Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Жомарт Ертаев, председатель правления Альянс Банка: Необходима большая прозрачность в отношениях между властью и банковским бизнесом…

Фото : 27 апреля 2006, 11:14

Жомарт Ертаев, председатель правления Альянс Банка:

Необходима большая прозрачность в отношениях между властью и банковским бизнесом…

Анфантеррибль банковского сектора Альянс Банк в очередной раз эпатировал финансовую элиту страны. Первым в стране этот банк намерен раскрыть своих конечных владельцев - крупных казахстанских предпринимателей. Теперь и остальным банкирам придется выступить на публике и сообщить, кто и чем владеет.

- В последнее время банки подвергаются серьезной критике. То говорят о сговоре банков, то хотят разобраться с внешним заимствованием. С чем это связано?

- Борьба с инфляцией - это на сегодня приоритет в работе правительства и Национального банка. Один из основных инструментов в этой борьбе - ограничение внешних заимствований казахстанских банков. На мой взгляд, здесь есть несколько принципиальных противоречий. Возьмем официальную статистику. С начала текущего года уровень производительности труда в Казахстане вырос на 7,7 процента. В то же время прирост реальных доходов населения составил 17,8 процента. То есть мы стали эффективнее работать всего на 7,7 процента, а зарабатывать в реальном выражении - на 17,8 процента больше!!! Инфляция - это в первую очередь опережающий рост свободной денежной массы…

Второе противоречие: Нацбанк эмитирует огромное количество тенге, чтобы скупать доллары. За первый квартал этого года скупили уже 4 миллиарда долларов.

- А если Нацбанк прекратит интервенции, каким будет курс доллара?

- Это мы увидим только тогда, когда интервенции прекратятся. Объективно говоря, нельзя пытаться решить две совершенно разные задачи: обеспечение стабильности валютного курса с целью предотвращения реального укрепления тенге и поддержание конкурентоспособности экспорта, с одной стороны, и, с другой стороны, снижение темпов инфляции. Нацбанк защищает наших экспортеров, при этом растет денежная база, что опять-таки подстегивает инфляцию.

Самый действенный способ в этих условиях удержать инфляцию - повысить производительность труда. Но роста производительности труда нельзя добиться, ограничивая свободу действия банков второго уровня. Ведь мы рискуем столкнуться с еще более страшной в долгосрочной перспективе проблемой - де-фляцией. Инфляция нулевая или даже отрицательная, но и деловая активность в экономике при этом стремится к нулю. В конечном итоге это приведет к росту безработицы и, как следствие, - неспособности обеспечить выполнение тех самых социальных задач, о которых говорит президент.

Для того чтобы экономика развивалась, ей просто необходим определенный темп роста цен, в частности, цен производителей. На мой взгляд, не стоит демонизировать инфляцию. Большинство современных школ экономики признает, что для достижения среднесрочных макроэкономических задач контролируемый уровень инфляции является если не необходимым, то желательным условием.

- То есть правительство зря ломает копья в борьбе с инфляцией?

- Не зря, конечно, но есть и другие методы. Ведь сейчас показывают на отечественные банки как на одних из виновников инфляции. И решение ввести дополнительные ограничения на нашу деятельность - очень простое и легкое для правительства, но кто-нибудь просчитал до конца его последствия? В то же время всем известно, что у инфляции есть и немонетарная составляющая, например, тарифы естественных монополий - железной дороги, энергетики и т.д. Рост тарифов автоматически ведет к росту цен во всех других отраслях. Хотел бы обратить внимание на то, что в тарифы монополий закладываются расходы на обновление основных фондов. Ведь не секрет, что основные фонды сильно устарели. Монополиям приходится брать короткие и сравнительно дорогие кредиты, чтобы обновить фонды, стоимость этих денег включена в цену, которую платит конечный потребитель. Административными мерами этот процесс остановить невозможно… Так почему бы государству не озаботиться тем, чтобы через институты развития профинансировать обновление основных фондов и повысить таким образом эффективность производства, дав реальному сектору длинные деньги сроком на 25-50 лет? Безусловно, это поможет снизить темпы роста тарифов естественных монополий, неизбежно ограничивая темпы роста инфляции.

- Но ведь это огромные деньги…

- Мы могли бы взять на себя частичное финансирование инфраструктурных проектов - строительство метро, дорожных развязок и т.д., если государство поучаствует в портфеле пассивов банков второго уровня…

- Переведите…

- Например, если государство купит те же евробонды, или “вечные” бумаги, положит деньги на депозиты в казахстанских банках второго уровня. И не на год-два - деньги нужно размещать сроком лет на пятьдесят. Но вместо этого мы видим, что правительство начинает жестко ограничивать деятельность банков, причем зачастую нерыночными методами. Это может привести к снижению кредитно-инвестиционной активности банков. Например, нас хотят ограничить по процентной ставке и добиться еще большего ее снижения. Если это произойдет, то банки, чтобы сохранить свою маржу или доходность, снизят ставки по депозитам для юридических и частных лиц. Может оказаться так, что ставка по депозитам будет ниже, чем уровень инфляции, и тогда деньги, которые сегодня лежат в банках, уйдут в потребление, и это опять подстегнет инфляцию. Зажмите банки, и мы станем меньше давать денег в экономику, кредитные ставки, соответственно, вырастут, и это сдержит инфляцию. Но это сдержит и рост экономики! По-другому ведь не бывает! Поэтому приоритетом для правительства должна быть не борьба с инфляцией, а стабильное и планомерное развитие экономики страны, основанное прежде всего на росте производительности труда. При том разрыве, который существует между ростом доходов населения и ростом производительности труда, добиться снижения темпов инфляции будет очень сложно.

- А как же кластерная политика? Ведь она как раз и направлена на то, чтобы добиться роста производительности труда…

- В Казахстане есть несколько отраслей, которые являются успешными. Их можно перечислить по пальцам. Нефтегазовый сектор, металлургия и банковский бизнес. Львиная доля нефтегазового сектора и металлургии контролируется иностранцами. Крупные национальные инвесторы у нас сохранились только в банковском бизнесе. Можно провести аналогию с нашими спортивными достижениями. Мы вошли в УЕФА, играли со сборной Турции. Да, мы видели живых турок, но проиграли им с разгромным счетом… Насколько это тешит наши амбиции или самолюбие нации? Для меня это вопрос. В то же время у нас есть успешные виды спорта, которые традиционно приносят золотые медали, - это борьба и бокс. Вот, например, на последней Олимпиаде Южная Корея взяла максимальное количество золотых медалей в одном виде спорта - 6 первых мест в шорт-треке. Это замечательный пример эффективной концентрации усилий на одном направлении, которое является потенциально самым сильным для Южной Кореи. То же самое и в экономике. Вместо того чтобы понять, что происходит в банковском бизнесе, и помочь ему, мы пытаемся развивать другие направления, например, производство хлопка. И это при наличии рядом Узбекистана и Китая, с которыми мы не можем конкурировать в принципе. Возможно, это нужно делать, но не сейчас и не напрямую, как делаем мы, а опять же через банки. Почему-то иностранные инвесторы доверяют нашим банкам, население Казахстана несет деньги в банк, а наше правительство нам так до конца и не доверяет.

- Чем мотивирует?

- Мы неоднократно поднимали эту тему. Есть скепсис, но за все это время мы не услышали ни одного серьезного контраргумента, который бы убедительно показал нам, почему государство не может вкладывать деньги в отечественные банки. Если мы говорим о конкурентоспособности экономики Казахстана в мировом масштабе, то нужно отношения банковского бизнеса и государства перевести на качественно иной уровень.

- Какими должны быть отношения между властью и банками?

- Усилить сильного. Не вводить ограничения, а по мере ужесточения требований к прозрачности капитала оказывать финансовую поддержку банкам.

- Хорошо если правительство вас услышит и даст вам деньги. Снизятся ли в этом случае ставки по кредитам?

- Если государство в той или иной форме появится в пассивах банков, это даст сигнал международным инвесторам о том, что государство поддерживает банки и это скажется на удешевлении наших внешних заимствований. Соответственно, не снижая свою доходность и маржу, банки смогут снизить ставки по кредитам для конечных заемщиков.

- Говорят, что когда сюда придут иностранные банки, то возникнет конкуренция, и тогда, дескать, кредиты будут более доступными.

- У нас не должно быть никаких иллюзий, что активизация крупных западных банков внутри страны приведет, в частности, к резкому снижению процентных ставок по кредитам. Они, как правило, идут на развивающиеся рынки только для того, чтобы получить хорошую прибыль, которую не могут извлечь у себя, в странах с развитой экономикой. Уровень ставок будет поддерживаться на том же уровне, что и у казахстанских банков. Кроме того, не факт, что наш малый и средний бизнес будет предметом для кредитования западными банками. То есть их однозначно будут интересовать стратегические отрасли - нефтегазовая, металлургическая. И вряд ли они захотят заниматься потребительским кредитованием в отдаленных населенных пунктах. У нас разные стратегические цели. А при первых признаках замедления темпов роста экономики Казахстана и тем более, не дай Бог, стагнации иностранные банки здесь долго не задержатся.

- Вы не первый раз об этом говорите, но реакции-то нет…

- Это моя гражданская позиция. По крайней мере, мы с коллегами хотели бы получить качественный комментарий по тем вопросам, которые мы ставим. То временное преимущество, которое пока еще сохраняется перед банками стран СНГ, скоро исчезнет. Ведь мы должны не просто противостоять иностранным банкам, а успешно осуществлять разумную экспансию на внешние рынки - это в долгосрочной перспективе единственный путь для развития нашей банковской системы в условиях достаточно ограниченного внутреннего рынка. Пока мы можем реализовывать свои «имперские» банковские амбиции только в Грузии и Киргизии, еще пару стран можно найти с менее развитой экономикой. Что касается России, то достаточно сказать, что собственный капитал российских банков в 10 раз больше капитала казахстанских банков. На самом деле мы уступаем не только России, украинские банки также превосходят наши по целому ряду показателей...

- А сколько денег нужно дать банкам?

- Деньги появятся, как только возникнут качественно новые отношения между властью и банковским бизнесом. На мой взгляд, это уже вопрос идеологии, национальной идеи. Мы должны понять, хотим ли попасть в число развитых стран мира или не совсем хотим... Например, краеугольный камень успеха Альянс Банка - наличие идеологии. Для Альянс Банка и четыре года назад, и сейчас понятие “команда” - не пустой звук. Так, может быть, и наше стремление войти в топ-50 развитых стран мира - это и есть наша национальная идея? Если мы зададимся этой целью, будем работать как одна команда, выстроим качественно иные отношения между бизнесом и властью, то мы можем стать великой страной. Мы должны сказать себе: мы хотим построить не хорошую страну, а великую страну. Для этого необходимо объединение усилий всех 15 миллионов казахстанцев. В рамках одного отдельно взятого банка нам удалось создать команду и добиться успеха. За несколько лет мы создали структуру, которая сегодня претендует на лидерство. А для страны идеологию формирует власть.

- По-вашему, с этой задачей власть справляется?

- Все, о чем я говорил выше, построено на моем убеждении, что в нашей стране сильная вертикаль власти, которая может достаточно эффективно обслуживать интересы государства, политических сил, общества, бизнеса и т.д. и находить их разумный баланс. Публичный политический расстрел Алтынбека Сарсенбаева, его водителя и охранника - это вызов не только обществу. Это мощный удар по самой власти. И если власть не даст адекватного ответа, то о каком балансе сил и интересов можно говорить, как мы можем построить великую страну без понятной и приемлемой для большей части граждан системы власти, играющей по четким и общеизвестным правилам?

И как гражданин, и как председатель правления банка, я заинтересован в сохранении политической стабильности в нашей стране и реноме государственной власти в глазах общества.

Марат Асипов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии