Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Роща шлагбаумов. Подъезд к Международному аэропорту города Алматы

Фото : 3 апреля 2006, 13:26

Самый выгодный бизнес в Казахстане - не нефть, не газ и не металлы. Шлагбаум. Поставил будку - и снимай ренту. Чуть больше двух лет назад в Алматы открылся терминал нового аэропорта. Тогда же перед ним поставили шлагбаумы. Хочешь проехать - плати. Не желаешь открывать бумажник - тащи чемоданы полкилометра пешком.

Как такое может быть? Ведь площадь перед терминалом - земля общего пользования. Это раз. А стоимость авиабилета включает в себя и услуги аэропорта по вылету-прилету. Это два. За комментарием мы обратились к Айдару Байбусинову, начальнику службы сервисных услуг Алматинского международного аэропорта. Он ответил так: “Въезд и первые 15 минут на стоянке у аэропорта всегда были бесплатными. Недавно мы увеличили время бесплатной парковки на пять минут. Кроме того, предусмотрены еще резервные 10 минут. В целом получается, что машина может стоять на стоянке бесплатно до 30 минут. За это время можно успеть проводить или встретить пассажира”. По словам нашего собеседника, ежедневно на территорию привокзальной площади заезжает около 1500 машин, из которых примерно 60 процентов укладываются в тридцать минут и не платят за так называемую экспресс-парковку.

Для нас подобный комментарий стал удивительным открытием, поскольку ни разу редакционной машине не удавалось выехать со стоянки аэропорта, не заплатив, даже если машина простояла лишь “законных” 20 минут.

Интересно, в чьей мудрой голове вообще родилась эта идея? Чем она мотивирована и в чей карман идут собранные за парковку деньги? И деньги немалые - ведь фактически каждая машина, приехавашая проводить или встретить авиапассажира, приносит сто тенге чистой прибыли. Журналисты “НП” по долгу службы бывали во многих странах мира и нигде шлагбаума перед аэропортом не видели. Казахстан вновь впереди планеты всей?

Хотя, видимо, не только Казахстан. Александр Альтман говорит, что в московском аэропорту Шереметьево час на экспресс-стоянке обходится в сто рублей. Такие же расценки и в аэропорту Домодедово. “Подобной практики нет ни в одном аэропорту мира, даже в Улан-Баторе, где я бывал не раз, или в Пекине, а тем более в Европе, - говорит московский коллега. - Конечно, если вы хотите оставить машину на несколько дней, вы непременно должны заплатить за паркинг, но если заезжаете на стоянку, чтобы лишь встретить человека или проводить его, никто нигде денег брать с вас за это не станет”.

Алматинцы же быстро свыклись с таким новшеством, видимо, оттого, что сбор денег за кратковременную стоянку машин осуществляется во многих оживленных районах города - и возле рынков, и у супермаркетов. Не успеет водитель припарковаться, как к нему, откуда ни возьмись, тут же несутся люди в разноцветных жилетах. Берут деньги, иногда вручают талон, иногда обходятся и без этого, а народ послушно платит, и никому даже в голову не приходит усомниться в правомерности этих требований. А как выяснилось, совершенно напрасно.

Справка “НП”

“НП” выяснило, в каких целях собираются деньги за въезд и стоянку в алматинском аэропорту. Как сообщил Айдар Байбусинов, каждое утро за выручкой к автоматам подъезжают инкассаторы и увозят деньги в бухгалтерию аэропорта.

Часть из полученных средств идет на содержание службы авиационной безопасности. Другая - на обслуживание техники (то есть - все тех же шлагбаумов и аппаратов для оплаты с помощью карт. А также, видимо, на зарплату мужчинам и женщинам, которые с недавних пор стоят возле шлагбаумов и собирают деньги с водителей).

Правда, в планах у руководства построить бесплатную экспресс-автомойку. Она появится уже в мае этого года. Также, если городской акимат даст добро, то в ближайшем будущем территорию стоянки и въезда в аэропорт начнут расширять. На эти работы будут затрачены все те же деньги, собранные с автовладельцев за въезд и парковку.

Еще осенью прошлого года депутат мажилиса Сергей Киселев отправил запрос генеральному прокурору Республики Казахстан г-ну Тусупбекову. Поводом для письма послужила как раз сложившаяся практика подъезда граждан к Международному аэропорту города Алматы. Депутат спрашивал, отчего пассажиры, помимо всех остальных сборов, должны заплатить денежную сумму в размере 100 тенге исключительно за подъезд к зданию алматинского аэропорта?

Депутат, будучи грамотным юристом, сам прокомментировал ситуацию так: “В соответствии со статьей 107 Земельного кодекса Республики Казахстан, подъездная дорога к зданию аэропорта является землей общего пользования, а в соответствии со статьей 109 кодекса, устанавливать платный проезд и платные автостоянки на землях общего пользования не допускается”.

Несмотря на запрос, деньги как брали, так и продолжают брать, и при этом у контрольно-пропускного пункта аэропорта и сегодня собираются огромные пробки в связи с тем, что автоматы, принимающие оплату за въезд, часто не функционируют и пассажирам приходится ждать 15-20 минут, чтобы проехать через контрольно-пропускной пункт. Именно с этим связано еще одно неудобство: многим пассажирам со своим багажом приходится пешком 200-300 метров идти от КПП до здания аэропорта, так как водители такси просто отказываются заезжать за шлагбаум, если пассажир не согласен платить за въезд.

Впрочем, надежда у алматинцев есть. На днях российская пресса сообщила о том, что в Новосибирске транспортная прокуратура предъявила иск местному аэропорту, требуя отменить взимание платы за въезд на площадь перед терминалом. Чем закончится эта история, пока неизвестно, мы же намерены добиться ответа от компетентных органов по поводу законности установки шлагбаумов в Алматинском аэропорту.

Анна Шелепова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии