Выдержка из стенограммы заседания Мажилиса Парламента Республики Казахстан
(12 апреля 2006 года)

 

Келесі мәселе - об ответе Министра культуры и информации Республики Казахстан Ертысбаева на депутатский запрос Киселева.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» и пунктом 153 Регламента Мажилиса слово предоставляется автору запроса депутату Киселеву. Пожалуйста.

КИСЕЛЕВ С.В. Уважаемые коллеги! Я свой запрос прочитаю еще раз и немного дополню его.

«В последнее время участилось появление в средствах массовой информации различных размышлений о необходимости проведения досрочных парламентских выборов, роспуска действующего Мажилиса. Зачастую эти размышления преподносятся как комментарии к задачам, поставленным Главой государства, на самом же деле являются их самовольным и весьма некорректным толкованием.

В частности, на конференции «Выборы Президента: итоги и перспективы», прошедшей в Лондоне 10 марта 2006 года, Министр информации и спорта заявил: «Я считаю возможным и даже вероятным делом провести досрочные парламентские выборы, нужна реформа Парламента». Высказывания подобного рода из уст членов Правительства недопустимы, так как напрямую указывают на несоответствие взглядов с курсом, установленным Президентом Республики Казахстан и, соответственно, Правительством в целом.

В соответствии со статьей 68 Конституции член Правительства, не согласный с проводимой Правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности.

Вместе с тем в основном документе, на основании которого работает Правительство, программе Правительства на 2006-2008 годы не предусмотрено внесение законопроектов по реформированию конституционной основы государства и, соответственно, законодательных основ парламентаризма.

В соответствии со статьей 63 Конституции и статьей 36 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» Президент может распустить Парламент только в трех случаях:

- выражению Парламентом вотума недоверия Правительству;

- двукратного отказа на назначение Премьер-Министра;

- политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями власти».

В связи с этим к уважаемому господину министру у меня два вопроса. Означает ли Ваше высказывание как члена Правительства несогласие с курсом Правительства? Каким образом Вы предлагаете провести парламентские выборы? Что для этого надо спровоцировать вынесение вотума недоверия Правительству или организовать политический кризис? Спасибо.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Слово предоставляется Министру культуры и информации Ертысбаеву Ермухамету Кабиденовичу. Пожалуйста.

ЕРТІСБАЕВ Е.Қ. Құрметті депутаттар! Мен де кезінде депутат болдым және, өздеріңіз жақсы білесіздер, 2004 жылы қазіргі Парламент үшін көп соғысқан адамдардың бірімін. Сол жылғы баспасөз беттеріндегі мақалаларым осыған айғақ.

Мен Парламенттің мемлекетіміз үшін рөлі орасан екенін және оның орнын да жақсы білетін адаммын.

Ал депутаттық сауалға келсек, онда көтерілген мәселемен мен келіспеймін. Шындыққа еш қатысы жоқ. Менің жауабым осындай.

Енді, құрметті депутаттар, маған сауал орыс тілінде берілгендіктен мен орыс тілінде жауап беремін.

Я хочу подробно ответить на этот депутатский запрос, как говорится, по абзацам.

Первая часть депутатского запроса относительно того, что участилось появление в СМИ информации о необходимости проведения досрочных парламентских выборов, роспуска действующего Мажилиса.

Мониторинг почти 2,5 тысячи казахстанских средств массовой информации за последние три месяца показывает, что никто и нигде вообще не выступал с темой о необходимости проведения досрочных парламентских выборов и роспуска действующего Мажилиса по одной простой причине - это очень глупая затея, идея. И с какой стати вообще проводить досрочные выборы, тем более распускать Парламент? На каком основании? Я убежден, что депутаты не смогут привести ни одного случая, примера в казахстанских средствах массовой информации, чтобы журналисты, эксперты, политологи или государственные деятели ставили вопрос именно в такой плоскости - необходимость досрочных выборов или роспуск Парламента, за исключением, может быть, оппозиционной прессы, но оппозиция, как известно, имеет особое мнение по итогам выборов Парламента 19 сентября 2004 года. Разумеется, что я ни тогда, ни сейчас не разделяю их политические взгляды и решения, но, как говорил Вальтер, мне ненавистна ваша точка зрения, но за возможность ее высказать я готов отдать жизнь. Поэтому я не разделяю ни стратегию, ни тактики оппозиции. Вы знаете, я долгое время вел идеологическую борьбу с ними. Но не надо забывать, что Казахстан демократическое государство. У нас свобода слова, и в оппозиционных газетах требуют отставки и Президента, и Правительства, и Парламента. Конечно, это неприятно, но это демократия. Это совершенно обычная картина для любой страны, которая входит в клуб 50 самых развитых стран мира.

Далее. Депутат Киселев приводит мои слова от 10 марта 2006 года в Лондоне. Я их не буду цитировать. Я ответственно говорю, что именно в такой интерпретации я это не говорил. Вообще, честно говоря, унизительно с главной политической трибуны страны, парламентской, оправдываться, говорил я об этом или нет. Один из участников конференции в Лондоне уже после моего доклада задал вопрос, возможны ли досрочные парламентские выборы? Я ответил, что они возможны только в том случае, если нынешний Парламент, то есть вы, проведет конституционную реформу до 2008 года. При этом я сослался на прецедент, который уже имел место в октябре 1998 года, когда Парламент внес 18 поправок в Конституцию, что привело к досрочным президентским выборам, а парламентских выборов не было. Вы прекрасно знаете, что по Конституции в последний год деятельности парламентские выборы не проводятся.

Таким образом, я категорически отвергаю постановку вопроса в депутатском запросе господина Киселева. Совершенно очевидно, что, во-первых, - я не говорил и не требовал проведения досрочных парламентских выборов; во-вторых, я не говорил о необходимости проведения досрочных выборов. Я вообще никогда, ни в Лондоне, где бы то ни было, даже во сне не говорил о роспуске действующего Парламента. Поэтому я просто высказал предположение о возможности досрочных выборов, если Мажилис изменит свой конституционный статус.

Третий момент. Депутат Киселев говорит, что мое высказывание во многом является фактором, дестабилизирующим политическую обстановку в стране. Я не знаю, неужели мое выступление в Лондонском реформ-клубе 10 марта дестабилизировало ситуацию в стране. Мне вообще комментировать эту часть выступления?

ОРНЫНАН. Нет.

ЕРТІСБАЕВ Е.Қ. Я очень уважаю всех депутатов, и от фракции партии «Асар», но это несерьезно, потому что если парламентские и президентские выборы не потрясли страну, не дестабилизировали ситуацию в Казахстане, а во время выборов депутаты чего только не наговорили, и мы, и политики, и оппозиция, и так далее.

Кстати, один из депутатов был кандидатом в Президенты. Мы нормально относимся. Это демократия.

И второй момент. Я категорически не согласен с тем, что мои взгляды прямо или косвенно не соответствуют курсу Президента. Именно Президент первым выступил с идеей увеличения численности Мажилиса до 100 депутатов. Именно он выступил с идеей усиления контрольных функций Парламента. Именно Президент на первом заседании Государственной комиссии по вопросам демократизации предельно заострил проблему, нам нужна президентская республика или парламентское устройство. После таких заявлений никаких эксцессов в стране нет, никакой дестабилизации не наблюдается.

Еще один момент депутатского запроса, ссылка на то, что действующее парламентское устройство является главной причиной политического дисбаланса. Вообще это дискуссионный вопрос, хотя я опять подчеркну, что в такой интерпретации, которая изложена в запросе, я ничего похожего не говорил. Это нонсенс, если заявлять, что действующая Конституция является причиной дисбаланса. Другое дело, что мажоритарно-пропорциональная система выборов, когда десять депутатов избираются по партийным спискам, а 67 - по одномандатным округам, на мой взгляд, явно устарела. И если бы у нас была такая система, как в России, «50 на 50», то все прекрасно понимают, что численно политическое представительство в Мажилисе было бы совершенно другим, партия «Акжол», по моим подсчетам, имела бы 14 мест, партия «Асар» - 12 мест, конечно, партия «Отан» еще более резко увеличила бы свой численный корпус. Собственно говоря, в этом смысле и Парламенту, и государственной комиссии, членом которой я являюсь, которую возглавил лично Президент (туда входят депутаты, лидеры всех зарегистрированных партий, профсоюзов и НПО), то есть нам всем предстоит именно в этом направлении осуществить парламентскую реформу.

В заключение я хочу сказать, что начиная с 1995 года с момента принятия Конституции и выборов первого Мажилиса, Парламент и Правительство 10 лет работали в едином режиме и Парламент все прошедшие 10 лет осуществлял законодательное обеспечение реформ и в том, что Казахстан достиг больших социально-экономических успехов в рыночной модернизации, большая заслуга принадлежит Парламенту.

Что касается нынешнего депутатского корпуса, то я не просто с уважением отношусь к вам, я без ложной скромности могу сказать, что в какой-то степени способствовал победе этого депутатского корпуса, потому что с августа по октябрь 2004 года я около сотни статей, интервью, телевыступлений сделал в поддержку нынешнего депутатского корпуса. Я ни при каких обстоятельствах не хотел бы роспуска или даже досрочных выборов, потому что сам, будучи депутатом, в декабре 1993 года прошел через эту неприятную процедуру, когда тебя избирают на пять лет и вдруг срок прерывают по тем или иным обстоятельствам.

В заключение хочу сказать, что надеюсь, мы будем также плодотворно сотрудничать - Парламент и Правительство. Благодарю за внимание.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Рақмет. Уважаемые коллеги, ответ дан, разъяснения даны. Нужно ли нам открывать дебаты? Может быть, министр с депутатом Киселевым отдельно переговорят? Есть настаивающие?

Депутат Әбдірахманов.

ӘБДІРАХМАНОВ С. Я хочу выступить.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Хорошо.

По процедуре - депутат Калижанов.

ҚАЛИЖАНОВ У. Қадірлі әріптестер, рәсім бойынша депутаттық сауалдың иесі өзінің көзқарасын білдірді, оған министр жауабын берді. Бұны Үкімет сағатына айналдырмайық. Қажет кезінде министрді шақырамыз. Мәдениет және ақпарат министрлігінің, оның саясатының негізгі мәселелері төңірегінде біздің сұрақ қоюға мүмкіндігіміз бар. Киселев мырза қанағаттана ма, қанағаттанбай ма - ол депутаттың өзінің ісі. Жеке пікірлесуіне болады ғой деп ойлаймын. Нақты қойылған сұраққа нақты жауап алдық, сондықтан мен бұны ары қарай талқылаудың да, сұрақ қоюдың да қажеті жоқ деп есептеп, мен ұсынысымды дауысқа қоюыңызды сұраймын.

ОРНЫНАН. Дұрыс.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Кто еще берет слово? По процедуре - депутат Чиркалин.

ЧИРКАЛИН И.Ф. Уважаемые коллеги! Мне кажется, мы ищем черную кошку в темной комнате, где ее нет. Полностью ответ дан, мне кажется, если есть еще какие-то тонкости у депутата Киселева, могут в рабочем порядке сесть и поговорить.

Я предлагаю прекратить всякие прения, принять постановление и на этом поставить точку.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Кто настаивает? Серик Абдрахманович, Вы настаиваете?

Уважаемые коллеги! Есть у нас настаивающий депутат, тем не менее я обязан предоставить слово. Так, наверное? Или голосованием решим?

Хорошо, я ставлю предложение депутатов Калижанова и Чиркалина на голосование. Прошу определиться. За прекращение прений и вопросов.

Результаты, пожалуйста, на экран. В зале присутствует 59 депутатов, 55 депутатов проголосовало «за». Решение принято.

Теперь нам необходимо принять постановление. Пожалуйста, определяемся.

По процедуре - депутат Абдрахманов.

ӘБДІРАХМАНОВ С. Уважаемые коллеги, хотя бы по процедуре. Я однажды самораспустившийся депутат, в другой раз - «распущенный» депутат.

Поэтому многие такие шутки разговора я воспринимаю в контексте этих событий. Вообще выборами играть нельзя. Ермухан, всегда таким хорошим будь.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Ставлю вопрос на голосование проект постановления, у нас на руках есть. Прошу определиться.

Результаты на экран. В зале 58 депутатов, все проголосовали «за», решение принято. Спасибо.

Ереке, у Вас есть что сказать в дополнение? Все, спасибо.

 

 

12 апреля 2006, 16:28
Источник, интернет-ресурс: Мажилис

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript