Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Заключительное выступление Главы государства на совещании с акимами областей, гг. Астана и Алматы (Астана, 14 апреля 2006 года)

Фото : 14 апреля 2006, 15:19



Настало время подвести итоги нашего сегодняшнего совещания и определить задачи на этот год в конкретном ключе.

Об отчетах акимов.

Проведение ежегодных отчетов акимов стало хорошей традицией. Такие встречи должны проводиться на регулярной основе. Акимам всех уровней необходимо принять конкретные меры по реализации предложений населения, чтобы поднятые в этом году вопросы были решены.

В этих целях необходимо активно взаимодействовать с маслихатами, министерствами, местными общественными организациями.

Нужно принять исчерпывающие меры по разрешению тех проблем, которые выявили ваши отчеты перед населением.

Отчеты акимов имеют двоякую цель. Во-первых, чтобы население знало о проводимых реформах, во-вторых, чтобы мы знали «кто есть кто» в системе исполнительной власти.

В итоге будут решены две принципиальные задачи: народ будет широко информирован о проделанной работе из уст представителя Президента - акима, а Президент выявит кто из вас достоин доверия.

Поэтому публичные отчеты перед населением должны стать по настоящему действенным механизмом решения реальных проблем простых людей, действенным механизмом повышения авторитета власти.

Все это будет способствовать более целенаправленной работе акимов, соответствию результатов их деятельности к реальным потребностям населения. Уровень доверия населения к акимам будет свидетельствовать о том, насколько эффективно они работают.

Я знаю, что в целях разъяснения основных положений Послания созданы информационно-пропагандистские группы, в состав которых входят авторитетные представители интеллигенции, общественные деятели, руководители предприятий, организаций, учреждений.

Данную работу надо активизировать. Наши граждане должны понимать, что Послание - это программный документ, а самое главное - каждый казахстанец должен знать, как скажется решение задач, поставленных в Послании, на его личном жизненном уровне.

Наша стратегическая цель - вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. И это сегодня должно стать общенациональной идеей. Это непростая задача и ее решение потребует больших усилий и знаний. Пока самим акимам надо понять, что мы стремимся делать, обсудить это в Правительстве.

Необходимо активнее организовать через средства массовой информации постоянное информирование населения о мерах, принимаемых по реализации Послания, а также по решению проблемных вопросов населения. Поручаю акимам областей непосредственно принять участие в данной работе.

В целом с учетом поставленных в Послании задач акимам необходимо сосредоточиться в ближайшее время на следующих направлениях.

Первое. Повышение эффективности деятельности местных исполнительных органов.

Система государственного управления на местах требует качественного улучшения. Это видно как из отчетных встреч акимов, так и проведенного предварительного анализа эффективности работы акиматов.

В частности, государственная служба на местах характеризуется отсутствием эффективной системы повышения квалификации, переподготовки и критериев оценки деятельности каждого звена госуправления.

С учетом переноса тяжести реформ в регионы и передачи ряда функций и полномочий на местный уровень, Правительству совместно с акимами необходимо принять комплекс мер по совершенствованию местного государственного управления и активизации административной реформы на местах.

Начать работу следует с повышения качества управления кадровыми ресурсами. Основополагающим подходом должен стать - подбор и расстановка кадров в зависимости от квалификации и востребованности, с учетом подготовленности к решению поставленных задач.

Как вы помните, еще на заре нашей независимости несмотря на трудности государство посылало по программе «Болашак» молодых людей.

По ней тысячи молодых людей получили элитное образование в лучших университетах мира, некоторые из них уже работают министрами, на ведущих позициях государственной службы, национальных компаниях.

На сегодня эта работа в регионах слабо осуществляется. Так, из прошедших обучение по программе «Болашак», только 2 выпускника работают в регионах.

Я говорю не только о «болашаковцах». Есть много других подготовленных людей.

Нужно в целом вести грамотную кадровую политику, привлекать квалифицированные кадры.

Чем конкретно вы занимаетесь в данном направлении? У вас некоторые вакансии в акиматах годами пустуют. В чем причина? Почему вы в регионах не занимаетесь подготовкой нового поколения управленцев?

Причина только в одном - вы не заботитесь о настоящем кадровом резерве. У вас, выражаясь спортивной терминологией, скамейка запасных очень коротка. С этим мириться нельзя. Поручаю Администрации Президента разобраться и доложить о состоянии кадровой работы от аула до областей во всех регионах.

Что делает новый аким, приезжая в область? Он не взращивает местные кадры, а приводит с собой так называемую «команду». И все потому, что нет никакой системной работы с резервом.

Такое кочевничество нужно прекратить. Не нужно устраивать с каждым вашим перемещением коллективное «переселение душ». Надо работать с местным кадровым и интеллектуальным потенциалом, и выдвигать людей.

Если вы не создадите свой кадровый резерв, то грош вам цена. И это не просто слова и поэтому сделайте из этого соответствующие выводы.

Мы должны сформировать кадровый резерв из наиболее талантливых, перспективных и преданных государственной идее высококвалифицированных специалистов. И эта работа должна носить первоочередной, долгосрочный и перспективный характер.

Необходимо подумать и о создании системы обмена специалистами между центральными и местными исполнительными органами.

На ответственные посты в регионах, такие как заместители акимов всех уровней, руководители региональных департаментов и отделов должны направляться талантливые специалисты министерств и ведомств. Это им полезно со всех точек зрения.

Я поручил подготовить проект изменений к Закону «О государственной службе» с целью назначения Президентом одного из заместителей Министров и акимов, которые будут работать постоянно.

Политические государственные служащие могут меняться, а аппарат должен быть постоянным. Такова общая практика. Администрация Президента, государственные инспектора не работают в этом направлении. Нет системы в работе. Все находятся на поводу у акимов.

Подающие надежды местные руководители должны повышать квалификацию в Астане. Такая же система обмена персоналом должна быть сформирована и внутри регионов - между областью и районами.

Следует также продумать меры по стимулированию высококвалифицированных кадров в местных органах управления.

Считаю, что надо внедрять рейтинговую оценку деятельности местных и центральных государственных органов. Это будет объективным инструментом, применяемым в международной практике, для оценки эффективности менеджмента в государственных органах.

На данном этапе такая оценка должна включать четыре основных критерия:

Первый - Управление человеческим капиталом.

Второй - Электронное Правительство.

Третий - Эффективность реализации государственных и отраслевых программ, эффективность решения региональных проблем.

Четвертый - Качество государственных услуг.

Правительству и Администрации Президента необходимо доработать конкретные показатели, по которым будет проводиться такая оценка. Если надо добавить новые критерии - внесите соответствующие предложения.

Второе. Решение региональных социально-экономических проблем.

Как показывает анализ, разрыв в социально-экономическом развитии регионов в последние годы значительно вырос. По объемам валового регионального продукта на душу населения разрыв между отдельными регионами вырос почти в 2 раза: с 7 в 1999 году до 13 в 2005 году.

При этом регионы отличаются по своему потенциалу, экономической специализации, социальным проблемам.

Например, совокупный объем экономик Северо-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей составляет только 16% от республиканского валового регионального продукта, 18% совокупных доходов местных бюджетов, 10% инвестиций в основной капитал от республиканского уровня.

В этих же регионах наименьшие доли валового регионального продукта на душу населения.

Такие регионы, как города Астана и Алматы, Атырауская и Мангистауская области производят около 44% республиканского валового регионального продукта. Да, здесь сосредоточены минеральные и финансовые ресурсы. И по большому счету не велика заслуга акимов. Но другие регионы также имеют немалый потенциал.

Даже благополучные регионы не могут грамотно использовать свои преимущества. Хотя Атырауская область и характеризуется значительным экономическим потенциалом, там наблюдается сравнительно высокий уровень безработицы и наибольший уровень распространения бедности среди всех регионов.

Поэтому Правительству на основе анализа уровня валового регионального продукта, в том числе на душу населения, доходов населения и показателя индекса человеческого развития необходимо сгруппировать области по сопоставимости, а не подгонять всех под одну гребёнку.

Для каждой группы необходимо определить индикативные социально-экономические показатели. Регионы должны конкурировать за достижение лучших результатов внутри своей группы.

В целом политика акима должна быть нацелена на переход в более прогрессивную группу. Таким образом, анализ достижений по показателям будет свидетельствовать о результативности деятельности каждого региона.

Третье. Внедрение «Электронного правительства».

Работа по формированию «электронного правительства», включая «электронные акиматы», оставляет желать лучшего. Напомню, что это не дань моде, а инструмент повышения качества и эффективности предоставления государственных услуг населению.

О каком качестве можно говорить, если в половине областей (Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской) документы в электронном виде вообще не обращаются!

Чрезвычайно незначительна доля государственных услуг, предоставляемых через Интернет. Требует значительного улучшения качественное содержание региональных Интернет-сайтов. Это тоже вопрос кадровой политики.

Иными словами, работа по созданию «электронного правительства» остается в регионах без должного внимания.

Поручаю до конца года увеличить в работе акиматов количество документов, обращающихся в электронном виде, минимум на 25%. Необходимо проводить обучение и повышение квалификации кадров.

Количество государственных услуг, оказываемых через Интернет, увеличить на 15-20%. Там, где этого совершенно нет - довести до этого уровня.

В рамках Государственной программы формирования электронного правительства надо скоординировать работу по развитию региональных Веб-порталов.

Для активного внедрения «электронного правительства» необходимо организовать масштабное обучение населения работе в рамках электронных государственных услуг. Следует также завершить работу над телефонизацией населенных пунктов, активнее внедрять современные информационные технологии.

Четвертое. Активизация работы по формированию здорового образа жизни.

Для формирования здорового образа жизни населения реализуется Комплексная программа “Здоровый образ жизни”, а также комплекс мер в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения до 2010 года.

Вместе с тем, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни в регионах проводятся несистемно. Не сформирована единая система с соответствующей сетью, занимающаяся вопросами здорового образа жизни.

В результате остаются высокими уровень распространенности курения и злоупотребления алкоголем (по оценкам экспертов, соответственно 22% и 40% среди подростков и молодежи).

С учетом сказанного ставлю задачи по усилению региональных программ здравоохранения действенными мероприятиями по охране материнства и детства, усилению профилактической работы.

Сейчас весна. Вопросы озеленения должны быть под контролем акимов всех уровней. Инициативу молодежи «Жасыл ел» необходимо поддерживать и привлекать всё больше людей.

Поручаю разработать и внедрить обоснованные индикаторы оценки и систему мониторинга реализации региональных программ здравоохранения с разработкой показателей ожидаемых результатов. Акимам совместно с Министерством здравоохранения поручаю усилить меры по профилактике туберкулеза с участием всех заинтересованных ведомств.

Пятое. Безработица среди молодежи.

Меры, предпринимаемые по развитию производств и рабочих мест, экономический рост последних лет способствуют росту занятости населения и снижению уровня безработицы, уровня бедности почти в два раза. Уровень безработицы составил в 2005 году 8,1%.

Однако среди молодежи уровень безработицы в последние два года остается достаточно высоким.

Не во всех регионах этой проблеме уделяется должное внимание. А ведь за такой статистикой - большая проблема и людские судьбы.

Высокий уровень «молодежной» безработицы в 2005 году имел место в г. Алматы - 22,1%, Западно-Казахстанской - 18,3%, Атырауской - 18%, Мангистауской - 17,6%, областях. В ряде регионов уровень молодежной безработицы в 2005 году по сравнению с 2004 годом вырос.

Службам занятости на местах необходимо более активно работать с молодежью. В этих целях важно приступить к масштабной программе по обучению и переобучению молодежи востребованным профессиям с учетом потребностей рынка труда и перспектив экономического развития.

Ранее я поручал вам активно привлекать молодежь на работы по строительству жилья и других объектов, для выполнения работ по коммунальным и социальным вопросам.

Сегодня необходимо, чтобы в каждой точке малого бизнеса молодежь принималась на работу - будь то сфера торговли, услуг или производства. Это является частью социальной ответственности бизнеса. Кстати, в развитых странах бизнес берет шефство над детскими домами, домами престарелых. Пора и отечественному бизнесу повернуться лицом к людям.

Шестое. Конкуренция, развитие малого и среднего предпринимательства.

Как показывает статистика, за 2005 год количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 18% и составило 740 тысяч единиц. Численность занятых в малом бизнесе достигла полутора миллиона человек.

Наибольшее количество действующих субъектов малого бизнеса к началу текущего года приходилось на Южно-Казахстанскую область - 105,8 тысяч единиц (или 18,7% от общего количества), Алматинскую область - 62,9 тысяч (11,1%) и Алматы - 63,3 тысяч (11,2%). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской 14,9 тысяч (2,6%) и Мангистауской - 16,3 тысяч (2,9%) областях.

Вместе с тем работа по развитию предпринимательства требует дальнейшего совершенствования. В частности, немало нареканий имеется со стороны бизнеса в отношении бюрократических препон и произвола чиновников.

В первую очередь, это относится к службам юридической, налоговой регистрации лиц как предпринимателей, регистрации прав на имущество, а также по выдаче различных разрешений.

Не в полной мере реализует свой потенциал Фонд развития малого предпринимательства.

Из года в год мы поднимаем эти вопросы, но решения они до сих пор не находят.

Еще раз повторю, что дальнейшее развитие конкуренции и предпринимательства остается одной из основных задач акимов.

Поручаю в каждой области выявить барьеры, ограничивающие предпринимательство и конкуренцию. Надо создать благоприятные условия и принять дополнительные меры, способствующие активизации малого и среднего предпринимательства. Доложите, что сделано в этом вопросе по каждой области.

В связи с принятием Закона «О частном предпринимательстве» на местах необходимо принять нормативные правовые акты, направленные на совершенствование деятельности экспертных советов по вопросам предпринимательства при местных органах.

Необходимо также усилить взаимодействие с объединением “Атамекен” и его региональными представительствами.

Развитие предпринимательства - важнейшая задача государства. Акимы должны считать ее своей важной обязанностью.

Должен сказать, что центр тяжести перемещается сейчас на регионы. Особенно в города и районы. Областные центры встали на ноги. Там налажена социальная инфраструктура, сфера услуг. Такую же систему теперь необходимо запустить в районах и городах. Всё создается там. Там живут люди и там люди могут получить весь набор услуг и консультаций. В этой связи фигура районного и городского акима становится поистине ключевым звеном в системе государственного управления.

Поскольку мы стоим в преддверии выборности акимов, Администрации Президента надо разобраться, изучить работу каждого акима. Надо выдвигать на должности районных и городских акимов авторитетных и предприимчивых людей. Именно оттуда должны расти кадры для регионов и центра.

Седьмое. Стратегические планы развития областей.

В регионах нет качественных, комплексных и долгосрочных программ развития. Исключением являются города Астана и Алматы. И только потому, что их развитие находится под моим постоянным контролем.

В других регионах таких стратегических подходов не видно. Региональные программы социально-экономического и отраслевого развития не имеют системной основы, нередко принимаются и реализуются формально. Складывается впечатление, что мероприятия предусматриваются не с точки зрения достижения результатов, а для получения финансирования из бюджета.

Региональные программы порой полностью повторяют государственные или отраслевые аналоги, не учитывая в должной мере местную специфику, возможности и перспективы конкретной территории.

Это приводит к тому, что отсутствует связь между реальными потребностями региона и выделяемыми ресурсами. Искажают логику и последовательность в действиях местных органов.

В программах, как правило, нет ожидаемых количественно-качественных результатов. Поэтому невозможно определить имеется ли реальный эффект от их реализации.

Каждому региону надо иметь четкую долгосрочную стратегию развития с учетом стоящих перед страной задач и региональной специфики.

Основными должны стать задачи по повышению стандартов жизни населения, уровня сервиса, экономической устойчивости, безопасности и стабильности, развитию инфраструктуры и системы коммуникаций, улучшению окружающей среды, образования, здравоохранения, культуры.

В стратегических планах должны быть учтены долгосрочные государственные программы развития, в том числе разрабатываемая Стратегия территориального развития.

При этом к разработке и оценке реализации таких программ необходимо привлекать местные институты гражданского общества.

Всё сказанное касается вопросов, требующих долгосрочных усилий.

Теперь о насущных вопросах, которые каждый год с наступлением весны беспокоят простых людей.

Первое. Через две недели начинается дачный сезон. Кстати, это одно из простых, но важных событий в психологическом плане в жизни простых граждан. Особенно после нынешней холодной зимы десятки тысяч горожан с привычным радостным настроем устремляются за город, на свои земельные участки. Поэтому необходимо помочь людям, обеспечив необходимым транспортом, добавив на это время дополнительные автобусные маршруты. Надо помочь и с восстановлением поливных систем.

Пусть даже автоинспекторов предупредят, чтобы не терроризировали стариков-пенсионеров, которые на своих стареньких «жигулях» везут мешок картошки для посадки на дачах!

Второе. Начинается посевная кампания. Еще раз необходимо обратить внимание на ситуацию в сельском хозяйстве. Да, трехлетняя программа подъема аула завершена, но это не означает, что вы должны забыть о потребностях селян.

Как сегодня работает спектр услуг в АПК - кредитование, лизинг техники и оборудования, закуп, переработка и реализация продукции? Как обстоят дела с ГСМ, в том числе вопрос дотирования? Сомневаюсь, что вы уже взялись за решение этих вопросов.

Надо уже с весны начать подготовку по организации прямого доступа на рынки крупных городов и областных центров непосредственно товаропроизводителей. Для них нужно предоставить возможность открытия собственных магазинов и торговых точек на оптовых базарах. Таким образом мы хотя бы частично будем снимать проблемы посредников и высоких цен.

Недавно в ходе визита в Узбекистан, я договорился с Исламом Каримовым о прямой доставке ранних овощей в наши северные области. Поручаю Правительству и акимам взять под контроль эту работу.

Третье. В этом году вы должны обратить особое внимание на ремонт и восстановление внутрирайонных дорог. В среднем в каждом районе до 50% пришло в полную негодность. Поскольку у нас сегодня нет государственного транспорта, а частник бережёт свой микроавтобус и не работает на маршрутах, пролегающих по разбитым дорогам, то некоторые населенные пункты у нас оказались буквально отрезанными и забытыми. Нужно исправлять ситуацию и ремонтировать дороги. Каждый аким должен взять этот вопрос под личный контроль.

Четвертое. Завершается отопительный сезон, но это не повод для расслабления. Надо уже в апреле провести совещание по подготовке к предстоящей зиме и назначить ответственных. И уже с мая начать подготовку к зиме.

Прошедшая зима показала, что мы начали возвращаться к давно уже забытым случаям «замораживания» жилых домов. И это были не единичные случаи. Вымерзали целые микрорайоны. Тот же Шахтинск Карагандинской области, Семипалатинск.

Как вы рапортуете о радужных картинах развития своего региона, если не можете обеспечить элементарное - тепло в домах!

Пятое. По птичьему гриппу. Эта проблема сегодня стала уже глобальной и к тому же вакцина для людей еще не разработана. Поэтому необходимо делать упор на профилактику. В наших северных регионах уже вскрываются ото льда водоёмы и скоро ожидается массовая волна перелётных птиц.

В связи с этим каждый аким еще раз должен провести совещание и скоординировать на местах работу Минсельхоза, здравоохранения, МЧС и других ведомств. Необходимо проверить степень готовности средств защиты и диагностики. И ни в коем случае не скрывать факты заболеваний.

Таковы основные задачи, которые нам необходимо реализовать в этом году. Вы должны понимать всю их значимость и политический смысл.

Я рассчитываю на серьезную скоординированную работу акимов всех уровней. Уверен, что каждый из вас имеет все необходимое: опыт, знания, ресурсы для решения этих задач.

Мы должны добиваться того, чтобы в каждой семье работал хотя бы один человек, чтобы каждая семья имела автомобиль, жилье. Это задачи, решения которых от нас ожидают люди. Поставьте их перед собой.

Администрации Президента нужно взять на жесткий контроль исполнение всех моих сегодняшних поручений.

Құрметті әріптестер!

Соңғы кезде азаматтардың хаттары мен Қазақстанның бірқатар баспасөз басылымдарында мемлекеттік қызметшілер мен жоғары әскери шен иелерінің мерейтойлар мен той салтанаттарына және мемлекеттік наградалар мен әскери шендер алуына байланысты шектен шыққан, ас та төк жиындар өткізу тәжірибесі жағымсыз жағынан атап көрсетілуде. Әдетте, ондай мерекелік банкеттерге тек туған-туыстары, дос-жарандары мен әріптестері ғана емес, сонымен бірге түрлі деңгейдегі және дәрежедегі лауазым иелері, араларында еліміздің өңір басшылары да бар, аса көп қонақтар шақырылатын болып жүр. Қайсыбір шенеуніктердің бүгінде ресми іс-шараларға қарағанда түрлі жиын-тойларда көбірек бой көрсететін «той көркіне» айнала бастағанын да айта кеткен жөн.

Ауқымды «банкеттік отшашулар» қазірдің өзінде мерекелік отшашулармен бәсекелесе бастады, ал рәсімдердің сән-салтанаты мен қонақтардың, әсіресе жоғары лауазымды қызмет иелерінің саны көбіне-көп салтанат иесінің абырой-беделінің өзіндік бір өлшеміне де айналып барады.

Қоғамымызда әлеуметтік мәні бар осы мәселенің асқынғаны соншалықты, мемлекеттік қызметшілер арасында қайтыс болған жақындарын ақтық сапарға шығарып салудың өзі де жарасымсыз бәсекеге айналғандай. Діни әдебиеттерде бұл жөнінде ештеңе айтылмағанына қарамастан, қайтыс болған кісінің қырқы мен жылына арнап бір емес, бірнеше мал сойылып, жүздеген адамдарға лайықталған дастархандар жайылуда. Мәселен, Астанадағы «Меруерт», «Аққу» мейрамханалары күн сайын түс мезгілінде осындай жиындардан босамайды. Онда да негізінен жұмыстарынан кешігіп, қайтыс болған кісіге бәлендей тікелей қатысы жоқ жоғары лауазымды қызмет иелері жүргенін көресің. Бұл жиындарға ұлттық салт-дәстүріміз деп қараған күннің өзінде де, олар қайтыс болған азаматтың жақын туған-туыстары мен дос-жарандарының аясында ғана өткізілгені орынды болар еді.

Ал асыра дабыра мен ас та төктіктің бәрі, сөз жоқ, жұртшылық арасында жағымсыз әсер тудырып, әрі, тұтасымен алғанда, шенеуніктер мен мемлекеттік биліктің бет-бейнесіне де нұқсан келтіруде. Келешегімізге арнап өте ауқымды әрі күрделі міндеттер белгілеп отырған біздің елдің азаматтары үшін той-жиынға шектен тыс әуестенуден гөрі ұтымды еңбек етіп, заман талабына сай өнер-білім, ғылым игеріп, салауатты өмір салтына бет бұрғаны, бос уақыттарын мейлінше мазмұнды әрі тиімді өткізуге ұмтылғаны орынды болар еді.

Сөз орайында көршіміз Қырғыз Республикасында бұл мәселе жөнінде ресми түрде шешім қабылданып, шектеу қойылғанын да айта кетпекпіз.

Осыларды ескере отырып, орталық мемлекеттік органдардың басшылары мен облыстардың, Астана және Алматы қалаларының әкімдеріне әр қызметкерден өздерінің іс-әрекеттеріне қарапайымдылық танытуды талап ететін «Қазақстан Республикасы мемлекеттік қызметшілерінің ар-намыс кодексін» қатаң ұстануын қамтамасыз етуді тапсырған жөн деген пікірдеміз.

Сөз соңында айтарым: бүгінгі айтылған келелі ой, келісті пікір, орнықты сын-ескертпелерден тиісті қорытынды шығарып, білек сыбана іске кірісу ғана қалды.

Казахстанцы ждут от нас мер, улучшающих жизнь простых людей. Больше слушайте их. Сделайте так, чтобы обращения, заявления граждан напрямую попадали к вам, а не сортировались.

Прошедшие президентские выборы, единодушие казахстанцев говорят о нашей большой ответственности перед народом.

Еліміздің қарқынды дамуы бізден батыл шешім мен еркін қимылды қажет етеді. Алда атқаратын істер де жеткілікті. Сол міндеттерді жүзеге асыруда сіздерге абырой мен табыс тілеймін.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии