Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Амнистия капиталов и имущества работает на экономику: опыт ведущих стран мира

Фото : 4 апреля 2006, 17:40

 

АСТАНА. 4 апреля. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Приоритетное значение в Послании народу Казахстана Президент страны придает последовательной реализации комплексной общенациональной программы по борьбе с коррупцией, как угрозой национальной безопасности и общественной стабильности.

«Мы постоянно работаем по борьбе с коррупцией и улучшаем ситуацию, но непрозрачность денежных потоков некоторых финансово-промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли, вывод финансов и имущества в зарубежье, уклонение от налогов, а также теневая экономика становятся серьезными ограничителями нашего развития, -отмечает Н.А. Назарбаев. - Именно их представители сотрясают воздух призывами о борьбе с коррупцией. В то же время именно здесь кроются основные потери бюджета. Пора перейти от слов к действию».

При этом Глава государства подчеркнул, что амнистии не могут быть подвергнуты те доходы, которые были получены в результате преступной деятельности, - такой, как бандитизм, наркоторговля, незаконная торговля оружием и т.п.

По мнению Президента, необходимо ответственно и взвешенно рассмотреть проблему амнистии капиталов и имущества, выведенных из легального оборота. Тем более, что такой опыт у нас уже есть.

Как известно, еще в 2001 году прошла 20-дневная акция по легализации теневых капиталов. 16 коммерческих банков республики получили указание открывать специальные счета для граждан, пожелавших задекларировать свои ранее сокрытые от налогов доходы, не требуя от них справок о происхождении средств.

Власти гарантировали лицам, уклонившимся от платежей в бюджет из-за несовершенства законодательства в первые годы независимости, защиту от уголовного и налогового преследования. При этом возвращенные капиталы не облагались никакими налогами.

Под амнистию не попадали лишь капиталы, приобретенные в результате преступлений против личности, государства и общества. По закону, владельцы могли получить свои деньги с депозитов наличными, пустить их в безналичный оборот или перевести в другие банки. Правительство же предполагало использовать теневые капиталы для финансирования бизнес-проектов - запуска простаивающих промышленных предприятий, переработки сельскохозяйственной продукции, капитального строительства и.т.д.

В результате акции было амнистировано более 480 млн. долл. США. Причем

минимальная легализованная сумма составила 2 тыс., максимальная - около 800 тыс. долл. Предоставленным правом воспользовались тогда почти три тысячи граждан Казахстана.

И вот грядет новая амнистия капиталов и имущества, выведенных из легального оборота. О том, насколько она будет эффективна и сможет ли оказать существенное влияние на развитие экономики страны, -корреспонденту Казинформа рассказал ведущий эксперт методического Центра функциональных исследований и правовой экспертизы Михаил Торуев.

«Легализация теневых капиталов - масштабная экономическая, политическая и социальная задача, - считает он. - Решаться она должна с учетом накопленного международного опыта и с использованием всего арсенала средств, имеющихся в распоряжении законодательных, правоохранительных и финансовых органов государства».

Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, утаенных от налогообложения или вывезенных из страны, может стать эффективным средством пополнения бюджета и ускорения развития экономики. В этой связи большой интерес представляет зарубежный опыт амнистии капиталов и имущества, накопленный за долгие годы.

Легализация теневых капиталов - не новшество в мировой практике. Ряд стран Европы, многие штаты США проводят данную акцию по несколько раз в десятилетие. Легализация проводится не только там, где «накопилось» нелегальное имущество в результате непрозрачности приватизационных процессов и упущений административной и правовой системы в годы становления рыночных отношений, а даже там, где меньше всего можно предполагать «огрехи» и издержки системы в виде роста теневого сектора. «Достаточно сказать, что даже в самых «законопослушных» странах Запада теневой сектор экономики достигает 20% и выше», - отмечает М. Торуев.

Так, например, в США около 40 штатов провели 62 налоговые амнистии с 1982 по 1997 годы. Одним из наиболее высоких показателей по сборам от амнистии может быть отмечен округ Колумбия, где по ее результатам в сентябре 1987 г. в бюджет поступило 100 млн. долл. США. Следует отметить, что в данном случае были амнистированы штрафы и пени, но налоговые задолженности подлежали выплате в полном объеме, что и объясняет высокий показатель сборов. Более того, были также внесены изменения в налоговое законодательство: сокращение подоходного налога, ликвидация двойного налогообложения дивидендов и увеличение нормы вычетов по подоходному налогу, а также последующее ужесточение мер за нарушение налоговых правил.

Налоговые амнистии проводились и в Европе. Так, Ирландия в 1988 году провела 10-месячную кампанию по уплате задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. В результате сбор составил 750 млн. долл. США, что многократно превысило ожидания. Причинами успеха западные аналитики единогласно признают беспрецедентность налоговой амнистии, акцент на одноразовость акции и ужесточение мер пресечения после амнистии.

Безусловным лидером по результативности налоговых амнистий среди стран Европы признается Италия. В 1984 г. была объявлена налоговая амнистия капитала и имущества предпринимателей и индивидуальных предпринимателей, а в 2001-2002 гг. была проведена специальная программа по легализации сокрытого имущества. В результате в течение 60 дней был амнистирован 21 млрд. евро. Налоговые сборы возросли на 6,5% в течение четырех месяцев после амнистии, из них сборы прямых налогов возросли на 5,6% и составили 4,5 млрд. евро. Безусловно, итальянский опыт - одно из ярких подтверждений эффективности налоговой амнистии как средства вывода из «тени» значительных материальных и денежных ресурсов и увеличения налоговой составляющей в национальном бюджете.

В Германии с целью повышения собираемости налогов периодически вводится так называемая программа «явка с повинной, освобождающая от наказания». Недобросовестный налогоплательщик имеет возможность в обозначенное время «дозаявить» в налоговую инспекцию о «забытых» источниках доходов и уплатить с них налоги и пени за просрочку задним числом. При этом явка с повинной невозможна, если против налогоплательщика уже ведется расследование или на его предприятии работает ревизионная комиссия. Благодаря этим мерам в 2003 году удалось получить дополнительные налоговые поступления в размере 1,5 млрд. евро.

В Бельгии легализации подлежали средства, полученные гражданами от инвестиций за пределами страны, прежде всего в бывших колониях. Граждане могли либо просто задекларировать эти средства, не ввозя их в страну, либо инвестировать их в Европейский Союз не менее чем на три года. За это они получали от бельгийских налоговиков расписку, обещающую, что за укрытие от налогов легализованных средств на них не будет заводиться уголовное дело.

Как бы ни был интересен и важен для Казахстана международный опыт, успешное решение проблемы легализации капитала и имущества, ушедших в тень внутри или вне страны, возможно лишь в контексте общей экономической политики и тех стратегических задач, которые стоят на данном этапе развития. Как уже отмечалось, главная среди них - повышение темпов экономического роста, которое позволило бы Казахстану стать вровень с передовыми государствами мира.

Очевидно одно: успех в легализации теневых капиталов и постановке их на службу экономическому развитию Казахстана может быть обеспечен за счет комплекса экономических и финансовых мер, но, прежде всего, путем принятия соответствующего закона.

По мнению М. Торуева, в нем необходимо предусмотреть нормы амнистии как для физических, так и для юридических лиц. Это, безусловно, увеличит эффект от легализации в виде прироста налогов и инвестирования капитала в экономику страны. Подобный подход с успехом применялся в Италии, которая за последние 25 лет провела три налоговые амнистии.

Следует включить в сферу легализации, наряду с денежными средствами, и незарегистрированное имущество граждан и предприятий, подлежащее регистрации и налогообложению в соответствии с казахстанским законодательством (бесхозное имущество, самовольно построенные объекты, «захваченные» земельные участки, неучтенные налоговыми органами основные средства и т.д.). Легализация незарегистрированного в законном порядке движимого и недвижимого имущества, по мнению М. Торуева, позволит получить еще больший экономический эффект, нежели от легализации только денежных средств.

«Объектом легализации могли бы также быть и финансовые инструменты (ценные бумаги и др.), в которые вкладывается денежный капитал граждан и юридических лиц. Декларирование данных инструментов по стоимости их приобретения и уплата соответствующего налога также позволили бы увеличить масштабы притока инвестиционного капитала и доходов государственного бюджета», - считает эксперт.

Принципиально важным должно стать законодательное закрепление нормы о том, что информация о налоговых прегрешениях, которую получат налоговые органы, станет строго конфиденциальной и не будет использована во вред лицам, решившимся принять участие в легализации капиталов.

Немаловажное значение имеет также вопрос о рациональном использовании средств, полученных в результате легализации. «Проведение последней может оказаться малоэффективным актом, - считает М. Торуев, - если аккумулируемые в госбюджете доходы от легализации окажутся замороженными на специальных счетах. Чтобы этого не произошло, следует наметить пути эффективного использования легализованных доходов».

Наиболее предпочтительным направлением здесь было бы их инвестирование в производство, - считает М. Торуев. - Это создает для авансированных в экономику денег товарный эквивалент, а потому имеет слабые инфляционные последствия. Оно может быть осуществлено в форме кредитования несырьевого сектора экономики через Банк развития или другие финансовые институты».

Наконец, большое значение для проведения эффективной легализации имело бы сотрудничество с государственными и частными институтами других стран, их готовность способствовать возвращению капитала в Казахстан.

В целом легализация теневого капитала - достаточно давно апробированная в мире акция, она имеет различные механизмы реализации. Главное, чтобы в Казахстане легализация прошла эффективно и с учетом наших реалий.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии