Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Серпом по трубам

Фото : 4 апреля 2006, 14:28

№ 13 (277) от 03.04.2006
Сергей ТУНИК, Алматы

Способность цен и тарифов расти независимо от возраста, пола и вероисповедания потребителя, а также его желаний отечественные монополисты подтвердили еще раз. В Алматы с 1 мая тепло и горячая вода подорожают на 11 процентов, а канализация - страшно сказать! - на 27. Между тем существует тот «серп», с помощью которого можно урезать дико растущие «хотелки» производителей коммунальных услуг.

В прошлом номере «Мегаполиса» с помощью бывшего эксперта антимонопольного комитета и бывшего пусконаладчика котельных и тепловых станций Валентина ХРИПУНОВА мы рассказали о том, кто, как и с помощью каких инструментов заставляет платить потребителей за «воздух» - не важно, горячий он или холодный.

Как считает Валентин Николаевич, если бы все дома и квартиры были оборудованы приборами учета потребления коммунальных услуг, как это принято во всех цивилизованных государствах мира, монополисты просто удавились бы от безысходности, поскольку получали бы деньги от потребителей только за те блага цивилизации, что те реально получили от них:

- Я не знаю, по каким причинам постановление правительства 1997 года, предусматривающее повсеместную установку приборов учета коммунальных услуг в рамках программы их рационального потребления, было отменено. Можно только догадываться, что это было пролоббировано монополистами, которые не захотели тратить деньги на то, что явно снизит их прибыли. Но есть и другие причины.

Первая: никто и никогда не собирался разъяснять населению преимущества пользования приборами учета, например, тепла и горячей воды. Тепломеры беспристрастны. Холодный и бездушный прибор обмануть невозможно, а проверить точность его работы - проще простого. Любое снижение параметров оказываемой услуги фиксируется в памяти аппарата - и тогда потребитель может доставать «серп» из ножен, чтобы вступить в спор с монополистом…

Напомним: согласно действующим правилам поставщик обязан «осуществлять редукцию горячей воды». «На пальцах» ни один потребитель не сможет доказать, что сорок минут ждал, пока из крана потечет горячая вода, покуда стечет холодная. Зато поставщик той же горячей воды может с пеной у рта и выпучив глаза доказывать, что уже через несколько секунд в таком кипятке даже яйца можно варить!

Безболезненным для обеих сторон этот спор может быть только в одном случае: если есть прибор учета!

Справка «Мегаполиса»

В ходе прокурорской проверки ТОО «АстанаЭнергоСбыт» и ГКП «Астана су арнасы» выявлены нарушения антимонопольного законодательства, а также законодательства об обязательном исполнении утвержденных тарифных смет. В частности, «АстанаЭнергоСбыт» незаконно взимало плату за подключение к электроэнергии потребителей, впервые отключенных за неоплату услуг, на чем заработало более полумиллиона тенге, а также внесло в сумму тарифа затраты на услугу банка, рекламу и маркетинг на 46 миллионов 198 тысяч тенге.

Кроме того, за период деятельности монополистом с потребителей незаконно была взыскана неустойка в размере 25 миллионов 112 тысяч тенге.

В «Астана су арнасы» умудрились утвердить нормативные технические потери по водоснабжению, составившие почти треть от общего объема подаваемой воды и возмещаемые за счет средств потребителей. Также в ходе проверки выяснилось, что фактическое потребление коммунальных услуг значительно ниже, чем заложено в тарифе. К примеру, счетчики на горячую воду показывают объемы меньше, чем предполагают тарифы. Между тем поставщики использовали это расхождение «для возмещения своих сверхнормативных потерь и получения необоснованного дохода».

Между тем поставщики того же тепла вовсю упирают на два фактора: капитальный и текущий ремонт систем, регулярно выходящих из строя, а также их техническое обслуживание требуют немалых расходов. А установка счетчиков потребует дополнительных затрат. Между тем денег не хватает ни на то ни на другое.

Но, во-первых, системы выходят из строя не по вине потребителя. Во-вторых, расходы на их восстановление уже столько раз входили в сумму тарифов, что утверждать монополистам о каких-то финансовых потерях - безнравственно и бессмысленно. А признание «технических потерь» и вовсе выглядит рэкетом.

По словам экспертов, искусственно завышенные нормы потребления тепла изначально заложены в «сметные затраты» отечественных монополистов, что позволяет увеличить цену на гигакалорию. Стоит установить тепломер, который фиксирует только «полезное тепло», то есть дошедшее до потребителя - и поставщик похолодеет от размеров «убытков»!

Кстати, о «технических потерях», которые поставщик реализует совместно с поставляемой услугой. Во-первых, пути снижения этих потерь входят в его обязанности, во-вторых, наличие потерь - свидетельство беспомощности производителя коммунальной услуги, который не хочет и не умеет искать пути снижения потерь. Ну и, в-третьих, просчитать количество тепла, поставляемого потребителю, можно на разнице показателей тепломеров, установленных на прямом и обратном сетевом трубопроводе, то есть на входе и выходе, о чем так не желают говорить коммунальщики!..

Им проще врать о неких мифических объемах и мистических затратах, нежели о реальных инвестициях и повышении уровня зарплаты начальствующему персоналу. Кстати, одной из причин повышения тарифов горводоканал Алматы и Северо-Восточный топливный комплекс назвали решение увеличить жалованье своим работникам на 30 процентов и еще покупкой труб, которые подорожали. Хотя, если верить отечественным производителям труб, они не повышали цену на свою продукцию… А вот узнать точные цифры всех реальных затрат коммунальщиков практически невозможно. Очевидно, это коммерческая тайна…

Кстати, за последние пять лет я что-то не слышал о масштабном ремонте коммунальных сетей наших монополистов или вводе в эксплуатацию новых мощностей. Куда же тогда деваются те средства, которые поставщики услуг получают от нас?

Интересная ситуация: время бежит, дебаты идут, деньги лежат, вопросы стоят, а процесса нет. Наверное, это кому-то выгодно. Надо ли при этом указывать пальцем?..

От редакции

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию вряд ли основательно потрясет основы коммунальных предприятий. К тому времени тарифы на услуги, в отличие от зарплат, вплотную подойдут к мировому уровню, а большая часть населения так или иначе установит у себя приборы учета. И тут может возникнуть коллизия, разрешать которую коммунальщикам и судам придется долго и мучительно: разница между реальными услугами и их стоимостью войдет в противоречие с рынком. А рынок не приемлет оправданий и уверток. И если сегодня поставщикам тепла, воды и других благ цивилизации невыгодно показывать их истинную себестоимость, то правила игры в ВТО просто припрут их к стенке.

Далее. Когда в правительстве и Национальном банке начинают искать причины инфляции, то начинают делать это с продуктов питания, цена на которые скачет, как ошалевший заяц. Между тем именно коммунальщики с их непомерными аппетитами выглядят едва ли не главными провокаторами инфляционных процессов. Поэтому хотят труженики труб и рыцари коммуникаций или не хотят, но рано или поздно приборы учета коммунальных услуг вынесут им свой приговор, открыв реальную картину состояния отрасли.

Наконец, главное - размеры действующих тарифов. Можно сколько угодно с калькулятором в руках доказывать, что они далеки от реальных затрат коммунальщиков и зачастую выглядят просто взятыми с «потолка». И этот потолок с каждым годом становится все выше и выше.

Наверное, это кому-то очень выгодно…


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии