Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правосудие и гражданское общество: реалии и перспективы

Фото : 20 апреля 2006, 09:51

Правосудие и гражданское общество: реалии и перспективы

Становление и развитие гражданского общества на постсоветском пространстве — едва ли не самый актуальный и обсуждаемый социально-политический вопрос. Феномен гражданского общества анализируется учеными-правоведами, социологами, политологами, практикующими юристами, представителями общественности. При всем многообразии подходов к рассматриваемому явлению интегрирующая основа механизма саморегуляции гражданского общества, как правило, базируется на свободном рынке, политических свободах, доступе к справедливому и независимому правосудию.

Взаимообусловленность уровней развития судебной системы и развитости институтов гражданского общества в правовом, демократическом государстве объективно предопределяется общим источником — социальным поведением людей, уровнем их политической и правовой культуры. Поэтому эффективность судебной власти обусловлена и зависит не только от количественного и качественного уровня кадровой обеспеченности, материально-технического и иного ресурсного обеспечения судебной деятельности, но и от активной социальной позиции населения в защите своих прав и охраняемых законом интересов, все большей приверженности к цивилизованным способам разрешения конфликтных ситуаций.

Образно говоря, судебная деятельность отражает динамику социального развития в рамках правовой культуры. И процесс судебного реформирования невозможен без учета мнений представителей всех структур гражданского общества.

Анализ итогов судебного реформирования за истекшее десятилетие свидетельствует о широком участии общественности в проводимых преобразованиях, связанных с осуществлением правосудия. И это вполне закономерно, так как основные принципы функционирования судебной власти в государстве объективно детерминируются социально-экономическими и политическими факторами, то есть идеология судебного реформирования отражает существующие социальные запросы и ожидания на конкретном этапе общественного развития.

Поэтому любая серьезная оценка состояния и перспектив существующей судебной системы требует обстоятельного изучения в первую очередь уровня социальной активности членов общества и ее детерминантов, степени развитости и структурированности институтов гражданского общества и в целом — динамичности демократических преобразований, проводимых в государстве.

Данный методологический тезис, в принципе, подтверждается при анализе проводимых судебных преобразований в нашем государстве.

Принятию в рамках проводимой судебной реформы тех или иных принципиальных решений обычно предшествует некий сигнал, посылаемый обществом. Формы и способы объективизации таких сигналов могут быть различными, но, по сути, они всегда — показатель необходимости тех или иных модификаций системы правосудия.

С этих позиций представляет интерес ретроспективный анализ наиболее значимых, можно сказать, принципиальных явлений и тенденций в судебной системе, в решающей степени обусловленных динамикой социальных потребностей и запросов. Как известно, в августе 2001 года на страницах периодической печати был опубликован проект Концепции развития судебной системы Республики Казахстан, обсуждение которого в обществе стало не просто заметным, а знаковым явлением в социально-правовой жизни республики. Этот документ — реальная концепция развития судебной системы, базирующаяся не только на принятых незадолго до этого принципиальных законах, идеологически и организационно выделивших судебную власть на уровень действительно независимой ветви государственной власти, но и на приемлемом опыте развитых в правовом отношении государств, а также передовых идеях ученых и практиков.

Большинство прогрессивных нововведений, предусмотренных проектом концепции, было реализовано и стало неотъемлемой частью нынешней системы правосудия, ряд идей находится в процессе осуществления, и, что очень важно, процесс совершенствования в этой области продолжается, обогащаясь новыми идеями и замыслами.

В первую очередь следует назвать объективно развивающуюся тенденцию расширения сферы судебной компетенции за счет вовлечения в юрисдикцию новых видов общественных отношений. Этот процесс объективируется многочисленными изменениями и дополнениями практически во все отрасли отечественного законодательства. И если проанализировать большинство внесенных за последние годы поправок в отраслевое законодательство в целом, то достаточно отчетливо вырисовывается тенденция расширения сферы судебной защиты, что следует связывать с практической реализацией общественных потребностей.

Сферой судебной юрисдикции должны быть охвачены практически все области деятельности государственных органов и должностных лиц, касающиеся прав граждан и организаций (штрафы, проверки, аресты счетов, ограничения в распоряжении и иные действия, способные затронуть сферу интересов граждан и юридических лиц). Данное положение носит концептуальный характер и должно расцениваться как одно из важнейших проявлений развития принципа доступности судебной защиты.

С расширением пределов судебной защиты объективные общественные потребности в дифференциации разновидностей судебных процедур привели к созданию специализированных судов (экономических, административных). При этом процесс анализа необходимости дальнейшей специализации судов продолжается. В частности, ожидается появление ювенальных судов, в перспективе не исключается специализация по семейному судопроизводству, трудовым конфликтам и другим.

В этот же период в социуме и широких кругах юридического сообщества сформировалось мнение о том, что эффективность производимых в судебной системе реформ объективно требует серьезного пересмотра роли и места районного суда как основного звена всей системы судопроизводства.

Благодаря принятию необходимых мер в области материально-технического обеспечения, оплаты труда, доступа к юридической информации, кадрового обеспечения, профессиональной независимости, повышения социального престижа и личной безопасности судей районный суд приобрел качественно новый статус.

К числу недавних несомненных достижений отечественной судебной системы, бесспорно, следует отнести введение суда присяжных заседателей. От декларации на конституционном уровне данного положения судопроизводства до его практической законодательной реализации прошел немалый срок. Данное обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале норм действующей Конституции.

Прогрессивный характер судопроизводства с участием присяжных заседателей признавался передовой юридической мыслью еще во второй половине 90-х годов прошлого столетия, однако только сейчас мы можем сказать, что необходимые предпосылки для внедрения в реальную юридическую практику данного института приобрели зримые очертания. Судебной системой Казахстана сделан еще один важный и принципиальный шаг на пути совершенствования судебной власти, теснейшим образом связанный с попыткой реализации в рамках гражданского общества установки на общественный контроль при осуществлении правосудия.

Принципиальным событием для юридической практики стало открытие несколько лет назад официального сайта Верховного суда, на котором размещено более 80 тысяч судебных актов. Значение этой инициативы Верховного суда трудно переоценить. У судей, прокуроров и других практикующих юристов появилась уникальная возможность изучения и обобщения тенденций судебной практики и использования этих материалов в повседневной деятельности. Как практикующий юрист, могу отметить, что публикация судебных актов делает правосудие более открытым, транспарентным и в известной степени способствует процессу гармонизации отношений участников процессуальных отношений, стимулирует судейский корпус на поддержание необходимого квалификационного уровня при отправлении правосудия.

Важный результат судебного реформирования — формирование абсолютно нового социального образования — судейского сообщества, играющего ныне серьезную роль в развитии и укреплении судебной власти. Съезды судей с участием Президента страны дают новый импульс для широкого общественного обсуждения актуальных вопросов правосудия. Судейское сообщество постепенно становится внутренне организованной, саморегулирующейся системой, способной совершенствоваться под воздействием социальных потребностей. В силу публичного характера правосудия ценностные ориентации гражданского общества, преломляясь в правосознании судей, объективно не позволяют судьям игнорировать оценку гражданами того или иного судебного акта, следовательно, система гарантированна от замкнутости и изоляции от общественного мнения.

В силу исключительной социальной значимости правосудия к нему всегда предъявляются высокие общественные требования, причем нередко опережающие объективно обусловленные возможности судебной системы. Отчасти именно поэтому любые ошибки и недостатки судебной системы воспринимаются очень болезненно. С одной стороны, это следует рассматривать как несомненную дань уважения судебной системе, признания ее особой роли в обществе и государстве, с другой — высокий общественный статус предполагает столь же высокую степень социальной ответственности за любое нарушение. Не случайно так остро обсуждаются в обществе случаи коррупции в судебной системе, нарушения судьями норм профессиональной этики, недостатки в подборе и расстановке кадров. Действительно, общество имеет право на такую критику. Но следует иметь в виду, что некоторое увеличение профессиональных нарушений, выявленных в деятельности судьей, по сравнению с предыдущим периодом, может свидетельствовать как раз о решимости судейского сообщества реагировать на любой негативный факт и реально избавляться от судей, не соответствующих своему высокому званию.

Также не могу согласиться с коллегами, чьи оценки судебного реформирования и судейского корпуса носят преимущественно отрицательный характер. Такая точка зрения противоречит объективному процессу демократизации государственной и общественной жизни.

Таким образом, рассмотрение проблемы совершенствования правосудия в неразрывном единстве с социальными процессами представляется теоретически обоснованным и подтверждается анализом практики судебного реформирования последнего десятилетия.

Салимжан МУСИН,

адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии