Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Проблема государственного языка? Спросите у бизнеса как!

Фото : 17 апреля 2006, 11:13


(Пошаговая инструкция прилагается)

№ 15 (279) от 17.04.2006
Ерлан СЕЙТИМОВ, бизнес-консультант

Многочисленные телепрограммы и статьи в наших СМИ однозначно показывают, что состояние государственного языка на сегодня можно назвать кризисным. На тему «Кто виноват?» и «Что делать?» сломано копий больше, чем во всех битвах с джунгарами, вместе взятых. Но, если взглянуть на проблему с точки зрения бизнеса, то все становится на свои места. Любой грамотный менеджер скажет, что над проблемой просто нормально не работали: ответственного руководителя нет, критериев оценки работы нет, эффективной рекламы и PR нет…

1. Кадры решают все

1А. В бизнесе при решении любой задачи всегда есть конкретное лицо, персонально отвечающее за результат (председатель правления банка, главный редактор, бренд-менеджер, директор фирмы). За состояние преступности отвечает гоподин Мухамеджанов, за здравоохранение - господин Досаев, а за инфляцию - господин Дамитов. Вы знаете, кто персонально отвечает за развитие казахского языка? И есть ли такая должность в госаппарате? Прямо сейчас спросите своих знакомых или коллег. Не уверен, что больше 5% опрошенных смогут назвать должность или фамилию этого чиновника. Я тоже не знаю. А ведь человека, отвечающего за эту глобальную проблему (по большому счету решается вопрос: сохранятся ли казахи как нация или растворятся как креолы) должны в Казахстане знать все.

1.Б. Практика показала, что государственные задачи эффективно решают успешные люди, проще говоря, не «голодные». Например, в России губернатором Красноярского края стал мультимиллионер Хлопонин, один из руководителей ФПГ «Онэксим». Естественно, что он не озабочен «распилкой» бюджета, а делом чести считает показать мастерство менеджера в деле развития и процветания своего края.

2. Как считать?

Главный двигатель бизнеса - это прибыль, это результат, который всегда очень конкретно и внятно считается: разница между доходом и расходом, количество проданного товара (литры, штуки, килограммы), тираж и число подписчиков газет и журналов, рейтинг телепрограммы и радио, число клиентов… Список можно долго продолжать, виды результата работы будут самыми разнообразными, но одно правило неизменно - всегда можно точно оценить работу конкретного ответственного лица или возглавляемой им организации.

Как измеряется работа по развитию казахского языка? В каких единицах? Какие темпы? Каково было положение 5 лет назад, 10 лет назад? Что будет через год, два, 15 лет? Есть ли точный план? Если есть какие-то документы, почему их не освещают в прессе? Только не надо мерить работу количеством освоенных бюджетных денег. Представьте, что банкир или главный редактор будет приводить в свое оправдание сумму истраченных денег. Комментарии излишни.

Конечно, в такой суперзадаче будет существовать множество критериев. Предложу только один, уверен, что читатели предложат еще. Не ошибусь, если скажу, что количество рассматриваемых в судах дел на государственном языке не превышает 25 %, а скорее, еще меньше. Почему бы не поставить конкретную задачу - довести за ближайшие 10-15 лет эту цифру до 50%-70%, с разбивкой по годам? Это будет очень трудной задачей: здесь и повышение уровня владения языком всех сторон судопроизодства, подготовка нормативных актов, соответствующая компьютеризация и т. д. Но ведь все это решаемо…

3. Реклама - двигатель…

Посмотрите, как рекламируется бизнес! Пиво, телевизоры, памперсы, банки, сотовая связь и все-все-все. Красочные билборды, яркая полиграфия, море креатива, «ударные» ролики, неожиданные ракурсы и слоганы. И это понятно: ведь надо привлечь потребителя, уговорить его купить свой товар, обогнать конкурента и здесь копирайтеры и криэйторы душу вкладывают в свое дело. (И получают очень конкретные суммы за очень конкретно измеряемый результат.)

А как рекламируется казахский язык? Огромный щит унылого цвета и текст типа: «Тілсіз ұлт жоқ». Или убористый текст на 15 строчек с подписью Абая. «Скучно, девушки!». Сразу видно, что стояла задача не привлечь, «зацепить» аудиторию, а освоить бюджет.

Когда стоял вопрос о судьбе государства, появлялись шедевры пропаганды: «Ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовет!». Эти плакаты били в сознание, в совесть граждан и выполняли свою задачу.

Если мы говорим, что стоит вопрос о судьбе нации, почему нет аналогичных примеров? Наш народ гордится своими батырами и по праву: 9-ю в мире по размерам территорию они защитили и сохранили для нас. Если Кабанбай батыр в окровавленных доспехах после битвы с огромного билборда спросит: «Баурым! Қазақ ша сойлейсін, бе?», думаю эффект на казахов, не владеющих родным языком, будет весомым.

4. У каждой задачи - своя целевая аудитория (ЦА)

У маркетологов есть выражение: «Если вы не сегментируете рынок, рынок сегментирует вас». То есть продукт надо производить строго для определенной ЦА: сегодня продаются сотовые телефоны для молодежи, для женщин, для бизнесменов, для бедных. И язык для юристов-профессионалов должен доводиться не так, как для чиновников или подростков.

«…когда определялась стратегия вывода «Тинькофф» на рынок, то выбор пал на формирующийся класс менеджеров высшего и среднего звена. После… оставалось только изучать их, чтобы выявить и сформировать их систему мировоззренческих и потребительских ценностей. И выяснили их главное свойство - они хотят жить «по-другому», быть не такими, как все». («Эксперт» № 42, 2005) То есть реклама пива была построена на ценностях ЦА, и успех не заставил себя ждать.

У молодежи студенческого возраста одна из главных ценностей - общение, знакомства, флирт. И они будут ходить в дискуссионные казахские клубы (как сейчас ходят в английские) в основном, преследуя свой главный интерес и попутно эффективно изучая государственный язык. Реально? Реально.

5. Бенчмаркинг. Израиль и Ирландия

Бенчмаркинг - это метод, с помощью которого компания проводит сравнение своей деятельности с более успешной практикой других компаний в целях осуществления конкретных изменений, позволяющих улучшить свою деятельность и повысить работоспособность.

И Израиль, и Ирландия решали аналогичную проблему с более худших позиций, чем Казахстан. Наверняка наши чиновники ездили в эти страны перенимать этот опыт. Где эти технологии? Как они внедряются?

И есть еще один пример, где можно поучиться у евреев. Это отношение к соплеменникам, не владеющим родным языком. Господин Машкевич является лидером своей диаспоры в Казахстане. Березовский и Гусинский руководили в свое время этническими общинами в России. Более чем уверен, что все они не владеют ивритом в совершенстве и более чем уверен, что евреи их за это не ругают, потому что они ценны для своего народа не как филологи, а как лидеры и бизнесмены. А мы видим, как у нас на пресс-конференциях, в СМИ поддевают казахов-министров и других специалистов, плохо владеющих родным языком. Вопрос этот сложный, неоднозначный, но главный упор надо делать на подрастающее поколение, делать для них качественные учебники, решать вопросы в других сферах, на перспективу, а «топить» и попрекать своих братьев - от этого глобальный вопрос с языком быстрее не решится.

6. Бенчмаркинг. Китай

«Сиди спокойно на пороге своего дома - и мимо пронесут тело твоего врага». Эту мудрость демонстрирует нам Китай, где политики мыслят категориями столетий. В свое время, когда мир уже уходил от прямого колониализма, китайцы поставили перед англичанами вопрос о возврате своей территории Сянган, который британцы именовали Гонконгом. Но тогда все еще мощная Британия продлила срок владения городом на 99 лет. И китайцы без истерик о родной земле, без криков об ускорении процесса спокойно прождали век, и недавно им в руки заслуженно упал долгожданный плод - супергород с финансовой структурой мирового класса.

Деятелям, про которых было сказано, что они «вышли из КПСС, но КПСС не вышла из них», предлагающим большевистское решение проблемы: «железной рукой загнать человечество в счастье», хорошо бы знать этот пример наших мудрых соседей. В мире бизнеса знают, что потребителя нельзя заставить полюбить свой товар, только грамотным маркетингом решается эта задача.

Нельзя сказать, что русскоязычные отвергают казахский язык, почти в каждой казахской группе детсада есть дети-неказахи. Наши русскоязычные сограждане хотят учить и знать государственный язык. Просто надо правильно организовать процесс. И он пойдет.

«Көз қорқақ, қол батыр ал, асығыс - шайтанның ісі».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии