Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Министр культуры опровергает заявления о продаже телеканала «Казахстан» Евразийской промышленной ассоциации

Фото : 3 мая 2006, 14:33

АСТАНА. 3 мая. Kazakhstan Today. Министр культуры и информации опровергает заявления о том, что акции государственного телеканала «Казахстан» будут проданы Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА), передает корреспондент агентства.

«Я официально заявляю с главной политической трибуны страны: это ложь», - заявил Ермухамет Ертысбаев, отвечая сегодня на соответствующий вопрос депутатов на пленарном заседании мажилиса.

Как сообщалось ранее, депутаты мажилиса в своем обращении на имя главы государства высказали опасение, что государственный телеканал «Казахстан» может быть продан Евразийской промышленной ассоциации. «Обеспокоенность вызывает также заявление министра о возможном привлечении к финансированию государственных СМИ средств Евразийской промышленной ассоциации и Казкоммерцбанка. Осознает ли министр, что это приведет к передаче стратегического информационного ресурса государства под влияние финансово-промышленных групп?» - отмечается в обращении к президенту.

Хотел бы поблагодарить вас за предоставленную мне возможность, наконец, окончательно прояснить ситуацию, связанную с республиканской корпорацией "Телевидение и радио Казахстана", расставить, так сказать, точки над i по многим вопросам, волнующим казахстанскую общественность.

К сожалению, мое выступление происходит в условиях, когда вокруг ситуации в государственном предприятии инспирирована мощная информационная волна, направленная на то, чтобы склонить политическую власть не к конструктивным, а к эмоциональным поступкам. Поэтому ясный и прозрачный анализ произошедшего, понимание оппонирующих точек зрения, а самое главное - четкость понимания последствий необходимы нам всем.

Необъективное освещение развития событий, касающихся перестановок в руководстве РК ТРК, привело к тому, что в обществе начали циркулировать и воспроизводиться различные мифы, отражающие реальное положение дел в однобоком свете.

Первый миф касается правомочности действий министерства по осуществлению кадровой ротации. Этот миф касается чистоты исполненных процедур и развенчивается достаточно четко. Для этого хотелось бы разъяснить действия министерства буквально по шагам.

Первое: решение о смене руководства РК ТРК должно приниматься советом директоров корпорации, согласно ст. 15 Устава РК ТРК. К 18 апреля совет директоров, как управляющий орган, практически не существовал, поскольку С.Тауекел уволился 24 августа 2005 года, К.Джанаханов уволился 18 февраля, бывший вице-министр А.Досжан перешел на работу в администрацию президента. То есть учитывая, что в совете директоров всего пять человек, этот орган фактически перестал быть рабочим. Поэтому первым шагом министерства стало восстановление совета, для чего была использована статья 14,3 устава о том, что единственный стопроцентный акционер имеет право созвать внеочередное общее собрание. Решением министерства в состав совета директоров были введены новые члены, и данный орган был восстановлен.

Второй шаг: совет директоров, согласно процедуре, провел заседание, на котором рассматривался вопрос о переизбрании председателя правления Акционерного общества. На эту должность был назначен известный журналист Нуртлеу Имангалиулы, имеющий почти тридцатилетний опыт работы в масс-медиа, и в частности в корпорации. Замечу, что это решение совет директоров принял после многочисленных консультаций, проведенных в правительстве, в администрации президента и в министерстве, а также в экспертной и профессиональной среде. Так что утверждение о скоропалительности или спонтанности данного решения является сильным преувеличением.

Третий шаг: только после решения совета Комитетом по информации и архивам был выпущен приказ о том, что управляющий государственный орган "соглашается" с его решением, что, по сути, является лишь своеобразной ратификацией.

Таким образом, кадровая перестановка в Акционерном обществе РК ТРК произошла исключительно в правовом поле.

Второй миф, который активно культивируется, касается целесообразности смены руководства, - миф о том, что деятельность руководства корпорации и именно Галыма Доскена носит безусловно положительный характер, на чем, кстати, настаивает и Общественная комиссия по изучению ситуации в телерадиокорпорации.

Телевидение - очень тонкая вещь, которой сложно давать объективную оценку на эмоциональном уровне, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Однако и в этой сфере существуют объективные показатели эффективности работы теле- и радиоканалов. Прежде всего речь идет о рейтинговой системе, прямо отражающей реальную картину и качество работы телеканала. По данным всемирного рейтингового агентства "Гэллап", в октябре - декабре прошлого года наблюдалось устойчивое падение смотрибельности прайм-тайма телеканала "Казахстан" с 24,1 до 20,3 пункта. Для сравнения: у КТК этот показатель является 65,7 и, соответственно, рост до семидесяти процентов за аналогичный период. У телеканала НТК, не имеющего даже охвата аудитории, подобного "Казахстану", показатели и того выше и составляют 28,5 процента охвата в прайм-тайм.

Еще один немаловажный показатель, заставляющий задуматься: доля телезрителей телеканала "Казахстан" составляет всего лишь 1,5 процента от общей аудитории! Для сравнения: доля "Первого канала Евразия", являющегося, по сути, иностранным телеканалом составляет около 41 процента аудитории в сутки!

Теперь о финансовой эффективности использования государственных средств. При бюджете в три миллиарда тенге, выделенных государством в 2005 году для корпорации, телеканал "Казахстан" обладает долей в рекламных бюджетах только 2,7 процента! Для сравнения: тот же показатель у небольшого частного телеканала "Рахат ТВ" составляет 6,8 процента. И опять же "Первый канал Евразия" обладает долей в 39 процентов рекламного рынка! На мой взгляд, цифры, говорящие об уровне эффективности использования государственных средств, говорят сами за себя.

Не буду подробно останавливаться на конкретных фактах прямых финансовых нарушений, допущенных руководством корпорации за период своего управления. Об этом в деталях написано в документе Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан, в котором свод нарушений занимает чуть менее тридцати страниц. Предвижу возражения, что качество вещания национального телевидения не может быть оценено лишь голыми цифрами, это-де "тонкая интеллектуальная сфера", где сугубо финансовый подход недостаточен. Хорошо, давайте будем откровенны друг с другом, - ведь качество вещания телеканала "Казахстан" не критиковал лишь ленивый практически за весь длительный период существования республиканской корпорации "Телевидение и радио Казахстана". Разве это не так? Критика раздавалась со стороны практически всех, кто искренне обеспокоен информационной безопасностью нашей родины. Почему же сейчас оппоненты министерства пытаются вывести бывшее руководство корпорации из зоны критики?

Третий миф заключается в навязывании общественности идеи о якобы национальной подоплеке этой ситуации. На самом же деле происходит искажение понимания государственной политики в том, что телеканал "Казахстан" намеренно превращался в некую "вещь в себе", "государство в государстве". Впервые мы столкнулись с феноменом, когда национально-патриотическая риторика и национальные ценности стали фактическим прикрытием для формирования идеи об исключительности бывшего председателя правления, что только он и заинтересованная группа вокруг него являются радетелями государственно-патриотических идей. Что, в нашем государстве никто, кроме них, не знает, что такое национальная политика? Очевидно, что с помощью такой корпоративной идеологии, кстати, сознательно культивировавшейся в телерадиокорпорации, осуществлялись попытки компенсации управленческой несостоятельности руководства акционерного общества.

Как ни парадоксально это звучит, но в корпорации оставались и принимались на работу лишь "нужные" для руководства люди. И критерием их профессиональной пригодности служила зачастую не столько компетентность и практический опыт работы, сколько неукоснительное выполнение требований и установок руководства. Этому есть объяснение. Только в период своего назначения на пост председателя правления РК ТРК Г.Доскен уволил 69 человек, в том числе 40 специалистов одним приказом. Только за один 2002-й год Галымом Доскеном были уволены 292 сотрудника корпорации. Почему это тогда осталось незамеченным общественностью?

Очевидно, что рабочие места неугодных в основном заняли представители некоего религиозного течения, имеющего весьма спорную связь с казахской традицией и классическим суннитским исламом, а тем более с политикой государства. У нас собрано достаточно материалов по данному вопросу, в том числе и видеосвидетельства, но я полагаю, что это вопрос компетенции Совета безопасности. Кстати, сегодня в 15.00 часов я приглашен на его заседание по религиозным вопросам и там доложу о нашем сегодняшнем разговоре.

Хочу сказать, что такой нездоровый корпоративизм привел к формированию непозволительной для государственного медиа-холдинга гиперавтономности. Сам Галым Доскен на мои неоднократные попытки пригласить в министерство отвечал упорным игнорированием, если можно так выразиться. Резюмируя вышесказанное в целом, я хочу отметить, что все описанные мифы сводятся к одному - к подмене объективных критериев оценок фактором эмоций, за которыми стоят конкретные экономические и групповые интересы. Бюджет корпорации большой. А о том, как там делаются деньги, я готов доложить вам отдельно. Факты и схемы, применяемые до этого времени там, у нас имеются. И в этой ситуации все обвинения в моей аффилированности с Евразийской промышленной группой являются по меньшей мере несерьезными, прямой попыткой свалить с больной головы на здоровую...

Но сейчас я хотел бы подойти к главному тезису своего выступления - о том, какие вызовы для нашего общества содержатся в таких и подобных им ситуациях. Главным вызовом является то, какой уровень критериев взят нами для квалифицированного анализа сложившегося положения? Главой государства озвучена амбициозная задача - войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. И в условиях нашей нарастающей открытости перед глобальными информационными и культурными потоками только конкурентоспособные СМИ, только конкурентоспособное информационное пространство страны способны обеспечить сохранение и развитие национальной идентичности на фоне глобализации. Вопрос стоит таким образом, как государственное телевидение собирается конкурировать в международном информационном пространстве, если оно не выдерживает соревнования за популярность даже с локальными телестанциями? Иными словами, нам предстоит поднять информационное поле страны на тот уровень, который способен не только эффективно конкурировать в системе глобальных трендов, но и осуществлять это на базе собственных национальных, казахстанских ценностей.

В таких исторических условиях наметившееся стратегическое отставание единственного государственного телеканала от ведущих игроков отечественного медиа-рынка усугубилось отсутствием стратегического видения у прежнего руководства.

1 марта т.г. на специальном заседании Совета безопасности мной была инициирована подготовка трех базовых концепций для развития отечественного медиа-рынка. Президентом страны они поддержаны. Одна из них касается вопроса модернизации государственных СМИ страны, прежде всего их технологического переоснащения. В связи с этим нами и министерством был сделан конкретный запрос прежнему руководству корпорации по основным приоритетам модернизации и повышению конкурентоспособности телерадиокорпорации в предстоящий среднесрочный период. Мы надеялись получить концептуальное видение перспектив, однако его не оказалось. Все документировано: есть официальный запрос министерства, есть официальные ответы руководства телекорпорации.

В результате слабости стратегического планирования и стратегического менеджмента у корпорации размытое видение перспектив дальнейшего развития и фактически нет конкурентоспособного планирования. Какова программа модернизации канала на ближайшую перспективу? Какова концепция содержательной части вещания? Что надо сделать, чтобы быть конкурентоспособным телерадиоканалом? Все эти вопросы неоднократно ставились перед бывшим руководством корпорации, однако четкого и продуманного плана модернизации, адекватных концепций среднесрочного плана действий мы не получили.

Таким образом, очевидно, что в корпорации назрели глубинные проблемы, которые так или иначе должны были вырваться наружу, и затягивание во времени лишь усугубляло бы ситуацию. Вот почему были необходимы такие решения.

В целом не могу не отметить, что общенациональный канал имеет большой потенциал для своего дальнейшего развития и совершенствования. Как я уже отмечал, задачи в этом плане были поставлены нами перед новым руководством телеканала и, уверен, будут в дальнейшем претворены в жизнь.

В качестве главных задач РК ТРК на предстоящий период я вижу решительное восстановление государственнической линии, преодоление избирательного подхода в освещении национальной культуры, повышение уровня качества телевизионных программ, что в итоге должно отразиться на росте рейтингов и показателей доверия казахстанцев к государственному телевидению.

Таковы основные моменты, связанные с ситуацией, сложившейся вокруг Акционерного общества "Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана»". Уверен, вы, как представители политической элиты страны, имеющие большой практический и жизненный опыт и представляющие интересы народа во власти, конечно, воспримете всю важность и значимость этого вопроса с точки зрения обеспечения интересов государства, общества, нации.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии