Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Импорт легковых авто: чужого хлама нам не надо

Фото : 22 мая 2006, 10:31

АСТАНА. 22 мая. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ Количество подержанных легковых автомобилей на рынке Казахстана достигает критической массы. В связи с этим в правительстве поднимается вопрос о повышении таможенных пошлин на ввоз автомашин в возрасте 3 и более лет, наряду с этим - предлагается ввести запрет на импорт праворульных иномарок.

Только за последние 4 года в республику было ввезено более 800 тысяч старых иномарок, тогда как весь автопарк страны насчитывает 1,5 млн. единиц автотранспорта. В 2005 году из завезенных к нам 200 тысяч подержанных авто возраст более 140 тысяч машин превышает 7- летний рубеж.

Статистика более чем красноречивая, если учитывать к тому же, что с каждым годом доля старья в общем потоке «колесного» импорта увеличивается. При таких темпах Казахстан в ближайшие 5 лет, как предрекают эксперты авторынка, может превратиться в неуправляемую свалку утилизованных автомобилей.

Если оглянуться на опыт других стран, то мы окажемся едва ли не единственными, кто продолжает вести лояльную политику в отношении ввоза старого автотранспорта. Скажем, в странах Евросоюза действуют жесткие ограничения на сроки эксплуатации автомобилей. Ездить на автомашинах старше 7 лет там запрещено. Стоит заметить, что процесс утилизации отслуживших машин в Европе обходится весьма недешево, поэтому европейские автовладельцы готовы еще приплатить тем, кто согласен вывезти это «добро» за границы государства.

За последние годы увеличение ввозных пошлин предприняли почти все наши соседи по СНГ, в том числе и Россия, где сегодня импорт «семилетних» иномарок свелся практически к нулю. Оплата пошлины в размере 2,7 евро за 1 куб. см объема двигателя выросла до стоимости новенькой иномарки, поэтому теряется всякий смысл ввоза старья. Литва, Латвия, Эстония и Беларусь ввели полный запрет на ввоз автомашин старше определенного срока эксплуатации.

Очевидно, поставить заслон на пути старых иномарок пришлось бы рано или поздно. Если судить объективно, причин для повышения пошлин более чем достаточно. Это и ухудшающаяся экология, и растущая аварийность на дорогах, уносящая жизни тысяч людей. В таких крупных городах, как Алматы, Астана, Шымкент, доля выхлопных газов, по некоторым оценкам, достигает до 80 % всех вредных выбросов в атмосферу. При этом третья часть выбросов приходится на старые автомобили, использующие низкокачественное топливо.

Как отметил министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник на совещании по данному вопросу, «мы будем двигаться постепенно». Министерство предлагает оставить минимальный «льготный» размер пошлины для новых автомобилей (0-2 года), для автомашин сроком эксплуатации от 3 до 7 лет ввести пошлину от 1,5 до 2 евро, более 7 лет - на уровне где-то 2,5 евро на 1 куб. см. объема двигателя. Последняя цифра будет еще обсуждаться, уточнили в МИТ РК.

Для тех стран, где уже развит или набирает мощности собственный автопром, защитные меры, как известно, являются одним из важных условий привлечения инвестиций в автомобильное производство. В последние годы такие страны, как Китай, Бразилия, Индия, уверенно чувствуют себя в первой десятке автомобильных держав. В Бразилии и Китае ввоз подержанных автомобилей вообще запрещен. В Индии пошлины на подержанные иномарки в последние годы колеблются в районе 150-200%.

Ни в одной из этих стран импортные пошлины на новые автомобили иностранного производства не опускаются ниже 35-40%. Такие меры вкупе с льготным налоговым режимом и мерами по поощрению потребительского спроса на новые автомобили позволили этим странам привлечь в отрасль значительные иностранные инвестиции и выйти на рекордные темпы роста отечественного автопроизводства.

В Китае иностранные инвестиции в автомобильную отрасль достигли 30 млрд. долларов США. В Бразилии этот показатель составляет 21 млрд. долларов, в России за последние десять лет в автопром вложено 2 млрд. долларов. Те инвестиции, которые вложены в казахстанское автомобилестроение, - просто сущие копейки.

Однако и сегодня, по истечении трех лет после повышения пошлин, российские чиновники и эсперты авторынка вынуждены признать, что мощности собственного автопрома далеки от насыщения внутренних потребностей. Зато растут объемы «серого» импорта. Люди по-прежнему выбирают «свежепригнанные» иномарки, не имея возможностей покупать дорожающие отечественные марки и еще более недосягаемые по цене новые автомобили иностранного производства.

Наш единственный сборочный завод «Азия-авто» (г.Усть-Каменогорск) выпускает минимальные партии автомобилей, не сравнимые с тем количеством машин, которые завозятся из других стран. Другой вопрос - смогут ли они удовлетворить в полной мере спрос населения по цене и, главное, качеству. Ведь тот, кто сел за руль комфортной иномарки, вряд ли променяет импортную модель на продукцию российского автопрома, и тем паче местного.

По оценкам специалистов, в прошлом году на вторичном авторынке Казахстана было продано почти 700 тысяч подержанных автомобилей. С ростом благосостояния населения растут и платежеспособность, и покупательский спрос, который подстегивается кредитной экспансией банков. Однако чем этот спрос будет реально подкрепляться, если не за счет курсирующих автокараванов, не совсем понятно.

Открывая туманные пока горизонты для собственного автопрома, мы загоняем население в угол, в ситуацию, когда средство передвижения может перейти в категорию предметов роскоши. До каких пределов подорожают иномарки - во власти рынка, но то, что с введением новых пошлин «железный конь» станет менее доступным для кошелька среднестатистического казахстанца, - не вызывает сомнений.

Другой немаловажный аспект заключается в том, что поставка в страну подержанных импортных авто стала чрезвычайно выгодным бизнесом, в тени которого вращается, по некоторым оценкам, не один миллиард долларов. Существующие схемы растаможки подержанных автомобилей поощряют громадную волну «серого» импорта.

По оценочным данным, средняя декларируемая стоимость автомашины при ввозе не превышает 1000- 1500 долларов. Эти же автомобили на внутреннем рынке продаются по 5-6 тысяч долларов. Если перемножить реальные цены на число завезенных машин, то, по самым скромным расчетам, в теневом обороте вращается более 4 млрд. долларов, из которых 1,5 млрд. государство теряет в виде налогов.

Андрей Середников, президент Союза автомобильных дилеров Казахстана утверждает, что 15 % доходов от официальных продаж автомобилей обеспечивают 75 % поступлений в бюджет от всего объема автоимпорта. Хотя тут надо сказать, что и высокие пошлины - не панацея. Сами по себе они не гарантируют исправных платежей в бюджет, также как и многих других чудесных превращений. Люди не кинутся в автосалоны за сверкающими новизной «мерсами» и «джипами», сам собой не наберет силу отечественный автопром, и аварийности на дорогах может не убавиться.

Судя по опыту развитых стран, кроме таможенных пошлин существует масса инструментов для стимулирования притока инвестиций в автопром, и господдержка производителей - один из таких влиятельных рычагов. В этих же странах создают более мягкие условия выдачи автокредитов, там же меняют старые автомобили на новые, пуская металлолом в переработку для производства сельскохозяйственной техники. Не следует забывать, что пошлины - всего лишь защитные меры. Они способны дать эффект в том случае, когда мы будем утроенными усилиями развивать то, что пытаемся защитить.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии