Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Всемирная Торговая Организация. Ликбез

Фото : 21 апреля 2006, 10:23

Всемирная Торговая Организация (ВТО)World Trade Organization (WTO) - порождение идей, возникших после окончания Второй Мировой войны. Однако для создания этой международной структуры потребовалось полвека.

После окончания Второй Мировой войны страны-победительницы попытались создать международные институты, которые были бы в состоянии устранить причины войн. ООН должна была предотвращать или пресекать войны, а три других специально сконструированных института должны были устранять экономические причины вооруженных конфликтов. Так были созданы Международный Валютный ФондInternational Monetary Fund, Всемирный БанкWorld Bank и Международная Торговая ОрганизацияInternational Trade Organization (ITO). Все три организации были созданы в рамках знаменитых Бреттон-Вудских соглашений, подписанных в 1944 году.

Однако Сенат СШАUS Senate одобрил первые две инициативы - создание Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка - но воспротивился идее создания Международной Торговой Организации, так как последняя, как посчитали сенаторы, предусматривала передачу многих полномочий суверенного государства международной структуре. В результате, Международная Торговая Организация так и не была создана. Однако было подписано временное соглашение - "Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле"General Agreement on Tariffs and Trade (GATT), которое было призвано регулировать правила международной торговли.

Именно из этого соглашения впоследствии выросла ВТО. 23 страны-члена GATT начали процесс переговоров о тарифах в 1946 году. Целью данных переговоров было стимулирование и поощрение либерализации международной торговли, а также отмена протекционистских инструментов, используемых практически всеми государствами мира с начала 1930-х годов. В результате первого раунда переговоров были упразднены 45 тыс. тарифных ограничений, которые касались примерно 20% объемов мировой торговли. Первый раунд переговоров, состоявшийся в 1948 году, получил название "Женевского", согласно месту проведения переговоров, после него были проведены "Ансийский" (Франция) - 1949 год и "Торкейский" (Великобритания) - 1951 год. Четвертый раунд вновь прошел в Женеве в 1956 году. За ним последовали "Диллонский", названый в честь заместителя госсекретаря США Дугласа ДиллонаDouglas Dillon - 1962 год, раунд Кеннеди - в 1967 году, Токийский раунд - 1979 год, Уругвайский раунд - 1993 год и раунд в Дохе 2001 года. От раунда к раунду росло количество государств, участвовавших в переговорах о тарифах. К примеру, в раунде 1948 года принимали участие 23 делегации, в 1956 году их число выросло до 26-ти, в 1967 году - до 62-х, в 1979 году - до 102-х, а в 1993 году - до 123-х. Именно в 1993 году на Уругвайском раунде и была создана Всемирная Торговая Организация, которая заменила GATT. В отличии от GATT, ВТО имела четкую институционально-организационную структуру.

Всемирная Торговая Организация ставит перед собой цель увеличения объема международной торговли путем снижения тарифов и устранения торговых ограничений. ВТО служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. ВТО имеет четкие принципы действий. Во-первых, мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, т.е. различную торговую политику по отношению к разным странам. Во-вторых, торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений. В-третьих, торговая система должна быть конкурентной. В-четвертых, система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму. Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.

При этом ВТО практикует уникальный метод работы. В отличие от абсолютно всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, в ВТО решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой - приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно. Ричард СтейнбергRichard Steinberg, профессор юриспруденции Калифорнийского УниверситетаUCLA, автор книги "Эволюция Торгового Режима"The Evolution of the Trade Regime: Economics, Law, and Politics of the GATT/WTO, утверждает, что во многих случаях эта система дает сбой, поскольку "большие экономики" далеко не всегда согласны принять решения, выгодные "малым экономикам".

Еще одна проблема ВТО - система разрешения торговых споров. Для этого существует особое подразделение - Совет по Разрешению ДиспутовDispute Settlement Body - особое совещание, в котором принимают участие представители всех государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а наказаний для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Сроки исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно останавливать периодически вспыхивающие "торговые войны".

Ныне в состав ВТО входит 150 государств. Последним, в декабре 2005 года, в состав ВТО вошло Королевство Тонга (ратификация должна пройти в июне 2006 года). Сроки переговоров о вступлении в ВТО различаются. Так, рекордно короткими были переговоры о вступлении Кыргызстана, продлившиеся 2 года и 10 месяцев, самыми длинными - переговоры о вступлении Китая, затянувшиеся на 15 лет и 5 месяцев. Россия, впервые подавшая заявку на вступление в 1993 году, до сих пор находится в стадии переговоров.

Первым постсоветским государством, вступившим в ВТО, стал Кыргызстан (20 декабря 1998 года). За ним последовали Латвия (10 февраля 1999 года), Эстония (13 ноября 1999 года), Грузия (14 июня 2000 года), Литва (31 мая 2001 года), Молдова (26 июля 2001 года) и Армения (5 февраля 2003 года). Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан имеют статус наблюдателя и также ведут переговоры о вступлении в эту организацию. Туркменистан - единственное государство бывшего СССР, которое вообще не имеет каких-либо официальных отношений с ВТО. 22 Апреля 2006 Washington ProFile

Всемирную Торговую Организацию критикуют буквально с момента ее создания. Критика ВТО может быть разделена на две основные категории - во-первых, оспариваются ее цели, во-вторых, осуждается ее деятельность и внутренняя структура.

Критика целей. ВТО была призвана максимально либерализовать и упростить систему международной торговли. Главные задачи ВТО - устранение тарифных и сокращение нетарифных ограничений - зиждятся на постулатах классической политэкономии, а в частности на "теории сравнительных преимуществ", согласно которой свободная торговля является оптимальной системой для всех стран без исключения. Тем не менее, некоторые современные теории экономического развития подвергают сомнению эффективность принципа laisser faire (можно перевести, как принцип невмешательства, честной игры и т.п.) для стран со слабыми экономиками. Сторонники этих взглядов считают, что свободная торговля приносит пользу лишь богатым странам, обладающим сильной экономикой. Из этого вытекает, что ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а де-факто защищает интересы развитых стран.

Кроме теоретико-философских противоречий, ВТО также сталкивается с критикой со стороны защитников окружающей среды. Они утверждают, что свободная торговля и дерегулирование отрицательно влияют на экологическую обстановку. Некоторые защитники окружающей среды считают, что само определение понятия "благо" в интерпретации ВТО состоит в увеличении валового внутреннего продукта, росте прибылей и пр., что автоматически приводит к пренебрежению экологией. Таким образом, задача повышения эффективности экономик кардинально противоречит охране окружающей среды.

Экономисты Майкл ВайнстайнMichael M. Weinstein и Стив ЧарновицSteve Charnovitz, опубликовавшие исследование на эту тему (называется "Озеленение ВТО"The Greening of the WTO) утверждают, что эта структура пытается найти необходимый баланс между обеспечением необходимых торговых условий и охраной окружающей среды, поскольку любые изменения в политике ВТО должны получить одобрение со стороны всех стран-членов. Вместе с этим, многие развивающиеся страны выступают против внедрения дорогостоящих технологий и стандартов по охране окружающей среды, так как это может подорвать их конкурентоспособность.

Критика структуры и деятельности ВТО. Противники ВТО часто обвиняют ее в недемократичности. Сторонники этой точки зрения уверены, что недемократичность ВТО позволяет индустриально развитым и "богатым" странам доминировать над "бедными" и развивающимися. Другим объектом критики является неэффективность деятельности ВТО. Критики утверждают, что основные требования по снижению торговых ограничений предъявляются лишь "бедным" странам, тогда как развитые страны продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер.

Экономисты Сьюзан ЭссерманSusan Esserman и Роберт ХоусRobert Howse в своей статье "ВТО под судом"The WTO on Trial  подвергают деятельность ВТО скрупулезному анализу. Так, по мнению авторов, еще ни в какой международной структуре споры и несогласия между странами не решались таким бесцеремонным и насильственным образом, как в ВТО. Авторы пытаются выяснить, каким образом ВТО использовала беспрецедентную, по своим масштабам, власть. Еще в 1995 году юридические нормы по решению и урегулированию международных торговых споров были предметом особой гордости основателей ВТО. Однако сегодня даже сами архитекторы международного торгового законодательства сознаются, что процесс стал неконтролируемым. Юридическая система ВТО все больше подвергается критике из-за своей неадекватности и несоответствии реальным нуждам стран-членов. Развивающиеся страны, в свою очередь, протестуют против нынешнего законодательства, так как, по мнению последних, не все страны-члены ВТО могут использовать положения законов ВТО с целью защиты своих интересов. 22 Апреля 2006 Washington ProFile

В ВТО может вступить любое государство или территория, обладающее автономными правами проведения своей торговой политики.

Процесс вступления ВТО делит на четыре основных этапа.

1 этап. Государство предоставляет полную информацию обо всех аспектах своей торговой и экономической политики, а также указывает, каким образом они соответствуют принципам ВТО. Данные документы могут анализироваться представителями всех государств, входящих в ВТО, однако официальные мероприятия и дискуссии проводит специально сформированная рабочая группа. На этом этапе вскрываются имеющиеся противоречия и проблемы.

2 этап. Члены ВТО проводят прямые переговоры с государством, намеревающимся вступить в эту организацию. В ходе переговоров должны быть урегулированы имеющиеся спорные вопросы. На этом этапе члены ВТО должны убедиться в том, что появление в составе этой структуры нового игрока будет полезно для них.

3 этап. После окончания переговоров рабочая группа готовит специальный доклад о потенциальном члене ВТО и разрабатывает особый план действий, который обязан выполнить потенциальный член для того, чтобы полностью соответствовать критериям ВТО. В подобных документах обычно рекомендуется изменить те или иные тарифы, переориентировать определенными образом государственную политику, например, в сфере борьбы с хищениями интеллектуальной собственности и пр.

4 этап. На заседании Генерального Совета ВТО или на конференции ВТО министерского уровня, рабочая группа представляет документы о вступающем государстве. После этого идет формальное голосование - за прием новичка в ВТО должны проголосовать не менее двух третей членов этой организации. 22 Апреля 2006 Washington ProFile

Китай стал членом ВТО в декабре 2001 года, после 15 лет переговоров. Это был рекордно долгий процесс вступления.

Китай прошел долгий и сложный путь. В 1950 году он демонстративно вышел из состава GATT, обвинив эту структуру в пропаганде капиталистической эксплуатации. Однако через два десятилетия Китай был вынужден переосмыслить свое отношение к этой структуре. В начале 1970-х годов Китай начал первые рыночные реформы. В начале 1980-х он начал переговоры о вступлении во Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд. В 1986 году - начал компанию по возвращению в GATT.

В то же время внутри Китая шли тяжелые реформы, которые ставили задачу превращения социалистической экономики в рыночную. Торговля была децентрализована, производственные планы предприятий отменены, проведена тарифная реформа. В 1994 году Китай провел реформу юаня, а два года спустя упразднил централизованный контроль над валютообменными операциями. Эти шаги позволили превратить экономику Китая в одну из самых быстро развивающихся экономик мира. Китайский экспорт вырос с $10 млрд. в 1978 году до $278 млрд. в 2000. Если в 1970-е годы Китай не входил в число тридцати стран с наибольшими объемами международной торговли, то к 2000 году он занял третье место. Также в 2000 году Китай впервые занял второе место в мире по объему привлеченных иностранных инвестиций, уступая лишь США.

Чакраварти РагаванChakravarthi Raghavan в своем исследовании "Возможности и Проблемы Вступления Китая в ВТО" Opportunities and difficulties from China's WTO accession, утверждает, что решение Китая о вступлении в ВТО было обусловлено его желанием увеличить приток иностранных инвестиций, объемы экспорта и стремлением лучше защищать свои торговые интересы, что позволило бы поддерживать высокие темпы экономического роста. Однако желание Китая вызвало тревогу у очень многих членов ВТО. Опасения можно свести к некоторым основным положениям (цитируем по работе экономистов Терри ВолмслиTerrie L. Walmsley и Томаса ХертеляThomas W. Hertel "Вступление Китая в ВТО"China's Accession to the WTO: Timing Is Everything). Индустриально развитые страны опасались, что Китай, с его дешевой рабочей силой, победит их в конкурентной борьбе, что станет причиной закрытия их промышленных производств. Кроме того, китайские товары могли заполонить внутренние рынки этих государств, что было способно привести к краху местных предприятий. Возникали проблемы и идеологического свойства: Китай оставался коммунистической державой, где многие отрасли экономики прямо или косвенно контролировались государством. Китай использовал труд заключенных. Его обвиняли в нарушениях прав человека и пр.

Страны-члены ВТО опасались низкой заработной платы в Китае, что могло стать серьезным преимуществом для Китая на международных рынках. Тем не менее, исследования, проведенные независимой исследовательской сетью Third World Network, показали, что, учитывая разницу в уровне производительности труда, данное преимущество Китая может быть нейтрализовано. Конференция по Торговле и Развитию Объединенных Наций в свое время предсказывала, что Китай, в случае вступления в ВТО, будет особенно конкурентоспособным в отраслях, требующих значительных трудозатрат, таких как текстильная и обувная промышленность, а также в сфере сборочных производств.

Однако Китай смог сделать предложения, от которых члены ВТО не смогли отказаться. К примеру, он согласился вдвое снизить таможенные тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции и почти в четыре раза - на импорт промышленной. Таможенные сборы на ввоз телекоммуникационного оборудования, полупроводников, компьютеров  и пр. были уменьшены почти до нуля. Он согласился отказаться от субсидирования экспорто-ориентированных отраслей экономики. Китай также открыл для иностранных компаний рынок услуг - ранее  иностранные фирмы не могли конкурировать с китайскими предприятиями из-за обилия бюрократических проволочек и негласной поддержки отечественных производителей.

Еще одним важным шагом Китая стало обеспечение транспарентности. На всей территории страны начало действовать лишь одно законодательство - ограничения, введенные местными властями, были отменены. При этом законы предварительно публично обсуждались, в том числе и с использованием иностранных экспертов.

После вступления в ВТО Китай получил ряд преимуществ. Большинство стран Северной Америки и Западной Европы открыли свои рынки для китайских товаров. В ряде случаев были отменены квоты на поставку таких товаров, как текстиль, который составлял значительную часть китайского экспорта. Впрочем, на протяжении 12-ти лет после вступления Китая в ВТО иные государства имеют право вводить ограничения на импорт китайских товаров, если, по их мнению, это серьезно угрожает их интересам. Кроме того, Китай продолжает сталкиваться с антидемпинговыми процедурами. Во многих случаях члены ВТО обвиняли китайские компании в искусственном занижении стоимости их товаров (демпинге) и вводили санкции.

В любом случае, вступление в ВТО (и либерализация торговли) позволило Китаю зарабатывать дополнительно $4-30 млрд. в год. Экономики торговых партнеров Китая также получили дополнительно $20-56 млрд. Темпы роста ВВП Китая выросли с 1.5% до более, чем 10% в год (подсчеты экономистов Супачая ПанитчапакдиSupachai Panitchpakdi и Марка КлиффордаMark L. Clifford, изложенные в книге "Китай и ВТО: Изменяя Китай, Изменяя Мировую Торговлю"China and the WTO: Changing China, Changing World Trade. Николас ЛардиNicholas R. Lardy, автор книги "Китай и Глобальная Экономика"Integrating China into the Global Economy, указывает, что в результате вступления в ВТО отрасли экономики Китая, работавшие на рыночных основах, развивались намного быстрее, чем отрасли, защищаемые государством. В Китае также резко снизилась безработица.

Ныне некоторые экономисты склонны считать, что вступление Китая во Всемирную Торговую Организацию стало самым большим "торговым мостом" между Китаем и Западом со времен Марко Поло. 22 Апреля 2006 Washington ProFile


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии