Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Омархан Оксикбаев: Мы контролируем деньги, куда бы они ни направлялись

Фото : 10 апреля 2006, 11:08

Председателя Счетного комитета Казахстана считают человеком непубличным. Но во время эксклюзивного интервью «Литеру» он развеял этот миф. Кстати, господин Оксикбаев - один из тех, кто прибыл в Астану первым эшелоном. Еще будучи членом Счетного комитета, Омархан Нуртаевич возглавил оргкомиссию по переезду комитета из Алматы в новую столицу.

- Мы приехали сюда 8 декабря 1997 года, наверное, это судьба, и я могу гордиться, что ни один шуруп не был потерян. Мы заворачивали компьютеры в одеяла, чтобы довезти в сохранности. Всю дорогу пели песни, ехали с предчувствием чего-то нового. Хотя еще в памяти те суровые морозы в 40 градусов. Сейчас все изменилось, даже зима стала теплее, - вспоминает Омархан Оксикбаев.

Скоро высшему финансовому органу страны исполнится десять лет. Что сделано им за эти годы? Как работает сегодня Счетный комитет? Обо всем этом «Литеру» в преддверии юбилея рассказал его председатель Омархан Оксикбаев.

- Существует мнение, что у вашего комитета ограниченные функции и вашу деятельность может перепроверить Министерство финансов.

- Да, есть нормы, ограничивающие нашу деятельность. Хотя в Конституции закреплено, что мы ответственны за осуществление контроля по исполнению республиканского бюджета, причем как расходной, так и доходной частей. Но, с другой стороны, контролировать доходы республиканского бюджета согласно Налоговому кодексу могут только налоговые органы. Это и служит барьером для полноценной внешней проверки за доходами госказны. Иногда доходит до абсурда: итоги наших ревизий перепроверяют фискальные органы. По Налоговому кодексу только их акт является основанием для доначисления налогов и для их последующего взыскания. Хотя их деятельность полноценно не проверяется! Мы дважды инициировали внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Но, к сожалению, адекватной реакции со стороны исполнительных органов не последовало.

Действительно, наше ведомство могут перепроверить все органы исполнительной власти, обладающие контрольными функциями, Комитет финансового контроля - в том числе, и этим независимость Счетного комитета ставится под сомнение. Это противоречит основным положениям Лимской декларации, принятой в 1977 году, к которой присоединился и Казахстан. Я не раз говорил, что комитет финансового контроля - лишнее звено, наследие советских времен. На республиканском уровне должен работать укрепленный институт независимого внешнего контроля в лице Счетного комитета. На местном уровне - ревизионные комиссии маслихатов в качестве обособленных государственных органов с собственным аппаратом профессиональных ревизоров. А то, что мы сегодня называем внутренним контролем, должно быть представлено эффективно работающими службами внутреннего контроля в каждом министерстве. Это соответствует международным стандартам и простой логике вещей.

- Парламентарии отмечают, что Счетный комитет должен быть подотчетен им. Ваша точка зрения?

- Еще раз повторяю, что Счетный комитет должен быть максимально независимым. Но самостоятельность не должна и не исключает необходимость подотчетности.

Хочу подчеркнуть, что сложившаяся практика взаимодействия Счетного комитета и парламента способствует расширению контрольных полномочий законодательного органа. К подобной практике сегодня стремится и Счетная палата России. Я предложил спикерам палат мажилиса и сената рассмотреть возможность создания совместной комиссии по взаимодействию со Счетным комитетом. Думаю, мы найдем поддержку.

- Вами не раз озвучивались сведения о неосвоении или о необоснованных затратах министерств и ведомств. В чем причина отсутствия финансовой дисциплины?

- К сожалению, количество финансовых нарушений, примеров бесхозяйственного отношения к государственным ресурсам и собственности не уменьшается. Причины кроются, прежде всего, в отсутствии четких механизмов реализации программ. Необоснованные затраты происходят также из-за халатности администраторов бюджетных программ, слабой бухгалтерии и финансовой отчетности. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях не ведется на должном уровне, не отработаны и механизмы финансирования регионов. К примеру, из бюджета выделяются средства на реализацию программ развития, которые зачастую распределяются по регионам в виде целевых и инвестиционных трансфертов. Средства просто перечисляются на счета местных бюджетов, а те из-за отсутствия контроля со стороны центральных исполнительных органов тратят их по своему усмотрению. Это системное явление. Считаю, что это недопустимо, учитывая, что именно за счет трансфертов финансируются социально значимые проекты.

Что касается неосвоения бюджетных средств, то это, прежде всего, издержки бюджетных заявок и планирования. Об этом говорил и глава государства. Как экономист, я хотел бы отметить такой факт: во многих бюджетных учреждениях накопились завышенные объемы товарно-материальных запасов, которые не учитываются при планировании бюджета на следующий год. При советском режиме стоимость сверхнормативных запасов ТМЦ изымалась в доход бюджета.

- Вы проверили использование государственных активов. О каких вопиющих фактах можете поведать?

- В прошлом году мы провели контроль использования активов рядом национальных компаний. Нами были выявлены факты необоснованного и неэффективного использования средств. Допущено отторжение государственных активов юридическим лицам в счет погашения долгов. При проверке институтов развития и других государственных предприятий столкнулись с другой проблемой: бюджетные средства перечисляются на депозитные счета банков второго уровня. Сегодня отдельные институты развития и компании с государственным участием «зарабатывают деньги», которые впоследствии используются на их завышенные административные затраты.

Сомнительна и рациональность выделения средств казны для пополнения уставного фонда институтов развития и компаний с государственным участием. К примеру, средства, направленные на увеличение уставного капитала Фонда развития малого предпринимательства, предусмотренные для кредитования инвестиционных проектов в малых городах, необоснованно направлены на реализацию других проектов в сумме 208,1 млн тенге. А на финансирование шести проектов в рамках финансового лизинга было потрачено 93,9 млн. Тревогу у аудиторов вызывают и АО «Инновационный фонд», и АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». «Разбросанность» их ответственности приводит к излишнему расходованию казенных денег.

- Исполнение доходной части сопровождается такими же нарушениями?

- К сожалению, да. В ходе контрольных мероприятий мы сталкиваемся со случаями использования предприятиями схем уклонения от уплаты налогов. Доказательством служит создание «однодневных» фирм.

Кроме того, в этом году мы проверили начисление дивидендов: в отдельных национальных компаниях был установлен низкий процент отчислений в дивидендный фонд на государственный пакет акций. Эти факты свидетельствуют о том, что сегодня используются не все рычаги налогового администрирования по своевременному и полному обеспечению поступления доходов в бюджет.

- В наступившем году вы обозначили ряд задач: контролировать эффективность реализации государственных программ, оценивать деятельность институтов развития и национальных компаний, а также действенность использования официальных трансфертов республиканского бюджета. Почему именно эти сферы требуют более жесткого контроля с вашей стороны?

- Из всего вышеперечисленного складывается экономика нашей страны. Контроль за эффективностью реализации государственных программ, проще говоря, проверка всех реализуемых правительством программ. В институтах развития и в национальных компаниях есть активы государства, представляющие стратегические отрасли республики. Поэтому эта сфера и требует надлежащего контроля. С другой стороны, те же национальные компании являются одними из самых крупнейших налогоплательщиков республики и заинтересованы, чтобы выплаченные ими налоги использовались по назначению. Официальные трансферты из республиканского бюджета выделяются в основном на социально значимые проекты - строительство школ, больниц, восстановление систем водоснабжения. Фраза «бюджетные средства» говорит сама за себя: куда бы ни направлялись деньги, они требуют тщательного контроля.

- Что удалось сделать за десять лет существования Счетного комитета? Какие изменения претерпел комитет за эти годы?

- Десять лет - маленький срок для выводов. Во многих странах органы финансового контроля существуют более двухсот лет. Весомый вклад в становление органа финансового контроля страны внесли мои предшественники - Мусиралы Утебаев и Жаксыбек Кулекеев. Сегодня нами сформированы нормативно-правовая, информационно-техническая, методическая базы для функционирования нашего органа, усовершенствованы законодательство и основа финансового контроля. Мы наладили связь со многими высшими органами финансового контроля зарубежных стран, вступили в ряд международных организаций. Одним из положительных моментов можно назвать расширение полномочий Счетного комитета после принятия Бюджетного кодекса. Увеличился и штат нашего ведомства, в 1996 году, когда Счетный комитет только начал работать, здесь было около 20 человек, сегодня у нас уже 70 сотрудников.

- Как будет отмечаться юбилей высшего органа финансового контроля страны?

- Пышных празднеств не будет. Планируем провести международную научно-практическую конференцию «Роль высших органов финансового контроля в обеспечении прозрачности и эффективности управления государственными финансовыми ресурсами». Мы хотим не только поделиться своим опытом, но и услышать мнения зарубежных коллег. К нам приедет президент правления Международной организации высших органов финансового контроля Арпад Ковач и председатели счетных палат из всех стран СНГ, Прибалтики, Ирана, Пакистана, Турции, представители высших органов финансового контроля Кувейта, Великобритании, Польши, Франции.

- Являясь главой ведомства по финансовому контролю, вы остаетесь фигурой непубличной. Почему?

- Это зависит от самого человека, от склада его характера. И то, что я не появляюсь на публике, не говорит о том, что я закрытый. Я скромный по природе и не хотел бы себя по-другому афишировать, помимо профессиональной деятельности. На самом деле мои двери всегда открыты для СМИ, а деятельность Счетного комитета прозрачна. В то же время в политических баталиях Счетный комитет не участвует.

- Многие чиновники любят рыбалку и гольф…

- В молодости увлекался футболом и боксом, сейчас больше играю в бильярд. Помню, в парке им. Горького в Алма-Ате час игры на бильярде стоил 2 рубля 50 копеек, играли тогда только профессионалы. Бильярд относился к разряду азартных игр и считалось, что комсомольцы и коммунисты не должны им увлекаться. А еще в молодости любил коллекционировать значки на тему «Лениниана». То есть собирал все, что связано с именем Ленина, последние копейки отдавал, чтобы купить или выменять значок.

- Вы так поклонялись Ленину?

- Наверное, сказалось коммунистическое воспитание. В то время нашим богом и идолом был Ленин. До окончания института значки из своей коллекции носил на лацкане пиджака.

- Раз вы занимались спортом, значит, умеете держать удар и в жизни?

- Мой тренер Ринат Баширов хотел, чтобы я стал мастером спорта. Я был перворазрядником, выступал в первенстве вузов Алматы. Еще любил футбол, как и у всех мальчишек того времени, кумиром был Тимур Сегизбаев.

- Членам своей семьи также привили любовь к здоровому образу жизни?

- Любим выезжать в горы, кататься на «Медеу». Но ввиду моей занятости это редко удается. В Алматы у нас было любимое место за Турксибом, где березовая роща. Сейчас дети взрослые, у них свои интересы. Но с женой по традиции каждый день совершаем прогулки. Очень люблю лес, он заряжает энергией. Думал, что ближайший лес возле Астаны находится километров за сто, а недавно обнаружил, что недалеко от Сороковой станции есть лесонасаждения…

Динара БИСЕМБИНА, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии