Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Оливка и говядина

Фото : 10 апреля 2006, 13:02

№ 14 (278) от 10.04.2006
Дмитрий ВОСКОБОЙНИКОВ

Миловидная стюардесса Гульмира Мендигазиева молча положила на мой столик поднос с едой и направилась в свой закуток.

- Простите, - сказал я, - а что это за горячее вы мне положили?

Из-под разноцветных макарон вы-глядывал кусочек чего-то черного и совсем не аппетитного.

- Простите, - еще раз сказал я, - хотелось бы что-нибудь другое.

- Другого нет, - невозмутимо констатировала стюардесса. - Это и будет вашей едой.

- Но почему?! - возмутился я, по недомыслию, как потом оказалось, устроившийся в первом ряду. - Это же все-таки бизнес-класс. Ведь даже в экономклассе авиакомпании, выполняющие международные рейсы, обычно предлагают выбор из двух горячих блюд.

- Ничего иного не осталось. - С плохо скрываемым раздражением повторила стюардесса.

Казахстанский бизнесмен Даулет Нуржанов, сидевший через проход, сочувственно улыбнулся.

- Я и сам в такую ситуацию в прошлый раз попал, - пояснил он.

Сразу стало понятно, почему, когда еще только разносили напитки, Даулет вступил в тихий разговор с Гульмирой, из которого я услышал лишь одно, но алчно прозвучавшее слово - «говядина». Хитрый, он получил искомое, ибо сыграл на опережение, обо всем договорившись заранее.

Но сдаваться не хотелось.

- Объясните все же, почему так произошло? - спрашиваю стюардессу еще раз.

- Раньше мы начинали давать еду с первого ряда, - голосом, уставшим от общения с брюзгой, объяснила Гульмира. - Но ее не хватало пассажирам последних рядов. Поэтому теперь мы начинаем обслуживание с последних рядов…

- …и ее не хватает пассажирам, сидящим в первом ряду, - завершаю ее предложение. - Гульмира, вам не кажется, что выглядите идиоткой?

- Не оскорбляйте меня, - обиделась девушка. - Я нахожусь при исполнении служебных обязанностей.

В голове невольно возник вопрос: «А что, если не при исполнении служебных обязанностей, то оскорблять можно?». Между тем обижать Гульмиру я вовсе не хотел. У нее были умные и красивые глаза. Но в данный момент она говорила или, точнее, была вынуждена говорить действительно, как идиотка.

В салоне бизнес-класса самолета авиакомпании «Air Astana», выполнявшей рейс 4L 0875 из Алматы в Москву 28 марта сего года, было 20 мест, из них семь пустовали. Мелькнула догадка: «А, может быть, обслуживание начинается у них с последних рядов экономкласса, чтобы те, кто за-платил за билет втрое дороже, особо не задавались?»

- Порций бы надо, конечно, побольше, - грустно сказала Гульмира.

И я почувствовал некий упрек: «Не стоило ли самому закупить продовольствие в аэропорту?»

Но сомнения быстро исчезли. Авиакомпании «Air Astana» я точно ничего не был должен. Из карманов сидений торчал глянцевый авиажурнал «Тенгри» #2 (3), к содержанию которого я имел прямое, хотя и бесплатное, отношение: одной из главных публикаций в нем было интервью с писателем Пауло Коэльо, организованное при моем посредничестве. Пауло не горел желанием отвечать на вопросы неизвестного журнала, и я уговаривал его не один месяц. Когда «живой классик», наконец, согласился, я попросил редактора Жаннар Шураеву только об одном: бережно отнестись к переводу текста. И вот, листая журнал в ожидании трапезы, обнаружил, что при изощренном переводе с английского простое, в общем-то, слово «стол» почему-то превратилось вдруг в «таблицу Менделеева», которая к тому же, как следовало из публикации, состоит не из химических элементов, а из…

атомов.

С Гульмирой мы больше не беседовали. О чем?

Многие авиакомпании пытаются сейчас что-нибудь да как-нибудь выгадать, объегорив путников. В 1987 году «American Airlines» сэкономила 40 тысяч долларов только потому, что стала класть в салат для пассажиров первого класса на одну оливку меньше. Представляете, какого эффекта можно добиться, сокращая количество не оливок, а целых порций?

Не далее, как в декабре, совершая путешествие из Москвы в Рио-де-Жанейро с пересадкой во Франкфурте на самолете авиакомпании «Lufthansa», мы с женой были поражены, когда на посадочном талоне в бизнес-класс был пропечатан… 16-й ряд!. Это ж каким здоровенным должен быть самолет! Все оказалось куда проще: сиденья пассажиров бизнес- и экономклассов ничем друг от друга не отличались, одинаковым было и пространство для ног. Когда я спросил стюарда, в чем отличие двух классов помимо огромной разницы в стоимости билетов, он, скривив губы, напрягся, а потом с вызовом сказал: «Да, тут все ряды по три сиденья, но в бизнес-классе мы гарантируем, что между вами никто не сядет»… К счастью, от Франкфурта до Рио нас нес аэроплан, отвечавший самым высоким запросам.

Но в случае с казахстанской авиакомпанией обидно другое. За годы, прошедшие с распада СССР, Казахстан совершил эпохальные преобразования и, по мнению многих, если не большинства, экспертов, стал примером для других республик постсоветского пространства, примером того, что и как нужно делать в экономике и что нельзя. Увы, есть некая, хотя и нерадостная для меня, россиянина, но, видимо, неизбежная закономерность в том, что прямые ино-странные инвестиции в Казахстане составляют восемь процентов ВВП, а в России - пока лишь один процент ВВП.

Возможно, эффективно с точки зрения голой прибыли работает и авиакомпания «Air Astana».

Однако имидж страны создают порой вещи, на первый взгляд, второстепенные. Часть европейцев, например, до сих пор с опаской относится к российскому «Аэрофлоту» - помнит «ненавязчивый» советский сервис. Лет 15 назад, когда я завершал работу в Лондоне, одна хорошо известная транснациональная корпорация, суля золотые горы, упорно пыталась заманить меня к себе в штат, и, наконец, прислала толстый контракт с перечислением обязательств каждой из сторон. Так вот, одним из моих обязательств было «не летать самолетами «Аэрофлота». На естественный вопрос: «Почему?», последовал ответ: «Мы предлагаем вам и вашей семье очень дорогую страховку и не хотим рисковать». Руководители корпорации были убеждены, что самолеты «Аэрофлота» все время падают, хотя статистика международных рейсов свидетельствовала об обратном. Имидж, имидж…

Если театр начинается с вешалки, то с чего нередко начинается знакомство со страной? Вы догадались правильно.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии