Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мусиралы Утебаев: Под крыло ВТО — без потерь, но с выгодой

Фото : 8 апреля 2006, 13:33

В числе мер по дальнейшему развитию экономической модернизации и укреплению конкурентоспособности страны, озвученных Главой государства в Послании народу Казахстана, особое значение придается вступлению республики во Всемирную торговую организацию. О ходе этого процесса и проблемах, которые предстоит решить в довольно короткие сроки, а также законодательном обеспечении всех направлений этой большой работы рассказал председатель Комитета Сената Парламента РК по экономике, финансам и бюджету Мусиралы Утебаев.

— Прежде всего мы рассматриваем ВТО как экономический механизм, позволяющий достаточно эффективно регулировать взаимодействие с внешним рынком, — говорит Мусиралы Смаилович.— Ведь сегодня более 90 процентов всей мировой торговли осуществляется в соответствии с нормами этой международной организации. В ее рядах уже 149 государств, и их число будет только возрастать.

Выгоды от вступления в эту организацию видятся прежде всего в реализации основных принципов и правил ВТО. Это — режим наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

К примеру, после вступления Китая в ряды ВТО объем прямых инвестиций в экономику этой страны превысил 100 миллиардов долларов. Увеличение притока капитала стимулировало рост экспорта. Внешнеторговый оборот государства достиг 950 миллиардов долларов. На сегодня более половины ведущих компаний мира создали на территории Поднебесной свои предприятия. Отмена квот и ограничений для китайского текстиля в международной торговле способствовала резкому росту экспорта продукции в страны ЕС. По данным статистических исследований, доля импорта одежды из Китая в этот регион в первом квартале прошлого года увеличилась на 164 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Столь энергичная интервенция снизила цены на рынке на 26 процентов, что было оценено странами ЕС как катастрофа для европейской текстильной промышленности. В целом же, по разным позициям, с начала прошлого года китайский импорт в ЕС увеличился от 51 до 534 процентов.

— Мусиралы Смаилович, для вас, как для участника переговорных процессов по вступлению в ВТО, наверняка уже сейчас очевидны все плюсы и минусы присоединения нашей страны к этой организации…

— В первую очередь положительные моменты связываются с увеличением объема товарооборота, особенно с Россией и Украиной, обеспечением доступа к мировым портам для транспортировки отечественной продукции на внешние рынки по внутренним тарифам стран — членов ВТО. Так, по расчетам экспертов, при получении доступа казахстанских стратегических товаров к внутренним железнодорожным тарифам России наши товаропроизводители сэкономят более 97 миллионов долларов. Не менее значительны в этом формате и меры по гармонизации национального законодательства в области технического регулирования экономики, ветеринарии и санитарных норм с базовыми соглашениями ВТО. Это обеспечивает возможность признания странами — членами ВТО сертификатов соответствия и ветеринарных сертификатов, выдаваемых Казахстаном, что, в свою очередь, расширит доступ казахстанских товаров на международные рынки. Кроме того, будут отменены все существующие торговые барьеры в отношении казахстанской продукции. Например, страны ЕС уже установили на нашу сталь годовую ограничительную квоту в размере 200 тысяч тонн.

На руку нашим устремлениям и то, что внешнеторговый режим в Казахстане значительно либерализован. На сегодня средний импортный тариф Казахстана составляет 7,9 процента по всем товарам, 12,4 — по сельскохозяйственной продукции и 6,7 процента — по промышленным товарам, что в целом соответствует уровню тарифной защиты Канады, США и стран ЕС.

По оценкам международных экспертов, присоединение ряда стран постсоветского пространства в ВТО не привело к каким- либо серьезным экономическим и социальным потрясениям. Ведь шок, связанный с низкой конкурентоспособностью отраслей, был пережит в республике еще до вступления в ВТО, что в значительной мере было обусловлено либерализацией внешнеэкономической деятельности и высокой степенью открытости экономики.

И потом обязательства, принимаемые Казахстаном по доступу на рынок услуг, обеспечат дальнейшую либерализацию финансового, телекоммуникационного и транспортного секторов экономики, что приведет к улучшению качества работ в этой сфере и снижению их стоимости для широкого круга потребителей. Сегодня, например, стоимость звонка из Казахстана за рубеж гораздо выше по сравнению со странами ЕС, Россией или Украиной. И это нисколько не связано с расстояниями и географическим расположением. Трехминутный разговор из Австралии в Америку в шесть раз дешевле аналогичного звонка из нашей страны.

Однако, помимо всех этих плюсов, предстоящее вступление в ВТО сопровождается и довольно серьезной угрозой подводных камней. И их ввиду уязвимости и неконкурентоспособности ряда отраслей экономики нельзя не учитывать.

— Какие проблемы, на ваш взгляд, нуждаются не только во всестороннем осмыслении, но и быстрейшем их разрешении?

— В условиях перенасыщения и жесткой конкуренции на мировом рынке оптимальное и эффективное разрешение проблемных задач становится сейчас особенно актуальным. История развития мировой экономики показывает, что наличие богатых сырьевых ресурсов не является гарантией устойчивости экономического развития и высокого уровня благосостояния общества. Даже наоборот, страны, экономика которых основывалась на экспорте сырья, чаще подвержены экономическим потрясениям, а развитие человеческого капитала остается на низком уровне. Да и анализ мировой экспортной структуры показывает, что основную нишу, порядка 87 процентов, в нем занимают готовые товары и лишь 13 процентов составляет доля сырья.

В экономике Казахстана превалирует сырьевая направленность, налицо общая техническая и технологическая отсталость, незначительна интеграция с мировой экономикой, неразвита производственная и социальная инфраструктуры. Очевидно, что чудес от нашего полноправного членства в ВТО ждать не приходится. Несмотря на ряд предпринятых мер, мы еще не в полной мере готовы к жесткой конкурентной борьбе за рынки сбыта. Посудите сами, из 132 тысяч предприятий реального сектора экономики международные сертификаты качества получили лишь 258, а казахстанские сертификаты соответствия и качества иными странами и вовсе не признаются.

— Как вы считаете, внесет ли коррективы в положение дел господдержка по адаптации отраслей национального хозяйства в преддверии вступления в ВТО?

— Хочу напомнить о задаче, которую поставил Глава государства по превращению Казахстана в «центр притяжения» инвестиций, передовых мировых технологий, знаний и управленческого опыта на Центрально-Азиатском пространстве. В целях ее разрешения необходимо разработать и реализовать две программы — комплексного стимулирования и поддержки отраслей, имеющих экспортный потенциал, а также использования преимуществ международного разделения труда. Для обеспечения конкурентоспособности экономики провозглашена и осуществляется индустриально-инновационная политика, в рамках которой сформирована система государственных институтов развития. Только на сегодня институтами одобрено к финансированию более 120 инвестиционных проектов общей суммой 2,7 миллиарда долларов, запущено 79 проектов стоимостью 1,2 миллиарда долларов. Развитие инновационной системы подкрепляется построением инновационной составляющей экономики страны через участие в создании специализированных субъектов, а также в виде реализации соответствующих проектов за счет бюджетных средств и формировании кадрового потенциала. Сформирована сеть региональных технопарков, венчурных фондов, создается парк информационных технологий, центр биотехнологий. Реализуется начальный этап кластерной инициативы, способной самым принципиальным образом изменить содержание государственной промышленной политики. Так, в результате маркетинговых исследований определено семь пилотных отраслей и подотраслей. Сформирован благоприятный инвестиционный климат: в казахстанскую экономику с 1993 по 2004 год привлечено более 30 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения это является максимальным показателем среди стран — членов СНГ.

— Все эти меры поддерживают прорывные сектора экономики. Создаются ли условия для безболезненного вхождения в ВТО наиболее чувствительных отраслей, в первую очередь сельского хозяйства?

— Ситуация в аграрном секторе по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Пока незначительно уменьшился уровень накопленной задолженности сельхозтоваропроизводителей по обязательствам. Нерационально используются пашни, оставляет желать лучшего учет природно-климатического потенциала местности при возделывании сельхозкультур и выращивании животных. Однако при всех этих проблемах нам удалось в рамках реализации трехлетней программы поддержки аула провести серьезную работу по созданию и развитию производственной и социальной инфраструктуры села. Объем средств, выделяемых на поддержку аграрного сектора экономики из республиканского бюджета, увеличился в 2,5 раза и составил в 2005 году более 82 миллиардов тенге. На обновление основного капитала в течение трех лет агропромышленной отраслью было привлечено около 600 миллиардов тенге. При этом на один тенге государственных инвестиций приходилось пять тенге частных вложений.

Приняты меры по приведению законодательной базы АПК в соответствие с международными нормами и стандартами, разработан механизм регулирования земельных отношений, взаимодействия государства и бизнеса в области ветеринарии, семеноводства и племенного дела, производства, хранения и реализации зерна.

В соответствие с положениями соглашений ВТО приводится также законодательная база республики. Принято более 20 законов, в том числе «О техническом регулировании», «О регулировании торговой деятельности», внесены изменения в Таможенный и Налоговый кодексы, Закон «Об инвестициях».

— Удается ли в переговорных процессах отстаивать наши позиции?

— Сегодня просматривается такая тенденция. Страны — давние участницы ВТО имеют более выгодное положение по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей по сравнению с аутсайдерами. Кроме того, двусторонние переговоры приводят к тому, что государства, вступившие во Всемирную торговую организацию, могут добиться от претендентов гораздо более высокой степени тарифной либерализации по товарам, которые они считают продукцией первостепенной важности. Именно предотвращение подобных действий в отношении наших товаров и производителей является основным предметом переговорного процесса казахстанской стороны со странами — членами рабочей группы. Причем именно этим объясняется длительность переговоров по этому вопросу.

— Мусиралы Смаилович, в том же Китае, опыт которого вы приводили в пример, к негативным условиям вступления в ВТО относят усиление иностранного давления на аграрный сектор, которое уже приводит к миграции сельских жителей в города. Больше всего пострадали именно крестьяне: порядка 10 миллионов человек были вынуждены покинуть обжитые места. Теперь там планируется создать 40 новых городов для размещения около 50 миллионов человек из сельскохозяйственных районов…

— Согласен. В отдельных сегментах экономики ввиду их неконкурентоспособности следует ожидать определенного спада производства. В первую очередь, он неизбежен в неконкурентоспособных импортозамещающих промышленных и сельскохозяйственных производствах. Вот смотрите: вступление Казахстана в ВТО потребует открытия в полном объеме экономических и торговых границ для беспрепятственного продвижения тех же китайских товаров. Эта страна, контролирующая одну восьмую часть мирового производства одежды и обуви, получив свободный доступ на казахстанский рынок, может поставить под сомнение перспективу подъема отечественной легкой промышленности, имеющего к тому же 70-процентную изношенность основных фондов.

На мой взгляд, одним из выходов является привлечение компаний с мировым именем в отрасли легкой промышленности, включая и ее хлопково-текстильные сегменты. При этом готовая продукция — пряжа, ткани, швейные изделия — должна иметь бренд этих компаний, что в перспективе обеспечит их экспорт, поскольку они попадут под крыло их торговой политики по продвижению своей продукции на ведущие рынки сбыта.

Что же касается перспектив дальнейшего развития агропромышленного сектора, то здесь должны проявить себя меры «зеленой корзины», осуществляемые через государственные программы, финансируемые за счет средств бюджета. Считается, что такой подход способствует минимальному воздействию на производство и торговлю аграрной продукцией, поскольку на эти меры не распространяются ограничительные обязательства ВТО. Причем сама «зеленая корзина» предусматривает самый широкий спектр услуг и расходов. Только надо толково использовать предоставленные возможности. Исследовательские работы в области контроля за вредителями и заболеваниями, повышения квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве, распространения опыта и консультационной помощи, инспектирования, маркетинга и сбыта, инфраструктурных услуг, государственных закупок и общественного хранения запасов товаров для продовольственной безопасности и многих других. Это не нудный и мало кому интересный перечень, а реальный путь весомой поддержки аграрной отрасли.

Замечу, что с 1995 по 2001 год затраты на «зеленую корзину» возросли в странах ЕС на 56 процентов, в США — на 26, в Австралии — на 53 процента. Причем в государствах ОЭСР основное место занимают внутренняя продовольственная помощь — 74,6 процента и общие услуги — 13,3 процента. Третье место по величине расходов составляют расходы на содействие в структурной перестройке с помощью инвестиционной помощи — 8 процентов.

В наших же условиях, по оценке Министерства сельского хозяйства, необходимо максимально приблизить уровень государственной поддержки до параметров, рекомендованных ВТО. В частности, ускорить индустриализацию отрасли, провести комплекс мер по развитию инфраструктуры агропромышленного комплекса, перевести на международные стандарты сферу переработки сельхозпродукции и обеспечить деятельность запланированных пилотных кластеров по переработке зерна, молока, плодоовощной продукции и хлопка. Аналогичные задачи предстоит реализовать и в других отраслях экономики. И мы должны сделать все возможное, чтобы значительно минимизировать риски и в максимальной мере реализовать все выгоды и преимущества от членства в ВТО.

Беседовала

Дина Нурсапарова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии