с 2004-м, объем производства в машиностроении вырос на 20 процентов. Значительно увеличился выпуск транспортных средств и оборудования. Большинство крупных машиностроительных заводов переданы в состав национальной компании «Казахстан инжиниринг». Практически все они относятся к предприятиям оборонно-промышленного комплекса. В последнее время заметно оживились те производства, которые имеют рынок сбыта внутри страны, прежде всего поставляющие свою продукцию для нефтегазового сектора. Среди них можно выделить Петропавловский завод тяжелого машиностроения, АО «Белкамит» и Западно-Казахстанскую машиностроительную компанию. Они хорошо зарекомендовали себя на этом рынке. Конечно, объемы производства пока ничтожно малы, но мы прилагаем усилия для увеличения казахстанского содержания в контрактах на недропользование.

В частности, подготовлены изменения и дополнения в Закон «О недрах и недропользовании», которые в целом одобрены заинтересованными министерствами. В Алматы в эти дни проходит конференция «Развитие местного содержания на сервисном рынке недропользования», на которую приглашены представители более двухсот предприятий машиностроения и нефтегазовых компаний. Министерство индустрии и торговли подписало с участниками конференции меморандум, благодаря которому будут обеспечены прозрачность тендеров и — в рамках требований Всемирной торговой организации — рост доли казахстанских предприятий на рынке нефтегазового оборудования. Сейчас, к слову, она составляет лишь три процента.

Что касается проектов, реализованных в машиностроении в минувшем году, то среди них следует выделить несколько. Уральский завод «Зенит» после реконструкции скоро выдаст первую свою продукцию — суда, которые будут бороздить просторы Каспийского моря. Костанайский филиал АО «Агромашхолдинг» освоил сборку комбайнов «Енисей» и гусеничных тракторов серии «ВТ» из комплектующих, поставляемых Красноярском и Волгоградом. ЗАО «АЗИЯ-АВТО» в Усть-Каменогорске начало собирать автомобили «Шкода». Кокшетауское ТОО «КамАЗ-инжиниринг» приступило к производству грузовиков на базе шасси «КамАЗ» и автобусов «НефАЗ». Наконец, Кентауский трансформаторный завод может похвастать собственными сухими трансформаторами с литой изоляцией.

— Внедрение передовых научных разработок в производство с учетом задач, поставленных Главой государства перед Правительством, чрезвычайно актуальная тема. Что сделано за последнее время в этом направлении?

— Наш комитет, как вытекает из второй половины его названия, отвечает за научно-техническое развитие отраслей промышленности. Разумеется, мы не в силах охватить все вопросы, связанные с этим аспектом продвижения экономики, поскольку объективно ограниченны как в ресурсах, так и в полномочиях. Тем не менее комитет финансирует ряд прикладных научных исследований, координирует работу по созданию и развитию национально-инновационной системы. Хотелось бы вкратце остановиться на некоторых проблемах.

В прошлом году профинансированы научные работы на сумму 968 миллионов тенге, а в нынешнем выделяется 964 миллиона тенге. В основном деньги идут на исследования, начатые два-три года назад. На долю новых проектов приходится менее половины суммы. На мой взгляд, существует ряд проблем, которые сдерживают развитие прикладной отраслевой науки. Во-первых, в Казахстане практически отсутствует связь между университетской наукой и научными исследованиями, проводимыми крупными компаниями, большинство из которых являются, по сути, иностранными. В нашей стране университетская наука, за редким исключением, движется сама по себе, а отраслевая практически замкнулась внутри крупных корпораций.

И здесь мы сталкиваемся с другой проблемой — низким уровнем финансирования как университетской науки, так и отраслевой через научные центры. Те деньги, что идут на прикладную науку, в десятки раз меньше того, что требуется для серьезных исследований. Например, в прошлом году на создание технологий четвертого-пятого переделов в металлургии было выделено 75 миллионов тенге. Этих средств мало на финансирование 21 темы. Иными словами, на каждое направление в среднем выделено немногим более трех с половиной миллионов. Мои коллеги-ученые подтвердят, что за такие деньги серьезная наука не появится.

Сказывается и отсутствие достаточного количества научных школ. Я уже несколько лет общаюсь с представителями нашей науки и могу ответственно утверждать, что у нас есть высококлассные специалисты и возглавляемые ими коллективы. Но, к сожалению, в республике мода на иностранных ученых, которые, кстати, нередко являются последователями наших же научных направлений. Другой вопрос, велика ли роль иностранных компаний, работающих в Казахстане, в становлении отечественной прикладной науки? Можно покупать высокие зарубежные технологии, но эти технологии надо сопровождать, постоянно совершенствовать. А кто будет этим заниматься, если не наши собственные кадры?

В Казахстане есть научные разработки мирового уровня, и в основном в металлургии. Например, мы уже сегодня производим ряд редких металлов, в первую очередь рений. Обладаем технологиями создания твердых сплавов. Между тем это те подотрасли металлургии, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом на мировых рынках и, самое главное, являющуюся компонентной базой для зарождающегося в стране высокотехнологичного машиностроения.

Итак, республике нужны научные школы мирового уровня, а значит, предстоит целенаправленная работа по их формированию. Предпосылки тому имеются, и зря говорят, что все лучшие умы уехали за границу.

— За счет чего в первую очередь, на ваш взгляд, наша республика обеспечит себе попадание в пятидесятку самых конкурентоспособных государств?

— Отмечу, что разработанная четыре года назад индустриально-инновационная стратегия поначалу не содержала достаточно четких ориентиров для бизнесменов и ученых. Поэтому Правительство обратилось за помощью к международным экспертам. Они определили семь отраслей, которые перспективны для создания кластеров. Но эти отрасли не являются по-настоящему прорывными. Казахстану остро нужны так называемые макротехнологии. В мире их насчитывается 52, в том числе самолето-, автомобиле- и двигателестроение, фармацевтика, ядерная энергетика и так далее. Для того чтобы построить автомобиль, требуется порядка восьмисот технологий — например, изготовление двигателя, ходовой части, спецстали и другие. А эти восемьсот в свою очередь «тянут» за собой еще массу более мелких технологий и производств.

Страны Юго-Восточной Азии, совершившие во второй половине прошлого века впечатляющий экономический рывок, освоили одну-две макротехнологии. В России, кстати, сейчас успешно развиваются самолетостроение и автомобилестроение. Что касается Казахстана, то у нас есть реальные возможности освоить, по крайней мере, две макротехнологии — энергетическое и транспортное машиностроение. В качестве аргументов можно привести наличие больших запасов энергоресурсов, в первую очередь, угля и урана, которых хватит на многие столетия. Энергопотребление в мире будет расти, а наши ближайшие соседи — емкий рынок. Сегодня же мы практически все энергетическое оборудование импортируем.

Аргументом в пользу транспортного машиностроения является то, что через нашу территорию пролегают транзитные маршруты с востока на запад и с юга на север континента. Грузопотоки растут и будут продолжать увеличиваться, и мы должны воспользоваться благоприятной возможностью для развития транспортного машиностроения, включая автомобилестроение, выпуск локомотивов и других средств перемещения грузов.

Максим ШИМАНСКИЙ

г. Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии