Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мажилис: «второе» регулирование миграционных процессов

Фото : 16 мая 2006, 10:28

АСТАНА. 15 мая. (Жигер Байтелесов) - В комитете Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности подготовлены ко второму чтению законодательные поправки, касающиеся регулирования миграционных процессов. При этом принята поправка депутатов Уалихана Калижанова и Михаила Трошихина. В соответствии с ней иностранцы и лица без гражданства, являющиеся субъектами частного предпринимательства. Обязаны осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников - граждан Республики Казахстан.

По предложениям, предусматривающим дополнительные расходы бюджетных средств, получено отрицательное заключение Правительства. Однако, как отмечает головной комитет в своем заключении к поправкам, они включены в Сравнительную таблицу для дальнейшего рассмотрения на пленарном заседании Мажилиса, как ожидается, 17 мая.

У Правительства есть свои доводы для отказа. Согласно, к примеру, предложению депутата Амангельды Айталы предлагается исключить из законопроекта дополнения в отношении определенной категории лиц, имеющих льготное право на получение разрешения на постоянное проживание. А именно «лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской ССР, а также имеющих в соответствии международными соглашениями и законодательными актами Республики Казахстан право на приобретение гражданства Республики Казахстан в упрощенном порядке, и членов их семей».

В результате миграционных потерь 90-х, произошло уменьшение численности населения, в том числе и его активной части. Примерно 18 - 20 процентов выбывших граждан составляло население в возрасте моложе трудоспособного. В своем обращении к народу Казахстан «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год», Президент страны отметил необходимость восполнения миграционных потерь за счет приема иммигрантов, прежде всего, из числа бывших казахстанцев работоспособного возраста. Согласно статистическим данным по распределению возрастных групп с 2—1 года по 2005 год, отмечается увеличение численности населения именно трудоспособного возраста. Так, в возрасте 30 - 54 лет в 2001 году было - 4,8 миллиона человек, 2002 году - 4,9 миллиона человек, 2003 году - 4,9 миллиона человек, 2004 году - 5 миллионов человек, 2005 году - 5,1 миллиона человек. За период с 2000 по 2005 годы в страну въехало 25,3 тысячи человек пенсионного возраста и 75,2 тысячи детей до 16 лет, а выехало 80,6 тысячи человек пенсионного возраста и детей до 16 лет - 103,4 тысячи человек. Анализ динамики миграционных процессов показывает, подчеркивается в заключении комитета, что основная часть прибывающего населения - это лица трудоспособного возраста. Таким образом, тенденция роста иммигрантов напрямую не оказывает существенного влияния на увеличение доли населения пенсионного возраста.

Правительство мотивирует также свой отказ и относительно предложения депутатов Тохтара Аубакирова, Тулебека Космамбетова и Тито Сыздыкова, касательно увеличения доли граждан Республики Казахстан, работающих в зарегистрированных на территории республики иностранных юридических лицах, - до 90 процентов.

Ежегодный прирост иностранной рабочей силы объясняется высокими темпами экономического роста, стабильностью политической системы, интеграцией страны в мировое сообщество, а также несоответствием количественной и качественной структуры спроса и предложения рабочей силы на внутреннем рынке труда. В 2005 году в Казахстане действовали свыше 1,3 тысячи предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу. На 1 февраля текущего года на данных предприятиях осуществляли трудовую деятельность 218,6 тысячи работников, в том числе 198,7 тысячи человек - граждане Республики Казахстан. Анализ кадровой структуры крупных предприятий показывает, что доля казахстанских работников колеблется в пределах от 60 процентов до 70 процентов. Данные показатели в условиях положительных тенденций на рынке труда, характеризующихся снижением уровня безработицы, усилением миграционных процессов, являются наиболее оптимальными. Повышение процентного содержания казахстанских кадров, по мнению Правительства, может привести к срыву своевременного ввода приоритетных инвестиционных проектов в нефтегазовой  и строительной отрасли. Ибо в настоящее время на внутреннем рынке труда ощущается нехватка квалифицированных кадров.

Дано Правительством обоснование также на предложение Ивана Чиркалина об определении порядка платежеспособности лиц, претендующих на получение разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан.

Согласно статьи 61 Конституции Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения и устанавливают основополагающие принципы и нормы, в том числе касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц. Иные отношения регулируются подзаконными актами. Учитывая, что порядок подтверждения платежеспособности носит процедурный характер, он должен регулироваться подзаконным актом. В настоящее время действует постановление Правительства от 26 ноября 2003 года «Об утверждении Правил подтверждения иностранными гражданами и лицами без гражданства, претендующими на получение разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан, своей платежеспособности в период пребывания в республике Казахстан». Кроме того, говорится в заключении, принятие данной поправки излишне и необоснованно перегрузит текст проекта закона.

Докладчиком на пленарном заседании Мажилиса головным комитетом определен депутат этой Палаты Уалихан Калижанов.

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746303


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии