Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В помощь начинающему коммунальному сутяге

Фото : 14 апреля 2006, 14:00

Петр СВОИК

Любой из нас отлично знает, что такое коммунальные платежи: попробуй вовремя не заплатить за свет, за газ, горячую и холодную воду, за отопление - это и выговор от жены, и пеня, и напоминание из КСК, и бесконечные визиты контролеров. Одним словом, даже люди с железными нервами предпочтут отдать последние деньги, нежели приобретать такую головную боль, как задолженность.

А для особо неподдающихся у поставщиков есть меры и покруче, - вплоть до полного отключения от сетей. Для чего к вам на дом пожалуют и судебный исполнитель, и полицейский участковый, и слесарь со сварщиком.

Закон - что попишешь…

А также любой из нас сталкивался и с такой ситуацией: за все платишь вовремя, а поставщик - подводит. То свет отключит в самый неподходящий момент, то воду. Или напряжение прыгнет так, что холодильник с телевизором сгорят. Или среди зимы у вас в квартире батареи - чуть теплые.

Опять же, любой нормальный человек наперед знает: искать правду в таких случаях - бесполезно, и только себе дороже. Ничего не докажешь, ничего не компенсируешь…

Да и как, собственно, доказывать, если из всего документооборота между поставщиком и потребителем имеется только ежемесячная квитанция. Вам ее присылают, вы - по ней платите. Потом в тумбочке храните, иной раз - за несколько лет, на всякий случай…

Ну, то что вы квитанциями всегда можете доказать свою обязательность, как плательщика - это понятно. А вот непонятно: в какой такой бумажке перечислены обязательства поставщика перед вами?

Вопрос на засыпку: у кого дома, вместе с квитанциями, хранится подписанный договор на электроснабжение или отопление, или на подачу газа, в котором стоит подпись и печать самого поставщика, и перечислены все его обязательства перед вами, включая компенсации и неустойки?

К примеру, написано, что если свет потухнет во время просмотра новостей “Хабара”, то за каждую минуту такого простоя вам полагается двукратная, или, скажем, десятикратная компенсация.

Нет ни у кого таких договоров, и любой нормальный человек скажет: так - не бывает, так - не может быть, и вообще - нечего тут фантазировать.

Ан нет! - скажу я вам. Никакие это не фантазии, а, наоборот, прямое требование Закона Республики Казахстан. И даже не закона, а, поднимай выше, - Гражданского Кодекса. Который является второй Конституцией, только в области экономических и гражданско-правовых отношений.

Так вот, в ГК имеется статья 387 “Публичный договор”, кое-что из которой нам с вами вовсе не бесполезно процитировать:

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

Другими словами, жители любой квартиры имеют полное законное право потребовать от любого коммунального городского поставщика заключения с ними индивидуального договора. Если же, скажем, теплокоммунэнерго или горводоканал от заключения такого договора будут уклоняться, то в ГК имеется такой полезный совет-указание:

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 399 настоящего Кодекса.

Пункт же этот гласит:

Если сторона, для которой в соответствии с ГК или иными законодательными актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратится в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Сторона не обоснованно уклоняющаяся от заключения договора должна возместить другой стороне убытки, вызванные отказом заключить договор.

Я, конечно, не призываю всех владельцев квартир разом помчаться в суды, но вообще-то попробовать стоило бы…

И если желающие поставить пару-тройку таких экспериментов найдутся, им необходимо знать еще и такую норму ГК:

В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство РК может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).

Мысль в этой новелле заключена очень правильная и соответствующая конституционной норме о том, что Казахстан - демократическое, правовое и социальное государство. В самом деле: не может же каждая отдельная квартира спорить-судиться с монополистом, отстаивая в собственном индивидуальном варианте публичного договора свое отдельное понимание обязанностей поставщика перед нею.

Гораздо разумнее и справедливее было бы, если Правительство, во исполнение этой нормы Кодекса, позаботилось бы разом обо всех потребителях страны. Для чего издало бы типовой публичный договор на каждый вид естественно монопольных коммунальных услуг, в котором не забыло бы не только интересы коммунальных предприятий, но и граждан-потребителей тоже.

Тем более что в Законе РК “О естественных монополиях” в статье “Обязанности субъекта естественной монополии” стоит и такая обязанность:

…заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РК, индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ).

Ну и что же сотворило Правительство во исполнение этих требований Законов и ради нашего с вами блага?

Кое-что сотворило: утвердило в ноябре 2003 года “типовые договоры на предоставляемые услуги (товары, работы), относящиеся к сфере естественной монополии”, общим числом 14 наименований.

Среди которых значатся, например:

… на оказание услуг аэронавигации, морского порта, аэропортов, на услуги по транспортировке нефти, по хранению природного газа и его транспортировке, на поставки газа через групповые резервуарные установки, на оказание услуг по технической диспетчеризации отпуска в сеть электрической энергии, по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня, и так далее…

То есть, - это все действительно необходимые типовые договоры, но - не в области отношений между отдельной квартирой или отдельным гражданином-потребителем и коммунальным поставщиком, а в области инфраструктуры, где взаимодействуют разные предприятия и юрлица.

Правда, есть в этих типовых договорах и те, что по названиям ближе к народу-потребителю. А именно: на оказание услуг по передаче и (или) распределению электрической энергии и такой же по … тепловой энергии.

Но…

Названия - хорошие, но на самом деле эти договоры также упорядочивают отношения в “высших сферах”. Скажем, электростанции и распределительных линий, или котельной с предприятием тепловых сетей, но отнюдь не индивидуальных потребителей с поставщиками.

Итог: Правительство просто-напросто обошло своим вниманием население Республики Казахстан. По человечески, - обидно. Но юридически - это никак не препятствует любому отдельному гражданину-правдолюбцу требовать от монополиста заключения договора на предлагаемых им самим условиях. И отстаивать свою правду в суде.

Так (поскольку Правительство само ничего не зарегламентировало), пожалуй, даже лучше, - простору больше.

Так что желающие могут попробовать…

И для таких смельчаков последняя подсказка:

В Гражданском Кодексе есть целый специальный параграф 5 “Энергоснабжение”, а в нем - масса статей, содержащих много интересного и по электро, и по-тепло, и по водо-газо-снабжению.

Почитайте сами, - очень полезно!

“Эпоха” 14.04.06г


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии