Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

И лобби дорогу проложат тебе!

Фото : 8 апреля 2006, 13:24

Сакен АБДУЛОВ, 07.04.2006

АСТАНА - Министерство юстиции вновь разработало проект закона «О лоббировании». Как говорят в астанинских кулуарах, в пояснительной записке за подписью премьер-министра, с которой проект и отправится в парламент, будут содержаться вполне знаменательные слова.

По мнению главы кабмина и его подчиненных, этот законопроект «придал бы процессу взаимодействия общества и власти современный, демократичный и правовой характер, обуславливая возможность воздействия на законодательную ветвь власти различным группам граждан и их общественным объединениям, коммерческим организациям». Но в чем же должен выражаться «демократичный и правовой характер» воздействия на законодателей?

В представлении Минюста это выглядит следующим образом. В Казахстане будет сформирован определенный класс лоббистов, которые и будут продвигать интересы определенных слоев общества в парламенте. Только в парламенте - лоббирование при принятии тех или иных государственных решений предлагается запретить. На законодательные акты тоже есть ограничения: нельзя лоббировать законопроекты, «регулирующие отношения в сфере конституционных основ организации и деятельности государственных органов, государственной и воинской службы, обеспечения обороны и безопасности государства, судоустройства и судопроизводства, обеспечения территориальной целостности и формы государственного устройства Республики Казахстан, административно-территориального устройства республики и республиканского бюджета».

Сами лоббисты тоже должны ходить «под законом». Предлагается установить норму, гласящую: лоббистом может быть гражданин Казахстана, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. На право заниматься лоббистской деятельностью будет выдаваться лицензия, а сама деятельность должна относиться к предпринимательству.

- Это обоснованно, поскольку как таковой официальный класс лоббистов у нас еще не сложился, и говорить о каком-то саморегулировании через общественные организации, общественные объединения еще рановато, - говорит директор департамента законодательства Минюста Ерлан ЖУМАГУЛОВ.

Нелишне вспомнить, что история этого законопроекта тянется еще с 1998 года. Он вносился в парламент, однако был отклонен депутатами из-за серьезных разногласий. Тогда часть народных избранников посчитала, что закон позволит узаконить коррупцию. Были и принципиальные споры вокруг предмета регулирования законопроекта: предлагалось расширить сферу лоббизма не только на представительные, но и на исполнительные властные структуры.

Вторая попытка его инициирования была предпринята в 2002 году, и вновь безуспешно - но уже из-за разногласий между госорганами. Администрация президента не поддержала норму об отнесении лоббирования к предпринимательской деятельности. Не нашли поддержки и предложения о предъявляемых к лоббисту требованиях, в частности об обязательном юридическом образовании. Логика президентской администрации была понятной: лобби может касаться и специфических законопроектов, где необходимо не юридическое, а другое специальное образование.

Сейчас предпринята третья попытка. Минюст уже разработал проект закона, направил его на согласование в министерства и ведомства и начал обсуждение документа на специальных круглых столах. Планируется, что в парламент законопроект поступит в четвертом квартале текущего года. Правда, разработчики признают: документ не идеален, поэтому необходимо всестороннее его обсуждение.

- На наш взгляд, принятие закона о лоббировании будет способствовать, с одной стороны, созданию легальных каналов взаимодействия лоббистов и государственных структур, - говорит Ерлан Жумагулов. - С другой стороны, не исключено, в случае легализации лоббирования будут приниматься законы, не отвечающие интересам государства и общества. Лоббисты будут продвигать только интересы крупных финансово-промышленных групп, криминальных и бизнес-структур и представляющих интересы чиновников. В таких условиях выражать и отстаивать интересы населения, придерживаться социального курса будет весьма затруднительно.

Действительно, в настоящее время о положительной правоприменительной практике подобного закона говорить сложно. Проект закона «О лоббировании» уместился на четырех листах. В тексте - лишь общие положения. Даже само понятие «лоббирование» определено весьма общо: «лоббирование (лоббистская деятельность) - деятельность граждан и юридических лиц Республики Казахстан, направленная на пропаганду разработки, обсуждения и принятия проектов законов в парламенте Республики Казахстан».

Права и обязанности лоббистов также очерчены «в общем». К примеру, депутатам парламента запрещено выступать в качестве лоббистов. Однако лоббистам разрешается «привлекать на платной основе к разработке проектов законов и поправок к ним квалифицированных специалистов». То есть теоретически «к разработке» законопроектов можно «на платной основе» привлечь и депутатов - ведь они законодатели, то есть квалифицированные специалисты.

Один из основных моментов - коррупционные возможности - в законопроекте вообще не отражен. Более того, поскольку то, что не запрещено, считается разрешенным, можно предположить, что проект, по сути, оставляет огромное «поле деятельности» для взяточничества. Если сейчас в парламенте еще хоть как-то стесняются и стараются скрывать визиты представителей тех или иных структур, заинтересованных в конкретных законопроектах, то с принятием подобного закона это прекратится. И лоббист сможет выступать в качестве посредника при передаче вознаграждений - между законотворцами и заинтересованными лицами.

Де-факто в Казахстане лобби существует уже давно. По сути, то же правительство, представляя и продвигая в парламенте тот или иной проект закона, выступает в качестве лоббиста. Есть так называемое политическое лобби - когда политические партии отстаивают и продвигают свои интересы. Существует социальное лоббирование, которому подвержены все депутаты - защита интересов социально незащищенных слоев населения.

Но есть и другое лобби - в интересах тех или иных коммерческих структур. Причем чаще всего оно проявляется именно в депутатском корпусе. Если проанализировать запросы народных избранников, окажется, что немалая часть запросов в адрес премьер-министра, где депутаты просят премьерского вмешательства, касается конкретных коммерческих предприятий, к примеру какого-нибудь винно-водочного заводика.

Вероятно, именно на пресечение подобных форм лоббирования и должен быть направлен разработанный проект закона. Однако размытость формулировок не только не сможет устранить подобную практику, но и добавит дополнительные полулегальные возможности для ее развития. Тем более что политические и общественные деятели не являются субъектами Закона «О коррупции», а депутаты еще и обладают статусом неприкосновенности.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии