Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мажилис занялся налогами

Фото : 17 мая 2006, 13:56

АСТАНА. 17 мая. (Жигер Байтелесов) - С 1 января в Казахстане вводится фиксированная ставка индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов для всех физических лиц. Об этом заявлено Правительством, представившем в Мажилис проект законодательных поправок, касающихся налогообложения. Сегодня, 17 мая, Мажилис на пленарном заседании  направил предлагаемые налоговые новшества в комитет Палаты по финансам и бюджету для подготовки заключения к 14 июня

В правительственном документе поясняется, что с целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников, предлагается исключить из облагаемого дохода минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения единой ставки индивидуального подоходного налога должно стать, утверждает Правительство, повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.

Предусмотрено осуществление последовательного снижения НДС. С 2007 года предлагается снизить ставку с 15 до 14 процентов, с 2008 года - до 13 процентов, с 2009 года - до 12 процентов. Снижение НДС позволит предприятиям высвободить средства из оборота, которые могут быть направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.

Как обращается внимание, предполагается снижение социального налога в среднем на 30 процентов с 2008 года, что станет стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников. Суммарная налоговая нагрузка (индивидуальный подоходный и социальный налоги) на труд должна будет снизиться в два раза. Это, по замыслу авторов поправок, повысит долю легальной формы выплаты заработной платы и снизит номинальную налоговую нагрузку на компании со значительными расходами на оплату труда.

С учетом новой налоговой политики предусматривается снижение ставок налога в специальном налоговом режиме на основе патента с 3 до 2 процентов. То же в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации вместо раздельной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 до 5 процентов и от 3 до 7 процентов предусматривается соответственно единая ставка на уровне 3 процентов. Эта мера, как отмечают авторы нововведений, окажет поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи. Малый бизнес станет питательной средой для появления новых высокотехнологичных производств и предприятий обрабатывающего сектора.

В соответствии с поправками вводится особый порядок уплаты НДС предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Режим заключается в уменьшении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет на 50 процентов. Высвобожденные средства помогут предпринимателям расширить и развить свои производства, повысить конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке. Все это делается в целях создания благоприятных адаптационных условий перед вступлением в ВТО. Они позволят, в понимании разработчиков поправок, поддержать сельское хозяйство в переходный период, развивая переработку сырья.

Исходя из новых законодательных норм, ликвидируется двойное налогообложение дивидендов. В первую очередь, эта мера приведет к повышению инвестиционной привлекательности долевого участия в компаниях, долгосрочных вложений. Это означает повышение финансовой устойчивости предприятий и приток инвестиций. Подобный шаг позволит свободно участвовать в уставном капитале новых или формирующихся высокотехнологичных компаний по всему миру для овладения передовыми технологическими идеями. Ликвидация двойного налогообложения позволит применять прозрачные схемы участия и обеспечит свободу выбора структуры холдинга. Не в последнюю очередь, данная мера позволит активизировать фондовый рынок.

Как напоминают правительственные разработчики, в целях развития высокотехнологичных секторов экономики был создан СЭЗ «Парк информационных технологий». В 2005 году список деятельностей, соответствующих целям создания СЭЗ, был дополнен видами деятельности, непосредственно связанными с производством продуктов с большой долей современных, информационных технологий. Проектом предлагается распространить на них льготный режим налогообложения. Это позволит, как представляют инициаторы проекта, уже в близком будущем создать на территории зоны современные комплексы, осуществляющие производство наукоемкой продукции.

Город Астана, заявляет Правительство, имеет возможность стать образцовой столицей на евразийском пространстве. Реализация потенциала требует осуществления значительного числа масштабных проектов. Создание благоприятного имиджа города как места для делового туризма, формирование академической среды и медицинского кластера, потребует, подчеркивает Правительство, сопутствующего развития инфраструктур города и непосредственного строительства новых объектов. В целях реализации поставленных задач предлагается продлить действие льготного режима на территории СЭЗ «Астана - новый город».

Мощь Прикаспия будет прирастать не только нефтью и газом

Активное развитие прикаспийского региона связано не только с реализацией его нефтегазового потенциала, заявляют авторы налоговых поправок, но и других резервов роста. Создание и развитие транспортной инфраструктуры связано с реализацией подобных резервов и способно повысить конкурентные преимущества казахстанской экономики в каспийском регионе. В этих целях образован СЭЗ «Морпорт Актау», открываются морской порт Баутино и формируется современный отечественный торгово-морской флот в Каспийском море. Реализация данных проектов требует импорта дорогостоящих морских судов, оборудования. Предоставление возможности уплаты НДС методом зачета, полагают авторы проекта законодательных нововведений, при импорте морских судов снизит стоимость и сократит сроки создания торгового флота.

Потребность в активном привлечении неправительственных организаций к развитию социальной сферы стало причиной разработки и принятия закона «О государственном социальном заказе». Закон предполагает широкое участие НПО в реализации проектов в области образования, науки, медицины и культуры. С целью обеспечения наиболее эффективного освоения средств, выделяемых в рамках государственного социального заказа, предлагается освободить эти средства от корпоративного подоходного налога, а обороты по реализации НДС.

Переориентация системы социальной поддержки в соответствие с законами рыночной экономики требует принятия населением ответственности за свое будущее. В качестве подобной меры был введен механизм накопительного пенсионного обеспечения, который предоставляет возможность гражданам самостоятельно обеспечить себе достойную старость. С целью расширения этих возможностей предлагается отменить нормы, ограничивающие размер добровольных пенсионных взносов, которые можно отнести на вычет при определении сумм индивидуального подоходного налога. Эта мера позволит активизировать участие населения в накопительной пенсионной системе.

Для обеспечения населения доступным жильем Правительством была разработана государственная жилищная программа, рассчитанная на период до конца 2007 года. Проектом предлагается продлить норму по освобождению от корпоративного подоходного налога доходов банков в виде вознаграждения по ипотечным кредитам, выданным в период до конца 2007 года. Эта мера позволит снизить ставки вознаграждения по ипотечным кредитам и поддержит успешное завершение государственной жилищной программы.

С учетом поправок будет усовершенствован механизм исчисления авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. Основной проблемой в этой области являются значительные различия в специфике ведения деятельности в различных отраслях. Присутствует сезонность, зависимость от поставщиков сырья, нестабильная клиентская база (зависимость от результатов ежегодных тендеров и конкурсов). Это усложняет планирование своей деятельности на год. Когда не возможно точно определить объемы своего производства это приводит к неверному исчислению авансовых платежей и, следовательно, к наложению штрафных санкций.

Данная проблема была частично решена ранее путем предоставления налогоплательщику возможности осуществлять корректировку авансовых платежей в течение года без согласования с налоговыми органами. Проектом нововведений предлагается увеличить величину отклонения фактической суммы налога и суммы авансовых платежей, при превышении которой к налогоплательщику применялись штрафные санкции с 10 до 20 процентов. Параллельно разработчиками проекта поправок предлагается снизить штраф с 70 до 40 процентов от величины отклонения. Эта мера в сумме с возможностью корректировки авансовых платежей без согласования с налоговыми органами позволит учесть в этом вопросе специфику различных отраслей экономики, снизить размер коррупции.

По подсчетам правительственных разработчиков, в связи с изменениями в Налоговый кодекс потери доходов составят в 2007 году 73,8 миллиарда тенге, в том числе потери республиканского бюджета - 44,4 миллиарда тенге, из них по НДС - 38,4 миллиарда тенге, по дивидендам - 6,0 миллиарда тенге. Потери доходов местных бюджетов составят 29,4 миллиарда тенге, по налогам с субъектов малого бизнеса - 1,4 миллиарда тенге.

В 2008 году потери государственного бюджета составят 146 миллиардов тенге, в том числе: республиканского бюджета - 46,0 миллиарда тенге (потери по НДС), местного бюджета - 100 миллиардов тенге (потери по социальному налогу). В 2009 году потери республиканского бюджета по НДС составят 58 миллиардов тенге.

Новые законодательные формулировки предлагается ввести в Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс, а также в закон «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии