Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выступление Главы государства на отчете Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по итогам 2005 года (г. Астана, 19 апреля 2006 года)

Фото : 20 апреля 2006, 10:25
Выступление



Прошлый отчетный год, о котором мы сегодня говорим, характеризовался стабильным развитием финансового сектора страны. Он остается наиболее динамично развивающейся сферой нашей экономики. Укрепляется ресурсная база, расширяется спектр предоставляемых услуг, совершенствуется система регулирования данного сектора.

Все это позволило финансовым организациям укрепить, я считаю, свой запас прочности. Показатель отношения активов банков второго уровня к ВВП в прошлом году составил 67%, что соответствует уровню стран Восточной Европы. По другим показателям финансового рынка Казахстан тоже приближается к уровню этих стран.

Высокие темпы развития финансового сектора открыли новые возможности для расширения бизнеса в стране, организации своего дела. Это сопровождалось высокими темпами развития экономики и доходов нашего населения, ростом производства товаров и услуг и деловой активности.

Сегодня одной из ключевых задач финансовой системы является активное содействие в решении общей задачи, которая поставлена в моем Послании, это вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Это предполагает очень серьезную работу всех институтов страны, проведение эффективной денежно-кредитной политики, а также дальнейшее укрепление устойчивости и конкурентоспособности финансового сектора.

.

Это остается первоочередной задачей.

В 2005 году удалось удержать инфляцию в рамках установленных прогнозных ориентиров. Поэтому, из всех разговоров, которые мы вели вчера и сегодня, из всех ваших предложений надо найти действенные меры по обеспечению низкого уровня инфляции, который является важнейшим условием экономического роста, социальной стабильности, поддержания инвестиционного климата и успешной реализации принятых всех государственных программ.

Национальному Банку и Правительству поручаю: рассмотреть всю эту работу по проведению эффективных антиинфляционных мероприятий, и на таком же заседании мы снова обсудим. Срок - месяц. При этом, наряду с индексом потребительских цен следует учитывать при выработке антиинфляционной политики факторы, оказывающие влияние на рост цен в различных отраслях и в сферах, а также на экономику в целом. Если есть необходимость, надо пригласить всех областных акимов, и еще раз обсудить меры, которые мы уже подготовили.

Необходимо дальнейшее укрепление денежно-кредитной политики. Национальный банк должен проводить последовательную политику сбалансированного увеличения предложения денег экономике, увязанную с экономическим ростом страны.

В целом необходимо достичь снижения инфляции в сочетании с высокими темпами деловой активности в стране.

Валовой внешний долг страны в прошлом году увеличился на 9,4 млрд. долларов США и достиг 41,5 миллиарда долларов США. При этом, внешний долг банковского сектора, вдвое увеличившись за прошлый год, составил почти 14 миллиардов долларов или почти 25% от ВВП. На это обращается внимание?

Как следствие - рост рисков. Риски возрастают из-за концентрации внешних займов у сравнительно небольшого количества системообразующих банков и предприятий, привлекающих значительные суммы.

С одной стороны, это свидетельствует о привлекательности и доверии к нашей экономике. Однако, в целом необходима объективная оценка ситуации и возможных последствий. Поэтому, следует определить оптимальные критерии внешних заимствований с учетом ситуации, экономической целесообразности и международной практики в этом вопросе.

Агентству финансового надзора совместно с Национальным Банком нужно принять дополнительные меры по усилению требований по ликвидности банков по отношению к привлеченным внешним займам. Если действующее Правило достаточной капитализации недостаточно действенно, значит надо внести в него соответствующие коррективы.

В целом Правительству совместно с Национальным Банком и Агентством необходимо разработать Концепцию единой системы управления государственным долгом и совокупным внешним долгом.

Дискуссии в отношении ситуации в мировой финансовой системе требуют внимательного изучения данного вопроса. Надо рассмотреть различные возможные варианты развития ситуации. Нацбанку и Правительству - провести анализ и решить вопрос относительно корзины валют, оптимальной структуры внешних активов, чем занимаются, как мы видим, некоторые государства, в том числе соседние с нами.

Кроме того, следует иметь в наличии систему раннего оповещения финансового кризиса с различными вариантами реагирования на складывающуюся ситуацию. Должна быть группа людей, которая занимается этим и отслеживает ситуацию.

С 2007 года завершается процесс либерализации валютного режима. У нас начинается новый этап функционирования национальной валюты.

Поэтому в этом году надо принять все необходимые меры и создать условия для последующей отмены ограничений на проведение валютных операций и переходу на принципы полной конвертируемости национальной валюты. Вот так формулируется задача.

Но, исходя из того, что мы сейчас видим по инфляции и по всем вопросам, все будет зависеть от того, как мы в этом году сработаем. И мы должны к концу года рассмотреть этот вопрос.

Нужно выработать новые подходы к регулированию рисков, связанных с движением капитала. При этом должна быть налажена тесная работа Национального Банка и Агентства с налоговыми и таможенными органами.

Требует активизации участие населения в деятельности инвестиционных фондов.

С принятием Закона «Об инвестиционных фондах» наблюдается бурный рост активов инвестиционных фондов, и мы должны отметить это как положительный факт.

Вместе с тем, среди населения отсутствуют какие-либо представления о фондах, управляющих и вообще о рынке ценных бумаг. Некоторые ассоциируют инвестиционные фонды с пирамидами. Это затрудняет продвижение идеи коллективных инвестиций. Людям надо объяснить, каковы риски, надо заниматься контролем. Вкладчики впервые в Казахстане занимаются этим. Агентство должно заказывать разъяснительные ролики, выступать в средствах массовой информации, разъяснять все вкладчикам.

Накопительная пенсионная система продолжает сталкиваться с превышением спроса на финансовые инструменты над их предложением, хотя в последнее время мы приняли соответствующие законы.

В целом в настоящее время динамично растут и инвестируют свои активы не только пенсионные фонды, но и инвестиционные фонды, страховые компании, банки и институты развития. Количество государственных ценных бумаг, выпускаемых Министерством финансов и Национальным Банком, неуклонно сокращается. Это верно в условиях профицита бюджета. Однако необходимо соблюдать требования пенсионного законодательства по сохранению накоплений пенсионеров. Здесь тоже должен быть разумный баланс.

Министерству финансов надо придерживаться графика по выпуску государственных ценных бумаг и обеспечить фактический объем заимствования, равный запланированному. При этом фактический объем заимствования не должен зависеть от текущей ситуации с исполнением бюджета.

Считаю, что это позволит решить комплекс проблем, связанных не только с развитием пенсионных фондов, но и развитием рынка ценных бумаг в целом, создать кривую доходности в качестве ориентира для негосударственных ценных бумаг, и предоставить ликвидный инструмент на рынок.

Недостаточно используется потенциал накопительного страхования жизни как инструмента социальной защиты населения и аккумулирования финансовых ресурсов. Отсутствует доступная информация о страховых продуктах, деятельности страховых организаций. В целом страховой рынок у нас неплохо растет. Однако, объем страховых премий, собранных за прошлый год по отрасли «страхование жизни» низок, по сравнению с другими видами страхования, т.е. мы не ведем разъяснительную работу.

Задачей Агентства финансового надзора должно стать осуществление с участием всех профессиональных участников страхового рынка мероприятий, позволяющих повысить привлекательность страхования для населения и принятие мер по обеспечению сохранности накоплений в организациях, осуществляющих страхование жизни, а также по развитию долгосрочных финансовых инструментов.

Актуальным вопросом является дальнейшее совершенствование законодательства по защите прав инвесторов и миноритарных акционеров, о чем я говорил в Послании. Сегодня мы этот вопрос затрагивали.

Здесь первоочередной задачей является совершенствование положений корпоративного управления, реальная защита прав инвесторов на уровне корпоративного регулирования, прозрачность публичной информации.

В рамках проведенного недавно анализа эффективности деятельности аппаратов Национального банка и Агентства, у обеих организаций отмечается хорошее качество веб-сайтов. При этом у Агентства относительно высокое количество документов, обращающихся в электронном виде. Неплохие позиции наблюдаются у них и по управлению человеческими ресурсами. Для дальнейшего улучшения по данному направлению требуется усилить работу по обучению персонала, снижению текучести кадров.

Вместе с тем по оказанию государственных услуг, и Нацбанк, и Агентство находятся в последних группах по эффективности. Поэтому наиболее важной задачей на данном этапе является повышение качества предоставляемых услуг. Нужно максимально сокращать сроки прохождения документов. Если мы говорим об «электронном правительстве» в целом, то все должны брать пример с вас. Считаю, что корпоративное управление, если говорить о финансовом секторе, неплохо поставлено в компании КазМунайГаз, которое соответствует мировым стандартам. Надо изучить их опыт и внедрить в другие, не только национальные компании.

С учетом нашей стратегической задачи по вхождению число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, мерами по либерализации и вступлению в ВТО, перед финансовым сектором стоят следующие приоритетные задачи.

Полагаю, Национальному Банку совместно с Агентством финансового надзора и Правительством важно приступить к разработке новой комплексной Концепции развития финансового сектора на среднесрочный период. Необходимо определить четкие приоритеты развития финансовой системы на основе планируемого Отчета о финансовой стабильности страны.

В рамках этой работы надо комплексно проанализировать имеющиеся преимущества и новые возможности финансовой системы страны.

В целом с учетом сегодняшнего обсуждения необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на решение вопросов, которые мы здесь подняли. И здесь нужна совместная согласованная работа Правительства, Национального Банка и Агентства. Я назначаю куратором Карима Масимова, заместителя Премьер Министра. В рамках Совета экономической политики необходимо все эти вопросы просмотреть.

В целом мы должны сказать о том, что наш банковский сектор, как он развивается, и чего он достиг, должно являться гордостью нашей страны. Сегодня мы обсуждаем подробно эти вопросы, потому что банки и банковская система - это кровеносная система экономики страны. И здесь у нас в целом сосредоточены квалифицированные опытные кадры, имеющие соответствующее образование и опыт работы. И мы вправе надеяться на вас.

Экономика развивается высокими темпами. Это хорошо, но при этом трудно «держать» низкий уровень инфляции и все остальные макроэкономические показатели.

Промышленность, производство, сельское хозяйство, товаропроизводители работают и надеются на то, что мы с вами будем управлять экономикой и финансовой системой так, чтобы ничего не упустить, чтобы они не имели отрицательных показателей в своей деятельности в конечном итоге. Это зависит от Национального Банка, надзорного органа, и Министерства финансов и экономики, и от Правительства, от их совместной работы. Здесь не должно быть такого разделения: вот это орган, подчиненный напрямую Президенту, а вот этот - Правительству. У нас это присутствует. Поэтому Масимову поручаю координировать все эти вопросы и докладывать мне.

Мы вступаем в важный этап развития и наше лидерство во всем должно сохраняться. Я желаю вам успехов.

По результатам обсуждения отчеты Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2005 год принять и составить соответствующий протокол с учетом мнений и поручений, которые сегодня были даны.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии