Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Народные деньги рынку не нужны

Фото : 11 апреля 2006, 12:59

Народные деньги рынку не нужны

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Доходность активов пенсионных фондов - всего полпроцента годовых

На 1 марта этого года, по данным Агентства по финансовому надзору, активы пенсионных фондов превысили 5,3 миллиарда долларов. Доход же фондов от инвестирования этих миллиардов за первые два месяца 2006 года составил всего 5,6 миллиона. В пересчете на проценты - в 14 раз меньше уровня инфляции.

Тем не менее, и органы финнадзора, и управляющие фондов полны оптимизма - ведь за те же месяцы прошлого года на четыре миллиарда активов фонды сумели заработать всего… 82 тысячи долларов. В целом на начало марта доходность активов НПФ за три последних года составила 20,6 процента. За это же время инфляция "съела" более двадцати трех процентов пенсионных накоплений.

Назад, в социализм

После того как в прошлом году правительство взяло на себя гарантию сохранности пенсионных накоплений граждан, представители фондов вздохнули с облегчением. Фактически Казахстан плавно вернулся от так и не состоявшейся накопительной пенсионной системы обратно к солидарной, созданной еще в СССР. В солидарной пенсионной системе, как мы все помним, обеспечение пожилых людей берет на себя работающее население.

Планы передачи пенсионных накоплений в свободное управление разбились о суровую реальность. Оказалось, что зарабатывать на инвестировании этих денег при одновременном гарантировании их сохранности невозможно. Бизнес, особенно инвестиционный, - это риск в чистом виде. Бывало, что деньги на инвестировании теряли и Сорос, и Баффет, и прочие гении финансов. Не спасли положение ни передачи пенсионных активов в иностранное управление, ни самостоятельные "вылазки" фондов на зарубежные финансовые рынки. Осторожные управляющие наших НПФ несли там убытки так же легко, как и самые рисковые спекулянты.

Окончательно выбор был сделан, когда правительству надоело "дотировать" фонды выпуском долговых госбумаг, никому не нужных при профицитном бюджете. В итоге перспектива столкнуться с вышедшими на площадь согражданами, разъяренными потерей отложенных на старость сбережений, оказалась страшней возврата к важнейшему завоеванию социализма - всеобщему государственному пенсионному обеспечению.

"Давайте это отложим"

Одновременно с перекладыванием ответственности на плечи властей прекратились и постоянные требования представителей управляющих компаний и НПФ о форсированном развитии фондового рынка. Оказалось, что миллиарды свободных долларов - это еще не все, что требуется для его появления. Если с одной стороны структура экономики не позволяет использовать эти миллиарды, а с другой их не дают использовать жесткие требования надзорных органов, то рынка на этих деньгах не построишь.

Весь прошлый год, как и позапрошлый, Ассоциация пенсионных фондов регулярно требовала скорейшего принятия Закона "О секъюритизации", который, как надеялись финансисты, должен был решить все проблемы пенсионщиков. Минувшей осенью этот закон был принят. Как оказалось, он ничего не меняет. Для того, чтобы закон заработал, нужны нормативные документы, которых в настоящее время просто нет. Не регламентированы ни создание компании по управлению выделенными активами, ни операции с бумагами такой компании. По существу, закон носит рамочный характер, и пока нет даже "болванки" сопутствующих актов, которые сделают его действующим, хотя рынок в нем очень заинтересован, отмечают представители финсектора.

Когда этот закон реально заработает, - не берется сказать никто. Один из инициаторов его принятия считает, что для регистрации специальных компаний с выделенными активами (SPV) требуется специальная экономическая зона, своего рода "оффшор" внутри республики, где их учредители могли бы получить налоговые и другие льготы. Такой площадкой, по мнению некоторых финансистов, должен был стать Региональный финансовый центр в Алматы. Однако в процессе обсуждения концепции РФЦА контролирующие органы выступили против предоставления льгот эмитентам. В итоге идея финансового центра свелась к созданию торговой площадки, где будут торговаться бумаги, уже выпущенные на других биржах.

По мнению экспертов такая схема будет нежизнеспособной. Кроме того, АФН должно дать разрешение пенсионным фондам покупать эти ценные бумаги. Должны быть внесены изменения в список разрешенных к инвестированию инструментов, с точно обозначенной нормой инвестирования".

Существуют также проблемы с двойным налогообложением эмитентов в Казахстане, которое делает выход на фондовый рынок слишком дорогим. Поэтому казахстанские эмитенты, в том числе и компании, созданные по схеме секъюритизации активов, могут просто не прийти на эту площадку.

Заместитель председателя АФН Елена Бахмутова считает, что все нормативные акты к Закону "О секъюритизации" будут приняты в ближайшее время: "Один из них был принят в марте, сейчас он находится на регистрации в Минюсте, а часть других подзаконных актов будет принята на заседании правления АФН, которое должно состояться в середине апреля. После этого вся подзаконная нормативная база, которая зависела от АФН, будет принята. Что касается запрещения пенсионным фондам инвестировать в SPV, то это относится только к бумагам компаний, имеющих рейтинги ниже "ВВВ" по шкале S&P. Каких-либо отдельных норм, регламентирующих правила инвестирования пенсионных активов в SPV, в настоящее время нет", - констатировала г-жа Бахмутова.

При этом зампред АФН подтвердила, что льготы в рамках РФЦА получат только финансовые посредники, а эмитенты будут размещаться в центре по тем же правилам, которые сегодня установлены для KASE.

В тени банков

Сегодня эти правила таковы, что компаниям проще занять деньги в банках. Крупные сырьевые монстры вроде "Казахмыса" и ЕПА уже переориентировались на западные биржи. Более мелкие участники казахстанского фондового рынка, представляющие реальный сектор, также теряют интерес к бирже. Например, 3 апреля акции золотодобывающей компании "Чаралтын" и Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината переведены из категории "А" в более низкую категорию "В" листинга KASE. Причиной стал отказ брокерских компаний от поддержания котировок бумаг этих эмитентов из-за крайне низких объемов торгов.

Судя по отчетности пенсионных фондов, они уже вложили в бумаги отечественных частных компаний почти 40 процентов всех активов, или более двух миллиардов долларов. Торгов по этим инструментам не ведется - фонды покупают их и складывают в портфели. При таком "рынке" в более выгодной ситуации оказываются фонды, приближенные к крупнейшим финансовым и промышленным холдингам. Например, самый "доходный" НПФ "СЕНИМ" держит в негосударственных ценных бумагах 55 процентов своих активов. Фонд входит в структуру ЕПА и имеет "доступ" к ценным бумагам этой корпорации, чем и объясняется его высокая доходность. То же можно сказать и о фонде "Улар Умит", принадлежащем Казкому. Акции и облигации, в которые вложены деньги этих фондов, не купить на свободном рынке, они НПФ "предоставлены" материнскими компаниями. По мнению специалистов, часть убытков, которые понесли эти фонды в 2004-2005 годах, просто покрыта холдингами, чтобы "не портить" отчетность.

В отличие от этих "придворных" фондов, ГНПФ, управляемый специалистами Нацбанка, показал наименьшую доходность среди всех пенсионных фондов. Однако это не свидетельствует о низкой квалификации его управляющих, скорее наоборот - не имея доступа к бумагам, приносящим хоть какой-то реальный доход, этот фонд вынужден "крутиться" больше других, чтобы просто сберечь вверенные ему деньги.

С уходом компаний реального сектора казахстанский фондовый рынок все больше превращается в "приложение" к банковской системе. До восьмидесяти процентов всех негосударственных ценных бумаг, которые на нем обращаются, эмитировано самими банками. Фактически биржа, которая дает эмитентам определенные льготы, используется как еще один инструмент минимизации налогов. "Львиную долю" рынка занимают сделки "репо" - банки одалживают деньги своим партнерам и друг другу под залог своих же ценных бумаг.

На стройки века

"Пробуксовки" вокруг Закона "О секъюритизации", "урезанный" вариант развития РФЦА, не дающий никаких льгот эмитентам, вместе с обязательством государства по гарантии пенсионных накоплений фактически откладывают создание полноценного рынка ценных бумаг в Казахстане на неопределенный срок. В реальности этот рынок никому не нужен - ни банкам, ни реальному сектору, ни государству. Теперь интерес к нему теряют и его самые активные "сторонники" - пенсионные фонды.

"Понимаете, деятельность НПФ отличается от остальной инвестиционной деятельности, в том числе и в банковском секторе, - объяснил ситуацию менеджер крупного НПФ, пожелавший остаться неизвестным, - наш инвестиционный горизонт - 15 -20 лет. Рассчитать доходность на такой срок трудно даже лучшим экспертам мира. Фактически коэффициент доходности фондов - это не более чем еще один текущий показатель размера их активов. Сколько будут стоить эти активы через 20 лет, никто не знает. Поэтому сложившаяся сегодня структура отечественного фондового рынка нас вполне устраивает. Купив бумаги банков, мы полностью защищаем доверенные нам активы - дефолта по этим инструментам не может быть в принципе. Риск наших вложений после нашего анализа оценивается еще два раза - банком, который имеет свой отдел оценки рисков, и Агентством финнадзора, которое наблюдает за общим состоянием ликвидности банка-эмитента. Ни одна компания реального сектора такой защиты не имеет. Недавний дефолт бумаг "Шахармунайгаза" - наглядный пример".

Оптимизм менеджеров фондов вполне понятен: переложив большую часть ответственности за сохранность собранных денег на государство, они могут инвестировать спокойно, без лишнего риска. И если доходность по этим инвестициям будет ниже необходимой, то правительство покроет разницу. А что будет через 20 лет, - известно одному Аллаху.

НПФ, за организацию которых частные компании брались с такой охотой, сегодня превратились в обузу, своего рода "социальную ответственность" бизнеса, о которой в последнее время так много говорят. Пока, во всяком случае, эти деньги из-за жестких нормативов по сохранности не очень удобны для использования в коммерции. Компании помельче, потеряв надежду заработать на управлении пенсионными средствами, начали продавать свои фонды более крупным игрокам. Уже произошедшие слияния фондов, по мнению участников рынка, - это только начало.

Вывод из всех этих тенденций следует один: эффективно использовать пенсионные деньги для модернизации экономики, создания инфраструктуры и новых производств можно только в рамках государственных структур. Свободный рынок наглядно доказал, что реализовывать многолетние и многомиллиардные проекты на деньги миллионов граждан и при этом гарантировать им безбедную старость в такой стране, как Казахстан, способно только государство. Чтобы это понять, понадобилось пятнадцать лет.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии