Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Догнать и перегнать Гондурас

Фото : 5 апреля 2006, 13:13

Дмитрий ШИШКИН

На прошлой неделе президент подписал Указ «О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», утвердив план мероприятий по вхождению страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира - задачи, поставленной Нурсултаном Назарбаевым правительству на ближайший период времени

Чиновники рапортуют о начале битвы за конкурентоспособность, в большинстве своем даже не подозревая о критериях оценки в данном рейтинге. Не говоря уже о том, что сам рейтинг конкурентоспособности видели лишь единицы. Наша страна не входит в нем даже в сотню! А из всего СНГ в нем присутствуют лишь Россия (да и то на 70-м месте) и Украина (86). Значительных успехов, по мнению составителей рейтинга, добились прибалтийские государства - Эстония занимает

20-ю позицию, Литва - 36-ю, Латвия - 44-ю.

Между тем более чем успешный в плане экономического развития и захвата ведущих рынков Китай всего лишь на 46-м месте…

Ну а нашу страну обогнали такие экзотические участники мирового рынка, как Зимбабве, Гондурас, Мадагаскар, Никарагуа, Мозамбик, Уганда, Замбия, Гана и прочие акулы капитализма.

Секрет таких кажущихся странными выводов Всемирного экономического форума довольно прост. Аналитики ВЭФ оценивают перспективы развития бизнеса в государствах, привлекательность для иностранных инвесторов вложений в экономику страны. Политические и социальные реформы занимают в процессе анализа ситуации отнюдь не последнее место.

Рейтинг основывается на оценке трех основных индексов - «Индекс макроэкономического окружения», «Индекс государственных и общественных институтов» и «Технологический индекс». В итоге макроэкономические реалии лишь в малой степени влияют на общую оценку конкурентоспособности, поскольку на равных с ними оцениваются и качество государственных институтов, эффективность банковской системы, уровень развития технологий и общей инфраструктуры, налоговая и законодательная базы, условия на рынке труда, уровень заработной платы, уровень развития коррупции и т.д.

Наивысших оценок добиваются страны с диверсифицированной экономикой, с наиболее либеральными условиями для развития бизнеса и не менее либеральным политическим устройством. Костяк группы по определению рейтинга конкурентоспособности составляют американские ученые. Либеральная политическая система, по их мнению, почти полностью гарантирована от внезапных потрясений вроде цветных революций. Свергать в подлинно демократических странах некого и незачем, - там граждане уверены в справедливом подсчете голосов, видят реальную политическую борьбу в парламенте, не наблюдают ущемления прав оппозиции. Смена правящей элиты в таких государствах происходит постоянно и не означает катастрофы для бизнеса - передела собственности не происходит.

До тех же пор, пока деньги в развитие экономики государства вкладывать будут только международные мегакорпорации, а местные предприниматели будут уводить активы за рубеж, - положительной динамики индекса конкуренции в сфере роста государству не видать. Не случайно Нурсултан Назарбаев 1 марта вновь поднял вопрос о необходимости амнистии капиталов и имущества с условием возвращения активов в Казахстан. Это не только позволит выйти «из тени» многим предпринимателям, но и положительно скажется на имидже государства. Показатели стабильности - это не только высокий процент проголосовавших на выборах за действующую власть и постоянный рост ВВП. Это и уровень доверия населения своему государству.

Казахстан пока не входит даже в сотню наиболее конкурентоспособных стран - и это не случайно, хоть и обидно. Наша экономика фактически закрыта для бизнесменов средней руки, а кабинет министров скуп на рекламу страны за рубежом. О Казахстане мир часто узнает лишь из докладов правозащитников: о нарушениях прав и свобод, о расцвете коррупции. Международные эксперты никогда не пользуются официальными докладами государственных органов - они полагаются лишь на «независимые исследования», проведенные неправительственными организациями. У нас же фактически НПО, занимающиеся такого рода исследованиями и живущие на зарубежные гранты, находятся к правительству в оппозиции - так что «независимые результаты» нужно искать где-то между правительственными отчетами и докладами НПО.

В провозглашенной Назарбаевым стратегии развития акценты расставлены совершенно логично: именно демократизация, борьба с коррупцией и развитие несырьевых отраслей способны сделать экономику конкурентоспособной. Для подтверждения конкурентоспособности просто необходимо вступление в ВТО - эту задачу наше правительство должно выполнить почти параллельно с вхождением в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Если бы той же России удалось вступить в ВТО, ее место в рейтинге явно бы стало выше нынешнего, 70-го. Пока же Россию уверенно обходят Ботсвана (45-е место), крохотные Маврикий (49) и Тринидад и Табаго (51), Намибия (52) и Сальвадор (53), известный в основном своими партизанами.

Лидерам рейтинга - Финляндии и США, Швеции и Тайваню, Дании и Норвегии, Сингапуру и Швейцарии, Японии и Исландии - в случае внезапного падения «котировок» грозит в худшем случае меньший интерес к государственным ценным бумагам. Те же Штаты последние десятилетия фактически живут за счет всего остального мира - их внешний долг составляет уже более 8 триллионов долларов!

Для аутсайдеров же снижение доверия экспертов будет куда более болезненно - негативные изменения индекса конкуренции отпугнут потенциальных и, возможно, уже имеющихся торговых партнеров и инвесторов.

Благодаря либеральным политико-социальным реформам серьезного скачка рейтинга конкурентоспособности добились Болгария (59-е место) и Румыния (63), несмотря на очевидную слабость их экономик. Но благодаря полученному «кредиту доверия» их шансы на вступление в ЕС значительно возросли. А вот у Венесуэлы (85) и Зимбабве (99) индекс конкуренции падает уже который год: одновременно их же «мировое сообщество» (читай - американские политики) их же укоряет в нарушении прав и свобод человека, высоком уровне коррупции, нелиберальности экономического законодательства и оттоке капиталов из стран.

Таким образом, рейтинг конкурентоспособности стал универсальным рейтингом развития, политической и экономической стабильности стран. И, как следствие - международного признания. Но, согласитесь, на фоне Никарагуа и Гондураса мы, не попавшие в сотню, выглядим, мягко говоря, бледновато.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии