Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Пять причин для ВТОржения

Фото : 29 апреля 2006, 15:21

Некоторые казахстанские эксперты и бизнесмены считают, что вступать нашей стране во Всемирную торговую организацию (ВТО) вообще не нужно. И их можно понять. Но есть и трезвый прагматичный взгляд на ситуацию: отказ от вступления Казахстана в ВТО в долгосрочном плане может принести нашей стране серьезные проблемы во взаимоотношениях с мировой торговой системой. А наши экспортеры будут навсегда лишены возможности защищаться от протекционизма и антидемпинговых мер на мировых рынках. Подготовка и вступление в ВТО станут, вернее, становятся дополнительным инструментом экономической модернизации и укрепления конурентоспособности Казахстана на зарубежных рынках.

В мировой и региональной прессе вокруг благ и недостатков вступления в ВТО было сломано немало копий. Баталиями в медиа-пространстве противостояние сторонников и противников расширения ВТО не ограничилось, выплеснувшись на улицы крупных городов мира в виде схваток радикалов-антиглобалистов и сил правопорядка, защищающих позиции большинства правительств мировых лидеров, выступающих за ВТО как позитивное проявление глобализации. В действительности процесс глобализации, одним из проявлений которого выступает расширение стран — участниц ВТО, — факт свершившийся и имеющий в целом позитивный характер.

В декабре прошлого года на 14-м заседании Совета иностранных инвесторов, в котором участвовало более ста представителей крупных транснациональных корпораций, государственных менеджеров и независимых экспертов, и который был посвящен вступлению Казахстана в ВТО, прозвучало немало аргументов в пользу данного события. Президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер подчеркнул, что Казахстан является чрезвычайно важным и активно развивающимся игроком на мировой арене и теперь для Казахстана очень важно вступить в ВТО. А Питер Тильс, главный исполнительный директор по Центральной и Восточной Европе «Дойче Банк» сказал: «Казахстан достиг очень похвальных успехов. В настоящий момент финансовый сектор Казахстана находится в хорошей форме и готов к вступлению страны в ВТО». Банкиры в один голос подтверждали, что в 1999 году Казахстан стал первой страной СНГ, возвратившейся на международные рынки капитала после азиатского и российского финансовых кризисов. Членство Казахстана позволит ВТО стать более представительной организацией, отражающей растущую важность динамично развивающихся рынков.

И еще одно немаловажное свидетельство, прозвучавшее не Совете инвесторов. Исполнительный вице-президент компании «Тоталь» Кристофа де Маржери отметил, что Казахстан открыл свою экономику для иностранных инвестиций. Страна также оказала поддержку для развития отечественного предпринимательства. Движение в этих направлениях было весьма успешным, и в первую очередь на благо страны. Но не надо останавливаться на достигнутом. «Членство в ВТО, — сказал Кристофа де Маржери, — это возможность работать на мировом рынке по упрощенным правилам. Вместе с тем это и проверка отечественных производителей на конкурентоспособность. Иностранные инвесторы уверены, что казахстанские бизнесмены выдержат конкуренцию».

Что же такое ВТО, и почему вступление в данную организацию каждая страна расценивает как победу в своем развитии? ВТО функционирует с января 1995 года. Решение о ее создании было принято в итоге многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993-го. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994-го, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступили 77 государств, но уже к середине 2003-го ее членами являлись 146 стран — развитых, развивающихся и постсоциалистических. Что касается последних, то членство в ВТО имеют Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Кыргызстан. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 года Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95 процентов мирового товарооборота. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003-м таких стран насчитывалось 29, включая Казахстан и некоторые другие постсоветские государства (Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан).

Главная задача, ради которой создавалась ВТО, — содействие беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. С этим мнением согласно большинство экспертов мирового класса.

Убедительным примером насущной необходимости вступления в ВТО и извлеченной из этого выгоды стало членство Китая в данной организации. Бурный экономический рост, происходивший в Китае в течение последних 20 лет, как хорошо известно, привел к успехам в самых различных сферах жизни этого гиганта. Подстегиваемые активными усилиями на пути реформ, темпы роста, составившие в среднем почти десять процентов в год, привели к появлению широкого спектра новых возможностей в сфере занятости и инвестиций, что способствовало росту благосостояния Китая.

Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике и повлияло буквально на все — от потребительского выбора до инвестиционной политики. На данный момент Китай в полной мере извлекает все выгоды членства в ВТО: от увеличения иностранных инвестиций до прекращения дискриминационных мер по отношению к товарам китайских производителей.

Казахстан, который благодаря успешной и разумной политике проведения экономических и политических реформ с момента обретения независимости, уже стал региональным лидером, не может остаться вне мировых трендов, рискуя потерять темпы своего экономического роста. Уже сегодня республика добилась устойчивого роста во всех секторах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Объем инвестиций в основной капитал составил 1,6 триллиона тенге, что на 23 процента больше аналогичного показателя 2004 года. Международные резервы, включая средства Национального фонда, в марте текущего года выросли на 12,7 процента и составляют 19,4 миллиарда долларов. В связи с этим Президент выразил уверенность в том, что Казахстан сможет удвоить ВВП страны уже к 2008 году, то есть на два года раньше, чем было предусмотрено в десятилетнем стратегическом плане.

Взглянув на карту мира, можно убедиться, что за исключением прибалтийских республик, Грузии и Кыргызстана, постсоветское пространство представляет собой последнюю региональную группу стран, которые не вступили в ВТО. После признания Казахстана страной с рыночной экономикой его основными торговыми партнерами, такими как США и ЕС, более чем уместным будет и получение Казахстаном полного доступа к международному рынку.

Необходимо также понимать, что вступление в состав ВТО — это больше, чем просто благоразумная экономическая политика. Это также и политический меморандум, который выражает стремление страны стать частью международного сообщества, придерживаться международных норм, влиять на них и брать на себя ответственность за международные обязательства. Казахстан уже доказал, что это возможно, принимая активное участие в многочисленных региональных организациях, таких как: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Построение конкурентоспособной экономики невозможно без интеграции в мировую экономику. Факты и цифры говорят сами за себя. Во-первых, сегодня более 50 процентов общего товарооборота Казахстана приходится на страны — члены ВТО. При вступлении в данную организацию России и Украины их доля в товарообороте Казахстана возрастет до 90 процентов. Поэтому для Казахстана очень важно торговать с крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства. Во-вторых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных производителей.

После вступления Казахстана в ВТО будут также отменены существующие и не будут вводиться новые торговые барьеры в отношении казахстанской продукции со стороны стран-членов. И это — третья причина для ВТОржения. А еще есть четвертая — обязательства, принимаемые Казахстаном по доступу на рынок услуг, предполагают дальнейшую либерализацию таких ключевых секторов экономики, как финансовый, телекоммуникационный и транспортный, что также способствует углублению рыночных реформ. Развитие конкуренции в вышеуказанных секторах должно привести к улучшению качества и снижению стоимости данных услуг для потребителей в целом, что призвано увеличить эффективность производства казахстанских товаров и услуг и улучшить их конкурентоспособность. И, наконец, в-пятых, приведение внешнеторгового режима в соответствие с нормами ВТО должно усилить транспарентность процедур и сократить возможности для коррупции.

Помимо этого, все более важным для Казахстана становится развитие внешней торговли, доля которой в ВВП республики выросла с 57 процентов в 1998 году до 84 процентов в 2004 году. При этом особенно актуальным является расширение торговли со странами, не входящими в состав СНГ (наблюдается рост доли экспорта в эти страны с 57 до 69 процентов с 1998-го по 2004 год соответственно). Большая часть этих стран является членами ВТО и становится важными рынками для экспорта казахстанских товаров. Так, вступление в ВТО обеспечит доступ Казахстана на глобальные рынки промышленных товаров, что является чрезвычайно важным для дальнейшей диверсификации и роста экономики республики.

Значимым аргументом за вступление Казахстана в ВТО являются выводы многочисленных исследований, которые не подтверждают высказываемые иногда опасения о том, что режим свободной торговли приведет к потоку дешевой продукции на рынки Казахстана и подорвет отечественное производство. Итоги исследования говорят об обратном — усиление конкуренции станет стимулом для более эффективного распределения ресурсов, привлечения новых технологий и повышения уровня конкурентоспособности товаров на мировом рынке.

И здесь стоит обратиться к весьма авторитетному мнению председателя Комитета Сената Парламента РК по экономике, финансам и бюджету Мусиралы Утебаева, который считает, что в отдельных сегментах экономики ввиду их неконкурентоспособности следует ожидать определенного спада производства. В первую очередь, он неизбежен в неконкурентоспособных импортозамещающих промышленных и сельскохозяйственных производствах. Сенатор, выступая недавно в «Казахстанской правде», дал четкую перспективу дальнейших действий в отношении перспектив развития агропромышленного сектора. Здесь должны проявить себя меры «зеленой корзины», осуществляемые через государственные программы, финансируемые за счет средств бюджета. Считается, что такой подход способствует минимальному воздействию на производство и торговлю аграрной продукцией, поскольку на эти меры не распространяются ограничительные обязательства ВТО. Причем сама «зеленая корзина» предусматривает самый широкий спектр услуг и расходов. Только надо толково использовать предоставленные возможности. Исследовательские работы в области контроля за вредителями и заболеваниями, повышения квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве, распространения опыта и консультационной помощи, инспектирования, маркетинга и сбыта, инфраструктурных услуг, государственных закупок и общественного хранения запасов товаров для продовольственной безопасности и многих других. Это не нудный и мало кому интересный перечень, а реальный путь весомой поддержки аграрной отрасли.

В условиях Казахстана следует, как рекомендуют эксперты, максимально приблизить уровень государственной поддержки до параметров, рекомендованных ВТО. В частности, ускорить индустриализацию отрасли, провести комплекс мер по развитию инфраструктуры агропромышленного комплекса, перевести на международные стандарты сферу переработки сельхозпродукции и обеспечить деятельность запланированных пилотных кластеров по переработке зерна, молока, плодоовощной продукции и хлопка. Аналогичные задачи предстоит реализовать и в других отраслях экономики.

Что же ожидает Казахстан после вступления в ВТО? Если исключить крайние точки зрения, то нашу страну ожидает целый ряд позитивных эффектов, которые нивелируют любые негативные факторы. Прежде всего будет расширен доступ казахстанским товарам на рынки стран — членов ВТО, Казахстану со стороны стран — членов ВТО будут предоставлены такие же права, которые имеют все остальные торговые партнеры. В частности, к товарам, экспортируемым из республики, не должны применяться количественные ограничения, существующие в настоящее время, а также несправедливые антидемпинговые пошлины и иные меры дискриминационного характера. Казахстан также будет иметь дополнительные и выгодные пути транзита для своих товаров.

Признание Казахстана страной с открытой рыночной экономикой не только повысит имидж страны, но и позволит Казахстану автоматически получить в отношениях со всеми членами ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

К числу позитивных факторов можно отнести создание транспарентной и предсказуемой внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам, и содействие в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность. Вступление в ВТО позволит расширить количество и улучшить качество предлагаемых для потребителя товаров, простимулирует экономический рост на основе расширения торговли в долгосрочном плане. При урегулировании споров использование механизма ВТО тоже является веским аргументом, особенно актуально это для малых стран в их торговых спорах с более крупным партнером. И наконец, участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров по широкому кругу вопросов, в том числе посредством голосования при принятии решений, которые будут определять правила международной торговли на долгосрочную перспективу, дает Казахстану возможность продвигать свои торговые и экономические интересы.

Очевидные преимущества обусловливают насущную необходимость вступления Казахстана в ВТО, которое послужит одним из важных шагов по реализации модернизационной стратегии, озвученной Президентом Нурсултаном Назарбаевым в его Послании народу Казахстана. «Убежден, что вступление в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках», — подчеркнул Президент РК.

Тимур ДАВЛЕТОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии