Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Экспертиза деятельности субъектов естественных монополий

Фото : 21 апреля 2006, 11:34

Приказом председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года № 77-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 31 марта 2006 года под № 4166) утверждены Правила проведения финансовой и (или) технической экспертиз деятельности субъектов естественных монополий (далее — Правила, в соответствующих падежах).

Правила определяют порядок и устанавливают требования по проведению финансовой и (или) технической экспертиз деятельности субъектов естественных монополий (далее — экспертизы). При этом под технической экспертизой понимается анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ). В свою очередь, под финансовой экспертизой в Правилах понимается анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и решений уполномоченного органа, распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом, а также влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии, проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов.

Основными принципами проведения экспертиз согласно Правилам являются: независимость эксперта при осуществлении своей профессиональной деятельности; научный подход, полнота, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обеспечение обоснованности результатов экспертизы; составление отчета по объектам экспертиз (далее — объекты) исключительно на основании информации, содержащейся в материалах, представленных на экспертизу; обеспечение конфиденциальности информации по объектам и недопустимость использования ее для целей, не предусмотренных экспертизой; компетентность и высокий профессиональный уровень лиц, проводящих экспертизу.

Основными задачами проведения экспертиз являются: анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства о естественных монополиях и решений уполномоченного органа; анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства; проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов; оценка распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом; оценка фактических затрат субъектов естественной монополии в соответствии с применением особого порядка формирования затрат; оценка влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии; проверка достоверности сведений в представленных отчетах субъектов естественных монополий.

В соответствии с Правилами финансовые и (или) технические экспертизы деятельности субъектов естественных монополий проводятся уполномоченным органом по мере необходимости, но не чаще одного раза в год, с привлечением для этого независимых экспертов, а при необходимости и государственных органов. Для проведения экспертизы между уполномоченным органом и экспертом (физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению финансовой и (или) технической экспертизы) заключается договор о государственных закупках услуг по проведению экспертиз (далее — Договор), который определяет предмет, объект и условия проведения экспертизы, права и обязанности сторон, сроки проведения экспертизы, ответственность за достоверность данных, указанных в отчете, а также за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, нарушение требований законодательства Республики Казахстан, другие существенные условия, вытекающие из специфики деятельности субъекта естественной монополии, подлежащего экспертизе.

Требования при проведении экспертиз, не предусмотренные Правилами, могут быть дополнены уполномоченным органом в технической спецификации к Договору.

В ходе проведения экспертизы эксперт изучает и анализирует представленную субъектом естественных монополий (далее — Субъект) информацию в соответствии с требованиями, установленными Правилами и технической спецификацией к Договору.

В случае если эксперту необходима дополнительная информация в рамках проводимых экспертиз, последний может запросить ее у Субъекта и (или) уполномоченного органа.

Эксперт при проведении экспертиз: обеспечивает комплексное, объективное, качественное проведение экспертиз; соблюдает требования законодательства о естественных монополиях и государственных закупках, иных нормативных правовых актов; соблюдает установленные сроки и порядок осуществления экспертиз.

По результатам проведенной экспертизы эксперт в сроки, предусмотренные Договором, представляет в уполномоченный орган промежуточный и окончательный отчеты, содержащие объективный, мотивированный, научно-обоснованный вывод по объектам экспертиз. Уполномоченный орган рассматривает представленные экспертом отчеты в течение 30 дней. В случае, если для рассмотрения отчетов необходимы дополнительные материалы и информация, уполномоченный орган запрашивает ее у эксперта или Субъекта и продлевает срок рассмотрения отчета не более чем на 30 дней, с уведомлением эксперта о продлении срока рассмотрения отчета.

В рамках рассмотрения вопросов, связанных с отраслевыми особенностями оказываемых регулируемых услуг, для проведения экспертиз уполномоченным органом могут привлекаться представители соответствующих государственных органов.

Согласно Правилам, техническая экспертиза деятельности Субъекта включает: 1) анализ технического состояния и оценку технических характеристик основных средств, в том числе оценку: степени изношенности оборудования на дату проведения экспертизы; сроков эксплуатации основных средств (состоявшихся и возможных) по классификационным группам, принятым в соответствии с законодательством Республики Казахстан Субъектом в данной отрасли; проектной и технологической мощности оборудования, наличие регламентированных резервов мощности; наличия приборов учета регулируемых услуг (в том числе коммерческих), других технических показателей, характеризующих деятельность субъекта, и необходимых для определения уровня затрат, принимаемых при расчете тарифа; 2) оценку расхода сырья и материалов, в том числе утвержденных компетентным органом норм расхода сырья (топлива, энергии и других) и материалов; 3) оценку трудозатрат и численности персонала Субъекта, определение соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда; 4) оценку нормативных и коммерческих потерь, в том числе утвержденного компетентным органом уровня нормативных потерь, определение по каждому виду коммерческих потерь уровня и причин их возникновения; 5) оценку инвестиционной деятельности; 6) информацию об исполнении предписаний соответствующих государственных органов, в том числе наличие смет затрат выполненных предписаний; 7) анализ реализации мероприятий по поверке и техническому обслуживанию приборов учета, предусмотренных действующим тарифом (ценой, ставкой сборов) и (или) тарифной сметой, утвержденной в установленном законодательством порядке; 8) оценку объемов оказываемых услуг, в том числе их качества.

Финансовая экспертиза деятельности Субъекта в соответствии с Правилами включает: 1) оценку наличия и ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и, в целом, по иной деятельности Субъекта; 2) оценку соответствия организации и ведения деятельности Субъекта требованиям законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях; 3) анализ фактического использования амортизационных отчислений по регулируемым видам услуг (товаров, работ); 4) оценку расходов на оплату труда, наличие согласованной и утвержденной в установленном порядке нормативной численности, соответствие трудозатрат, предусмотренных в сметах на ремонтные работы, нормативным показателям (СНиР); 5) оценку дебиторской и кредиторской задолженностей в части регулируемых видов деятельности; 6) анализ соблюдения тарифной политики и исполнения тарифной сметы, в том числе: анализ исполнения тарифной сметы по статьям затрат в соответствии с требованиями Правил об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии, утвержденных приказом и. о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 июля 2003 года № 185-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2438), оценку существующей калькуляции себестоимости услуг (товаров, работ) с точки зрения правильности и обоснованности расчетов; 7) анализ исполнения инвестиционных проектов, согласованных с уполномоченным органом, включая: анализ инвестиций и их источников; экспертизу на предмет соответствия показателей, предусмотренных инвестиционным проектом, согласованным с уполномоченным органом, аналогичным фактическим показателям деятельности Субъекта; анализ объективных и субъективных причин отклонений и их влияния на исполнение данного проекта, возможное влияние на размер затрат, учитываемых при утверждении тарифов (цен, ставок сборов); анализ влияния реализации инвестиционного проекта на развитие спроса на предоставляемые Субъектом регулируемые услуги (товары, работы); 8) экспертизу долгосрочных обязательств, возникших в связи с регулируемыми видами деятельности; 9) оценку краткосрочных финансовых инвестиций; 10) анализ структуры основных средств, задействованных в осуществлении регулируемых видов услуг и степень их задействованности.

Игорь ЛОСКУТОВ,

начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии