Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Контрабанда наступает. Можно ли поставить ей прочный заслон?

Фото : 19 апреля 2006, 11:23

Контрабанда наступает. Можно ли поставить ей прочный заслон?

АСТАНА. 19 апреля. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Термины «серый импорт», «интеллектуальная контрабанда» получили широкое распространение во всем мире в связи с увеличением объема внешней торговли товарами, произведенными с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Сейчас, по различным оценкам, объем рынка контрафактной продукции в мире достиг 600 млрд. долл. США. Эта проблема наносит урон экономике как развитых, так и развивающихся стран. В развитых странах, в первую очередь, страдают музыкальная индустрия и производители компьютерного программного обеспечения. Развивающиеся страны испытывают сложности из-за очень большой доли подделок на рынках. Это приводит к сокращению притока иностранных инвестиций, поскольку сложно привлекать инвестиции, когда рынок переполнен подделками.

Проблема «интеллектуальной контрабанды» остается актуальной и в Казахстане. Меры, направленные на повышение эффективности деятельности таможенных органов в охране прав интеллектуальной собственности, были рассмотрены на прошедшем в Астане «круглом столе» с участием руководителей структурных подразделений Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, Генеральной прокуратуры РК, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, МВД РК, Министерства индустрии и торговли РК, а также представителей неправительственных организаций.

Цель мероприятия, по словам заместителя председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК Кайсара Сейтжанова, заключается в рассмотрении вопросов пресечения ввоза и вывоза контрафактной продукции через таможенную границу, обсуждении возможностей наделения таможенных органов дополнительными полномочиями по изъятию продукции с признаками контрафактности, не ожидая заявления правообладателей, а также возбуждению административных производств по правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

Проблемы эти достаточно серьезны, и не случайно актуальность защиты прав интеллектуальной собственности отмечена и в Послании Президента народу Казахстана, где указано, что одним из важнейших условий успешной интеграции нашей страны в мировую экономику является формирование благоприятных условий для производства товаров с защищенной торговой маркой и правами интеллектуальной собственности.

Кто стоит на переднем крае борьбы с наплывом контрабанды? Конечно, таможня. Учитывая, что основной поток контрафактной продукции поступает на территорию Казахстана из других государств, деятельность таможенных органов, направленная на пресечение незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, играет исключительную роль.

На сегодняшний день, согласно законодательству РК, таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, при обнаружении признаков их контрафактности, - только на основании заявлений правообладателей.

Поэтому действия таможни по применению ограничительных мер строго лимитированы имеющимся Реестром и, соответственно, напрямую зависят от количества обращений правообладателей о внесении того или иного товара в указанный Реестр. В свою очередь, Реестр, так называемый перечень товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с законодательными актами РК, формируется на основании заявления правообладателя, и, если продукция не включена правообладателем в Реестр, таможенные органы не правомочны применять меры по ограничению и запрещению перемещения и выпуска товаров с имеющимися на товарных знаках обозначениями других фирм.

Наряду с предложениями по наделению таможенных органов дополнительными полномочиями, во избежание дублирования контрольных функций органов юстиции, предлагается рассмотреть возможность передачи права составления протоколов об административных правонарушениях таможенным органам в случаях, когда эти нарушения совершены при пересечении таможенной границы РК.

По мнению специалистов, наделение таможенных органов дополнительными полномочиями должно позитивно повлиять на рынок интеллектуальной собственности и создать благоприятные условия для развития правоотношений в данной сфере.

Следует отметить, что опыт других стран показывает: функция таможни

по защите прав владельцев объектов интеллектуальной собственности (авторы произведений литературы, искусства, производители фонограмм, владельцы зарегистрированного товарного знака, обладатели патентов на изобретение и т.д.) осуществляется как на национальном, так и на международном уровне.

Международные организации, вовлеченные в обеспечение защиты интеллектуальной собственности, такие как ВОИС (Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация) выражают особое беспокойство, вызванное увеличением доли контрафактной и пиратской продукции на международном рынке. Это наносит весомый ущерб экономике государств, правообладателям, интересам добросовестных производителей и потребителям. Такой нелегальный бизнес процветает, принося огромную прибыль преступному сообществу, которое, в свою очередь, инвестирует средства, добытые преступным путем, в расширение производства контрафактной продукции.

От этого страдают государство, общество и сами правообладатели. Среди отрицательных последствий деятельности пиратов следует выделить, прежде всего, уход от оплаты налогов в бюджет, подрыв деятельности легальных производителей и импортеров, нарушение принципа свободной конкуренции, а также угрозу жизни и здоровью граждан. На государственном уровне - подрыв авторитета страны и, как следствие, отток иностранных инвестиций, необходимых для развития важнейших отраслей национальной экономики.

Думается, что вышеизложенные аргументы достаточно убедительны, чтобы признать защиту прав интеллектуальной собственности одной из приоритетных задач политики государства.

Уместно напомнить, что пиратские и контрафактные товары можно выявить еще на границе, в процессе таможенного контроля, и не допускать их последующего распространения в торговый оборот. Таким образом, роль таможни как правоохранительного органа в защите интересов правообладателей сводится, главным образом, к обеспечению надлежащего контроля товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу, выявление поддельной, нелегальной продукции и принятие необходимых мер для недопущения их выпуска в торговый оборот, т.е. принятие пограничных мер.

Одним словом, таможенные органы должны стать эффективным механизмом защиты интересов государства, общества и правообладателей интеллектуальной собственности.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии