Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Рекомендации парламентской фракции Республиканской политической партии «Отан» Правительству РК по вопросам государственной тарифной политики

Фото : 28 апреля 2006, 14:12

2006-04-21:

РЕКОМЕНДАЦИИ


парламентской фракции Республиканской политической партии «Отан» Правительству РК по вопросам государственной тарифной политики

Успешное развитие энергетической отрасли невозможно без реформирования системы управления и создания новых субъектов с перераспределением полномочий и функций определенных государственных органов и отраслевых институтов, осуществляющих надзор в данной отрасли. Для создания эффективной системы управления необходимо создание следующих институтов.

Учитывая стратегическую важность отрасли для экономики и безопасности страны, предлагается создание стратегического Агентства РК по энергетике. Данный орган предполагается создать на базе Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Выделение из министерства отдельного агентства должно усилить роль государства в регулировании энергетической отрасли. Агентство станет органом, координирующим все субъекты, которые предполагается создать.

Основные задачи Агентства РК по энергетике:

- выработка/обновление стратегических, индикативных направлений развития энергетической отрасли;

- координация и контроль за деятельностью субъектов рынка;

- разработка нормативно-правовой базы регулирования отрасли;

- заключение государственного органа по проекту модернизации и обновления производственных фондов.

Наряду с техническими и экономическими аспектами координирующему органу необходимо будет учитывать проблемы социально-экономического характера. Реализация инвестиционных программ в рес-публике приведет к внутреннему перемещению трудовых ресурсов, а при нехватке кадров - к привлечению иностранной рабочей силы, поэтому необходимо учитывать и социально-бытовую проблему путем строительства и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Очень остро стоит сегодня вопрос оценки технического состояния производственных фондов энергетических и коммунальных предприятий. Сегодня в Казахстане нет организаций, осуществляющих полноценный технический аудит в энергетической отрасли. Такого аудита требуют все без исключения теплоэлектровырабатывающие предприятия Казахстана, многие электросетевые, а также все коммунальные предприятия республики. Поэтому чрезвычайно необходимо создание нового, методически сильного, технически оснащенного республиканского государственного предприятия «Казэнергоаудит» с его региональными подразделениями.

Основные задачи РГП «Казэнергоаудит»:


- выявление и оценка технического состояния предприятий энергетической отрасли путем проведения технической экспертизы с привлечением необходимых специалистов и организаций;

- подготовка инженеров и специалистов по обслуживанию оборудования, аттестация персонала инвестиционных проектов с привлечением ведущих отечественных и иностранных специалистов;

- экономическая экспертиза проекта на предмет обоснованности инвестиций, срока окупаемости и степени риска с привлечением специалистов, например из Министерства экономики;

- связь с научно-исследовательскими институтами Казахстана и других стран, в частности с отраслевым АО «НИИэнергетики».

В Казахстане сегодня отсутствует роль НИИ в функционировании энергетической системы. А так как эта отрасль является отраслью естественных наук, то отсутствие связи между государством, предприятиями и НИИ ведет к опасности развития предприятий кто во что горазд. Оценивая, какую роль должна играть наука в развитии энергокомплекса, предлагается создать мощный научно-исследовательский институт энергетики в форме акционерного общества. Основным акционером должно быть государство, остальная часть акций может принадлежать научным институтам, специализирующимся в данной отрасли. Приветствуется наличие в составе акционеров зарубежных предприятий, занимающихся подобного рода разработками. Это позволит создать настоящий научный институт, в состав которого будут входить передовые исследователи Казахстана при участии сильных зарубежных экспертов. Задача этого НИИ - предложение предприятиям-субъектам энергетики и коммунального хозяйства новых средств производства, более производительных, экономичных, а также экологичных.

Основные задачи АО «НИИэнергетики»

Необходимо возобновить и финансировать такой институт, как НИОКР (научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу), в энергетике. Финансирование этих разработок должно осуществляться путем выделения координирующим органом специальных грантов, финансирующих работу в данной отрасли (по аналогии с инновационными грантами).

Инвестиции - основа подъема энергетической отрасли

Можно с уверенностью сказать, что ни одно предприятие не сможет самостоятельно осуществить замену устаревшего оборудования. Поэтому для предотвращения возможных катастрофических последствий необходимо привлечь инвестиции в данную отрасль. Рассмотрены могут быть любые варианты - от непосредственного прямого финансирования из бюджета, привлечения кредитных ресурсов зарубежных финансовых институтов до использования собственных (внутри-казахстанских) кредитных ресурсов.

Стоит сказать, что государство не может и не должно заниматься непосредственной финансовой поддержкой частных компаний. Это неизбежно приведет к лоббированию интересов определенных энергосубъектов со стороны ответственного государственного органа и избирательности предоставления кредитных ресурсов тем или иным компаниям. Кроме того, мы должны говорить об инвестициях в отрасль, а не о ее дотации. Причем инвестировать должны сами собственники предприятий. Государство же должно помочь дешевыми кредитными ресурсами с низкой процентной ставкой по кредитам. В этой связи предлагается создание Фонда развития энергетики со 100%-ным участием государства. Именно через этот фонд должно идти финансирование проектов обновления производственных фондов. Фонд должен заниматься анализом ситуации в отрасли, изучать опыт различных предприятий и определять размеры и порядок возврата вложенных средств.

Основные задачи Фонда развития энергетики

- Выявление, оценка технического состояния и технико-экономического обоснования проекта обновления на основании анализа данных РГП «Казэнергоаудит», АО «НИИэнергетики», заключения Агентства РК по энергетике.

- Обоснование, анализ и продвижение инвестиционных проектов на базе данных РГП «Казэнергоаудит», АО «НИИэнергетики», заключения Агентства РК по энергетике в строгом соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

- Поиск потенциальных инвесторов для реализации того или иного проекта обновления производственных фондов при содействии и помощи Правительства Республики Казахстан.

Источник пополнения фонда развития энергетики

На казахстанском финансовом рынке существует дефицит финансовых инструментов, куда можно было бы инвестировать свободные финансовые ресурсы. Ввиду отсутствия прибыльных инструментов (облигаций, акций, векселей) казахстан-ских компаний активы пенсионных фондов, страховых компаний размещаются на мировых финансовых рынках в бумаги зарубежных компаний, которые имеют большой запас прочности, но в то же время доходность по таким бумагам очень низка. То есть, кроме того, что пенсионные и страховые активы (наши с вами активы) не зарабатывают высоких доходов от такого вложения, казахстанские деньги работают на экономику других стран. Все это происходит из-за неразвитости финансового рынка республики.

Также на финансовом рынке отсутствуют длинные (до 20-30 лет) финансовые инструменты, как раз те долгосрочные ценные бумаги, в которых заинтересованы пенсионные фонды. Ввиду этого предполагается, что Фонд развития энергетики будет пополнять свои средства за счет эмиссии ценных бумаг, в том числе долгосрочных. Это могут быть проектные облигации сроком обращения от 5 до 20 лет с процентной ставкой 4-5%. Для пенсионных и страховых фондов, а также Банка развития РК это будет выгодным вложением, так как доходность по аналогичным инструментам на мировых рынках составляет 2-3%. На предмет гарантии возврата своих активов пенсионные фонды могут застраховать эти облигации на страховом рынке республики, что в свою очередь даст толчок к развитию страхового рынка республики. Получая начальный капитал от государства в виде большого уставного капитала, Фонд через эмиссию ценных бумаг должен пополнить свои средства, чтобы затем осуществить выдачу целевых кредитов энергопредприятиям. Предприятия инвестируют полученные от Фонда денежные ресурсы в производство, осуществляют замену производственных мощностей.

Министерству энергетики и минеральных ресурсов

1. Ускорить введение в действие методики расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети (KEGOC).

2. Разработать Правила передачи элек-троэнергии по электросетям регионального и местного уровня.

3. Разработать методику расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям регионального и местного уровня.

4. Устранить допущенную сегментацию региональных электросетевых компаний (РЭК).

5. Восстановить функции по энергоснабжению региональных электросетевых компаний (Закон «Об электроэнергетике»), ликвидировать энергоснабжающие организации (ЭСО), отозвать лицензии.

6. Функции по регулированию и утвер-ждению тарифов на электроэнергию передать Агентству по регулированию субъектов естественных монополий.

7. Запретить электросетевым компаниям, независимо от форм собственности, заключать договоры с перепродавцами элек-троэнергии.

8. Обеспечить должный контроль за исполнением электросетевых правил.

9. Совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию субъектов естественных монополий рассмотреть факты отчуждения имуществ субъектов естественных монополий, выполненных с нарушениями законодательства.

10. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике» обеспечить выполнение надзорных функций за состоянием региональных электросетевых хозяйств, нормативных и сверхнормативных потерь.

11. Не допускать следующих действий:

- продавать РЭК (распределительные электросетевые компании) субъектам, владеющим или каким-либо образом участвующим в деятельности электроисточников;

- передавать права сбора средств за предоставляемые услуги третьим лицам, если такая передача приводит к росту или ухудшению финансового состояния субъекта естественной монополии.

- передавать имущество субъекта естественной монополии в доверительное управление, аренду и совершать другие сделки с недвижимостью субъекта естественной монополии без согласования с уполномоченным органом;

- передавать объект естественной монополии в доверительное управление, аренду, лизинг, а также совершать иные сделки с недвижимостью субъекта естественной монополии, повлекшие за собой прерывание или снижение объемов производства, роста тарифов на услуги субъекта естественной монополии.

12. Обеспечить должный контроль за наличием и исполнением мероприятий по энергосбережению субъектами естественных монополий.

13. Учитывая достаточный срок для определения нормативов потребления горячей и холодной воды на 1 человека и удельного расхода тепла на отопление 1 кв. м площади, максимально приближенных к данным приборов учета, необходимо утвердить их уполномоченным органом и в дальнейшем руководствоваться ими при рассмотрении и утверждении тарифов до завершения повсеместной установки приборов учета.

14. Требуется корректировка методики расчета тарифов с переходом от затратного метода начисления прибыли в тарифах к определению ставки прибыли на задействованные активы. Прибыль субъектов естественной монополии должна определяться пропорционально объему оказываемых услуг, т.е. степени загрузки задействованных активов технологической системы.

15. Внести изменения в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» и законодательно закрепить за субъектами естественных монополий обеспечение технически обоснованной инвестиционной программы с указанием фактических и планируемых основных технико-экономических показателей по годам с заключением экспертов об уровне ее инженерной обоснованности.

Министерству экономики и бюджетного планирования

Совместно с Министерством энергетики и минеральных ресурсов рассмотреть вопрос увеличения штатной численности госэнергонадзора и территориальных подразделений с созданием технической аудиторской службы для усиления контроля за техническим состоянием оборудования станций, электрических сетей, подстанций.

Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий

Внести в нормативный акт - Инструкцию о порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий - дополнение: «…при направлении заявки на утверждение цен прилагается отчет о выполнении графика (согласованного с компетентным органом) производства капитального ремонта в натуральных единицах и в суммах».

2. Внести в нормативный акт - Инструкцию о порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий - дополнение: «при направлении заявки на утверждение цен прилагается отчет об исполнении утвержденной инвестиционной программы».

3. Разработать и утвердить стандарты для формирования отраслевых экономических и технико-экономических нормативов.

4. Разработать методику разделения затрат, доходов и задействованных активов при комбинированном производстве тепла и электроэнергии.

5. С учетом методики расчета предельного уровня тарифов перевести субъекты естественной монополии на работу по среднесрочным и долгосрочным тарифам.

6. Ввести в действие методику перерасчета стоимости услуг в зависимости от температуры наружного воздуха, в соответствии с которой осуществляется перерасчет с потребителями.

7. Разработать систему штрафных санкций за непроведение ремонтов, учтенных в тарифе и ведущих к потерям энергии, и поощрений за достижение успехов в энергоснабжении.

8. Не утверждать повышение тарифов при необоснованном снижении объемов предоставляемых услуг по сравнению с базовым периодом (предыдущим годом).

9. Внести изменение в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях», предусматривающее завершение установки приборов учета субъектов естественной монополии до 1 января 2008 года.

10. Акимам областей с привлечением проектных организаций пересмотреть потребность в тепловых нагрузках объектов бюджетных организаций, площадей жилого фонда, получающих централизованное теплоснабжение.

Комитету финансового контроля и государственных закупок

Необходимо упростить процедуру закупок для субъектов естественных монополий. Часть стратегических закупок, например угля, дизельного топлива, мазута, воды, вывести из процедуры проведения открытых конкурсов и обязать субъекты естественной монополии осуществлять закупки непосредственно у производителей, без посредников.

Автор: Ш.А. УРАЗАЛИНОВ

М А Т Е Р И А Л Ы
по результатам заседания парламентской фракции Республиканской политической партии «Отан» по вопросам государственной тарифной политики

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, заместитель руководителя парламентской фракции «Отан» Ш.А. УРАЗАЛИНОВ

В течение целого ряда лет в республике злободневной и актуальной является проблема роста тарифов на коммунальные услуги. Потребители услуг не могут получить вразумительного ответа ни в одной инстанции о причинах ежегодного увеличения тарифов и какова при этом государственная тарифная политика. Потребители вправе знать, за что они платят. Полностью отсутствуют прозрачность и ясность формирования тарифов, несмотря на то что имеются уполномоченные государственные органы (отраслевые министерства), органы по регулированию субъектов естественных монополий, субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и их территориальные департаменты. Общество не обладает достоверной информацией об истинном состоянии объектов энергетики в стране.

Учитывая сложившуюся ситуацию, вопросы тарифообразования в стране стали предметом рассмотрения на очередном заседании депутатской фракции Республиканской политической партии «Отан» Мажилиса Парламента Республики Казахстан. На заседание фракции были приглашены министр индустрии и торговли Республики Казахстан В.С. Школьник, министр энергетики и минеральных ресурсов Б.С. Измухамбетов, председатель Агентства по регулированию естественных монополий Б.А. Сагинтаев, председатель Комитета по защите конкуренции А. Матишев. В заседании фракции принимал участие и.о. председателя Республиканской политической партии «Отан» Б.Т. Жумагулов.

Руководители министерств и ведомств выступили с информацией по вопросам тарифообразования в стране. С участием депутатов прошло обсуждение вопросов тарифной политики, состояния дел в энергетике. Определены основные причины и недостатки, внесены предложения по усилению государственного управления отраслью, контрольных и надзорных функций, устранению имеющихся недостатков, совершенствованию законодательной базы в целях упорядочения тарифообразования субъектов естественных монополий. По результатам заседания фракции разработаны Рекомендации Правительству Республики Казахстан.

Электросетевые субъекты естественной монополии
В Казахстане функционирует оптовый и розничный рынок электроэнергии.Дальнейшее развитие оптового рынка электроэнергии предусматривает децентрализованную и централизованную торговлю.

Децентрализованная торговля - это двухсторонние контракты между поставщиком и потребителем.

Развитие рынка централизованной торговли будет осуществляться через биржу.

Что касается конкурентного розничного рынка электроэнергии, то на данный период он, к сожалению, не сложился.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов путем внесения изменений в Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» выделило из состава региональных электросетевых компаний (РЭК-ов) функции по энергоснабжению, передав их вновь созданным структурным подразделениям - энергоснабжающим организациям (ЭСО). Министерством было выдано более 500 лицензий на энергоснабжающую деятельность, т.е. при каждом РЭКе было организовано большое количество энергоснабжающих организаций.

Тем самым была создана видимая картина о наличии конкурентного розничного рынка. На самом деле последнее слово, какую и откуда поставить электроэнергию потребителю, остается за РЭКом, выбора у потребителя нет. Поэтому конкурентный розничный рынок электроэнергии, где энергоснабжающие организации должны конкурировать между собой, на данный момент не сложился и отсутствует. Кроме того, объем заявленной потребителем электроэнергии должен быть не менее 5 мВт, что также ограничивает права потребителя.

Таким образом, создание дополнительного участника (посредника) на энергорынке привело к росту тарифа для потребителей.

Поэтому внесенные поправки в Закон «Об электроэнергетике» преждевременны и обременительны для потребителей.

В связи с отсутствием конкурентного розничного рынка преждевременным является включение энергоснабжающих организаций в реестр монополистов, доминирующих на определенном рынке.

Тарифы на электроэнергию должны утверждаться не Комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли, а Агентством по регулированию субъектов естественных монополий до появления конкурентного розничного рынка электроэнергии.

В целом проведенная реорганизация энергосистемы с передачей энергоисточников в частную собственность, выделение национальной электросети (АО «KEGOK»), приватизация региональных электросетевых компаний, создание энергоснабжающих организаций не решила задач, стоящих перед энергетикой: стабильное и надежное функционирование объектов энергетики и прозрачная, объективная тарифная политика.

Напротив, реорганизация обострила вопросы учета электроэнергии, сверхнормативных потерь, ослабила управляемость энергосистемой, поставила в сложное положение потребителей в вопросах оплаты из-за многочисленных структур, снизилась надежность энергоснабжения, пущены на самотек вопросы ремонтов и реконструкции энергетических объектов и их строительство, ввела путаницу в систему тарифообразования.

Каждый из посредников, начиная с источников генерации и кончая энергоснабжающей организацией, шантажируя отключением электроэнергии, умышленно при расчетах транспортировки «загоняет» в свои сети потребителей, определяет нерациональные схемы поставок электроэнергии в целях получения максимального дохода, в конечном итоге ущемляются интересы потребителей.

Тарифы на электроэнергию складываются из покупной стоимости у источника, стоимости транзита по сетям KEGOK, стоимости транзита по региональным электросетевым компаниям, услуг энергоснабжающих организаций и норматива технологических потерь.

Следует отметить, что имеются вопросы, которые влияют на эффективность тарифного регулирования. Действующая система государственного регулирования деятельности субъектов естественной монополии построена на определенном участии в этом процессе компетентных органов, отраслевых министерств и ведомств. На них сейчас возложены, например, такие функции в отношении субъектов естественных монополий, как лицензирование их деятельности, разработка и утверждение нормативов расходов сырья, технических потерь и т.д. На практике указанные показатели служат основными аргументами субъектов естественной монополии для повышения тарифов.

Норматив технологических потерь является показателем технического состояния электросетей и должен проходить экспертизу у технических экспертов и утверждаться Министерством энергетики и минеральных ресурсов.

На деле экспертиза стала процедурой формальной, декларативной. По заявке электросетевой организации Министерство энергетики может два раза в год пересматривать и утверждать в сторону увеличения нормативы технических потерь, не выходя из кабинета, а это является веским аргументом электросетевой организации для заявки на повышение тарифа.

Совершенствование тарифной политики в электроэнергетике (как и в любой отрасли) невозможно без экономического и технического развития субъектов естественной монополии.

На сегодняшний день в неудовлетворительном техническом состоянии находятся региональные электросети и трансформаторные подстанции, и особенно, в сельской местности.

Собственники сетей не вкладывают финансовых средств на восстановление, ремонт и реконструкцию. Хозяйствующие субъекты не выполняют требований единых электросетевых правил в части установки комплектов коммерческого учета электроэнергии на границе этих сетей (все точки «входа» и «выхода») для точного определения объемов полученной электроэнергии в свои сети. Отдельные участки сетей сдаются в аренду вторым и третьим частным лицам.

Неудовлетворительное техническое состояние электросетей приводит к сверхнормативным потерям, которые компенсируют через повышенный тариф потребители. С другой стороны, такое положение дел отрицательно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности электросетевых организаций.

Кроме того, на всем протяжении транзита «процветает» хищение электроэнергии.

Все это происходит при полном попустительстве и бесконтрольности со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Служба госэнергонадзора практически обезличена, ее численность в регионах снижена до минимума (от 1 до 3 специалистов). На сегодняшний день госэнергонадзор не может выполнять возложенных на него функ-ций и полномочий.

Как следствие практически отсутствует контроль и надзор за техническим состоянием объектов энергетики, в том числе электросетевых организаций.

Вся официальная информация о состоянии станций, электрических сетей, подстанций основывается на данных, предоставляемых собственниками субъектов естественных монополий.

Таким образом, уполномоченным органом не осуществляется технический аудит объектов энергетики более 10 лет. Ведь речь идет не только о тарифах, но и о стабильном и надежном функционировании объектов энергетики для жизнеобеспечения и безопасности страны.

Такое положение дел уже в ближайшее время может привести к развалу энергетического сектора.

Из-за бессистемности и бесконтрольно-сти в энергетике сложился полнейший хаос в ценообразовании на электроэнергию, имеются серьезные перекосы тарифов.

В мировой практике доля производителя электроэнергии в конечной цене у потребителя составляет в среднем 75% и только около 25% приходится на услуги транзита электросетевыми организациями.

У нас же все обстоит наоборот. Доля на транзит электроэнергии превышает в 2-3 раза долю энергопроизводителя в конечной цене у потребителя. Например, стоимость 1 кВт. ч электроэнергии с источника в городе Астане составляет 1,77 тенге, у потребителей города - 4,32 тенге. В других регионах страны стоимость электроэнергии у производителей колеблется от 1,27 до 2,0 тенге, для сельских потребителей доходит до 6,0 тенге.

О какой прозрачности, обоснованности тарифов на электроэнергию может идти речь?

Неудовлетворительное техническое состояние электросетевого хозяйства, высокие сверхнормативные потери, отсутствие четкого учета, хищение электроэнергии являются причинами огромных производственных издержек, которые компенсируются посредством повышения тарифов, т.е. за счет потребителей.

Практически отсутствует постприватизационный контроль за исполнением инвесторами своих инвестиционных обязательств. Это является одним из важных условий приватизации объектов.

Износ оборудования объектов энергетики достигают 60-80%. Очевидно, что необходимо вкладывать огромные финансовые средства на ремонт, обеспечив тем самым надежное и стабильное их функционирование, снижение производственных издержек до нормативных. Однозначно и то, что решить эту задачу за счет повышения тарифов невозможно.

Формирование тарифов на коммунальные услуги субъектов естественной монополии .

Порядок оформления взаимоотношений между субъектами естественной монополии и потребителями услуг
Длительное время существовала практика заключения субъектами естественных монополий публичных договоров с потребителями на оказываемые ими коммунальные услуги.

Подавляющее большинство физических лиц - потребителей коммунальных услуг, не принимают непосредственного участия в обсуждении проекта договора на представление коммунальных услуг, в связи с чем после его официального введения в действие путем опубликования в СМИ возникает множество вопросов со стороны потребителей. В адрес субъектов естественной монополии, контрольно-надзорных органов, общественных организаций поступали многочисленные заявления, жалобы, предложения на условия публичного договора.

Публичный договор не может охватить все индивидуальные, специфические особенности потребления услуг тем или иным потребителем, предусмотренных в вышеуказанных нормативных актах, и наконец, договор, связанный с продажей и оплатой услуг двух сторон, носит сугубо коммерческий характер.

Таким образом, в соответствии с существующей на сегодня законодательной базой договоры, заключаемые субъектами естественных монополий с потребителями, должны быть индивидуальными на каждый вид коммунальных услуг.

Методика формирования тарифов в сфере естественных монополий и их государственное регулирование
На сегодняшний день сумма оплаты за отопление, горячую и холодную воду населением складывается их двух факторов:

1) нормативов потребления горячей и питьевой воды на 1 человека в сутки и удельной нормы расхода тепла для обогрева 1м2 отапливаемой площади в месяц;

2) стоимости 1 Гкал тепловой энергии, 1м3 питьевой воды, которая утверждается департаментом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

Достоверность исходных данных по отапливаемой площади, количеству потребителей, в т.ч. по горячему водоснабжению, реальному производству услуг и связанных с этим затрат, всем видам потерь и другим издержкам обеспечивается субъектами естественных монополий, а не уполномоченным органом. Поэтому говорить об эффективном государственном регулировании ценообразования услуг не представляется возможным.

Коэффициент услуг перерасчета определяется на основе фактического потребления по показаниям приборного учета коммунальных услуг не менее чем за год.

Опыт работы установки приборов учета тепла, горячей и холодной воды показал, что реальные нормы потребления услуг намного ниже.

Установка приборов учета тепла позволит учитывать фактическое потребление тепла и оплату в течение отопительного сезона, а не за весь год, как это имеет место в настоящее время.

Общедомовые приборы учета требуют разработки положения и механизма распределения долевой оплаты потребителями в многоэтажных домах.

К сожалению, не ведутся контроль и работа по установке приборов учета субъектами естественной монополии согласно Закону РК «О естественных монополиях». Уполномоченным органом в данном вопросе является Министерство индустрии и торговли.

Существующая методика расчета тарифов субъектов естественной монополии по производству электрической, тепловой энергии и горячей воды является затратной.

Производимая Агентством по регулированию естественных монополий тарифная политика требует кардинального совершенствования.

За последние годы объемы услуг по электрической и тепловой энергии на субъектах естественной монополии уменьшились. В свою очередь субъекты естественной монополии в своих расчетах закладывают рост затрат при снижении объемов полезного отпуска электроэнергии и тепла.

Это - одна из основных причин необоснованного роста тарифов.

Одним из главных факторов, влияющих на формирование тарифов, является смета затрат. В ней и происходят нарушения в виде завышения практически всех статей затрат.

Утверждаемые Агентством общие сметы (суммы) затрат должны иметь постатейную расшифровку со всеми подтверждающими документами, заключениями, материалами аукционов, тарифов. В этой части не может быть отсутствия технико-экономических показателей под видом коммерческой тайны, что, к сожалению, на практике имеет место. Это недопустимо.

Следует отметить, что из года в год наблюдается увеличение производственных издержек субъектов естественной монополии, производящих электрическую и тепловую энергию по статьям - уголь, мазут, вода и т.д. Например, практически все теплоэлектро-станции работают на экибастузском угле. Технологические процессы и оборудование рассчитаны на экибастузский уголь. Вместо прямых договоров с угледобывающими организациями на поставку угля закуп его осуществляют через посредников, дочерние организации, которых создано огромное количество.

Такое положение имеет место практически по всем закупаемым товарам, материалам. В конечном счете это приводит к удорожанию статей расходов и росту тарифов.

Сложившаяся ситуация в энергетике крайне неблагоприятная: износ теплофикационного и энергетического оборудования на станциях составляет от 50 до 80%. Аналогичная ситуация с тепловыми и электрическими сетями, подстанциями.

Собственники объектов энергетики не вкладывают финансовых средств в ремонт оборудования для снижения производственных издержек, повышения стабильности и надежности его работы, устранения сверхнормативных потерь. Другими словами, собственники не выполняют своих обязательств согласно инвестиционным планам. В соответствии с законодательством под их инвестиционные обязательства государство предо-ставило им налоговые льготы.

Кроме того, даже предусмотренные для ремонта амортизационные отчисления ежегодно недоосваиваются на 50-60%. Куда уходят эти средства?

Техническое состояние объектов энергетики из года в год ухудшается, производственные издержки, сверхнормативные потери растут вместе с тарифами. Для требуемых объемов ремонтных работ необходимы огромные финансовые средства.

Очевиден тот факт, что решить эту задачу только за счет тарифов невозможно.

Изношенность тепловых сетей является причиной потери большого объема теплоносителя и высокой подпитки на станциях. Это, в свою очередь, не позволяет станциям нести номинальные нагрузки и обеспечить качественные параметры теплоснабжения потребителей.

Абсолютно не контролируются грубейшие нарушения со стороны субъектов естественной монополии (теплоэлектростанции) в вопросах соблюдения производственного режима в соответствии с графиком температуры наружного воздуха. Это приводит к огромным искажениям производственных показателей и является лазейкой для завышения затрат и тарифов. Данный вопрос на сегодня полностью выпал из-под контроля, и все отдано на откуп субъекту естественной монополии.

Вне контроля остался такой показатель станции, как удельный расход на производство 1 кВт. ч электроэнергии условного топлива. Имеются жестко установленные нормы удельного расхода топлива.

Превышение их свидетельствует о неудовлетворительном техническом состоянии теплофикационного оборудования станции и повышенном расходе топлива.

Большой износ оборудования привел к резкому увеличению аварийности теплофикационного и энергетического оборудования на станциях. Котлоагрегаты не выдерживают даже двухсуточной непрерывной безаварийной работы.

Субъекты естественной монополии, пользуясь несовершенством отдельных нормативных правовых актов, отсутствием достаточных полномочий, неукомплектованности Агентства по регулированию естественных монополий, отсутствием его территориальных подразделений, бездействием гос-энергонадзора (Министерство энергетики и минеральных ресурсов), несовершенством методики расчета тарифов практически не решают вопросы сокращения производственных издержек.

Таким образом, становится ясно, почему субъекты естественной монополии не заинтересованы в снижении затрат, так как рост затрат можно компенсировать увеличением тарифов.

Но это одна сторона медали, касающаяся интересов потребителей услуг субъектов естественной монополии.

Есть другая, не менее важная, затрагивающая вопросы технического состояния стратегических объектов энергетики, надежность и стабильность их работы.

Положение дел требует принятия экстренных мер.

В первую очередь необходимо осуществить проверку инвесторов, собственников объектов энергетики на предмет финансовой состоятельности, исполнения ими своих инвестиционных обязательств. По результатам проверок определить дальнейшие меры совместно с местными исполнительными органами власти. Одновременно провести технический аудит состояния оборудования, сетей объектов энергетики.

Агентству по регулированию естественных монополий совместно с Министерством энергетики и минеральных ресурсов ввести в действие методику разделения затрат, доходов и задействованных активов при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

Целесообразно разработать и утвердить для каждого субъекта естественной монополии систему целевых количественных показателей (индикаторов).

При утверждении тарифов для субъектов естественной монополии органы регулирования не располагают доказательной базой затрат по оказанию тарифицируемых услуг.

Следует, видимо, прийти к тому, чтобы регулирующий орган мог утверждать стандарты и регламенты подготовки данных для обоснования тарифов, внедрять на практике подготовленные методики и правила ведения раздельного учета субъектов естественной монополии. Необходимо разбить основные производственные фонды естественного монополиста на учетные объекты и выделить те, которые мы контролируем. Определить по каждой учетной группе перечень технико-экономических показателей, обеспечивающих сравнимость функционирования различных типовых узлов, механизмов и видов оборудования. Это позволит восстановить систему отраслевых технико-экономических нормативов и обеспечит статистическую базу для доказательного прогноза затрат высокой точности на средне- и долгосрочную перспективу.

Система тарифообразования должна обеспечить методическое единство подходов при обосновании тарифов субъектов естественной монополии.

Агентство по регулированию субъектов естественной монополии должно быть единым по структуре: центральный (Агентство) и его территориальные по вертикали департаменты, независимые от министерств, ведомств и других государственных органов. Кроме этого они должны быть доукомплектованы финансовой аудиторской службой для действенной и компетентной работы с заявками субъектов естественной монополии.

Для контроля технического состояния объектов энергетики необходимо доуком-плектовать штатную численность госэнергонадзора Министерства энергетики и минеральных ресурсов, что позволит осуществлять технический аудит. Пересмотреть положение госэнергонадзора для повышения полномочий и усиления контроля.

Опыт десятилетней работы приватизированной теплоэлектроэнергетики выявил, что за этот период не было полноценной модернизации и реконструкции оборудования, не вводились новые энергетические мощности, распались и потеряли квалификацию многие ремонтные, строительно-монтажные предприятия, не готовились рабочие кадры для энергетики, научный потенциал занимался разовыми работами на коммерческой основе.

Большей части собственников объектов энергетики не под силу проведение полноценных ремонтов оборудования, его модернизации и реконструкции, учитывая высокий уровень износа и дороговизны проводимых работ.

Рост тарифов на электротеплоэнергию объясняется как ростом цен на топливо, воду, мазут, материалы и оборудование, так и ростом производственных издержек по указанным ранее причинам.

Не производится анализ эффективно-сти использования энергетического оборудования на республиканском уровне, не разрабатывается в должном объеме нормативно-техническая документация по всем видам деятельности энергетики.

Практически развалена научная база в этой области.

Энергетика Казахстана нуждается в привлечении крупных инвестиций для замены устаревшего оборудования, модернизации и ввода новых мощностей.

Налицо необходимость коренного и незамедлительного пересмотра системы государственного управления стратегической энергетической отраслью, которая на сегодня отдана на откуп в большей части недобросовестным и несостоятельным собственникам.

Энергетика не терпит некомпетентного, бесконтрольного и «шапкозакидательного» отношения.

Автор: Ш.А. УРАЗАЛИНОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии